Методы увеличения пропускной способности нефтепровода

Увеличение потребности в нефтепродуктах в рассматриваемом экономическом районе, обусловленное особенностями его развития, влечет за собой увеличение:

а) мощности нефтеперерабатывающего завода (заводов), обслуживающего этот район.

б) средств доставки продуктов переработки нефти потребителям.

Возрастание мощности завода, в свою очередь, приводит к необходимости увеличения пропускной способности транспортных средств, доставляющих нефть от промыслов на нефтеперерабатывающий завод.

Так возникает задача об увеличении пропускной способности действующего нефтепровода.

Часто еще в задании на проектирование ставится условие, что производительность нефтепровода должна наращиваться и наибольшего значения достичь лишь к определенному сроку. Диаметр такого нефтепровода выбирается соответствующим наибольшей производительности. Нефтеперекачивающие станции строятся и вводятся в эксплуатацию не одновременно, а по очередям.

Увеличение пропускной способности нефтепровода от Q до Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru может быть достигнуто изменением характеристики трубопровода или насосных станций, при котором рабочая точка на совмещенной характеристике Q — Н переместится вправо.

Отношение

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru

называется коэффициентом увеличения пропускной способности. Наиболее просто задача решается при очень большой крутизне характеристик насосных станций (вертикальная линия для поршневых насосов). В этом случае увеличение пропускной способности осуществляется установкой на каждой станции дополнительных насосных агрегатов, включаемых параллельно, и если на каждой станции было по К рабочих насосов, а после установки дополнительных их стало Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru , то коэффициент увеличения пропускной способности

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru .

(Предполагается, что насосы одинаковые).

Увеличение расхода после включения в работу дополнительных агрегатов приводит к увеличению потери напора. Рабочая точка на совмещенной характеристике Q — H переместится не только вправо, но и вверх (рис. 1). При этом, напор Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru который будут развивать станции, может оказаться выше допустимого из условия прочности.

Напор Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru можно снизить следующими способами:

1) сооружением дополнительных станций на перегонах между существующими (удвоение числа станций); в этом случае снижение напора происходит благодаря уменьшению длин перегонов, обслуживаемых станциями;

2) прокладкой дополнительных лупингов.

Рассмотрим эти способы. Напоры Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru , развиваемые станциями до и после увеличения пропускной способности, будем считать, одинаковыми.

а) Удвоение числа, станций,

До увеличения пропускной способности

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru .

После удвоения числа станций и установки дополнительных насосных агрегатов, обеспечивающих увеличение расхода, имеем:

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru .

Разделив второе уравнение на первое, получим:

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru . (1)

Эта формула показывает, что для трубопроводов, идущих на подъем ( Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru ), коэффициент Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru больше, чем для «горизонтальных», или (тем более) для трубопроводов, у которых Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru .

В ряде случаев величиной Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru можно пренебречь.

Тогда

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru . (2)

Следовательно, если требуется увеличить производительность в Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru раза (при турбулентном режиме в зоне действия закона Блазиуса Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru = 1,485 ), то целесообразно удвоение числа станций. При этом развиваемое станциями давление не изменится.

б) Прокладка дополнительных лупингов

Этот способ эффективен при Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru .

Длина лупингов х, обеспечивающих сохранение прежнего давления после установки на станциях дополнительных насосных агрегатов, определяется из уравнений

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru ,

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru .

Отсюда

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru .

Когда надо увеличить производительность больше чем в Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru раза, удвоение числа станций может быть дополнено прокладкой лупингов (комбинированный способ). В этом случае необходимая длина лупинга (без учета Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru ):

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru .(3)

Если на нефтепроводе с поршневыми насосами удвоение числа станций, и прокладка лупингов служат для уменьшения напора, развиваемого насосными станциями, то на нефтепроводах с центробежными насосами удвоение числа станций м прокладка лупингов — средства увеличения их пропускной способности, В этом нетрудно убедиться, сопоставив рис. 1 и рис. 2. Первый из них в пояснениях не нуждается. На втором определена пропускная способность нефтепровода с центробежными насосами после удвоения числа станций (рис. 2а) и после прокладки лупингов (рис. 26). Из этих рисунков видно, что увеличение пропускной способности может быть осуществлено и без установки дополнительных включаемых параллельно насосов. Последние бывают необходимы в тех случаях, когда после увеличения пропускной способности рабочая точка на характеристике Q — H выходит за пределы рабочей зоны (имеющей достаточно высокий КПД).

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru

Рис. 1. Увеличение пропускной способности нефтепровода с поршневыми насосами:

1 — характеристика насосной станции; 2 — то же после увеличения числа насосных агрегатов; 3 — характеристика перегона между станциями; 4 — то же после удвоения числа станций или после прокладки лупинга

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru

Рис. 2. Увеличение пропускной способности нефтепровода с центробежными насосами:

1 — характеристика насосных станций: 2 — то же после удвоения их числа; 3 —характеристика трубопровода; 4 — то же после прокладки лупинга

При удвоении числа станций получается фиксированное значение коэффициента увеличения пропускной способности.

При увеличении пропускной способности прокладкой лупинга коэффициент Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru может иметь различные значения в зависимости от длины и диаметра лупинга.

Комбинированный способ также позволяет обеспечить множество значений Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru (за счет лупинга).

Поскольку характеристики насосных станций — «падающие» кривые, напор, развиваемый станциями, после увеличения пропускной способности уменьшится. Поэтому при удвоении числа станций оборудованных центробежными насосами, коэффициент увеличения пропускной способности будет меньше, чем определяемый формулой (1) или (2). Длина лупинга по той же причине окажется больше, чем определенная по формуле (3).

Рассмотрим, какое увеличение пропускной способности дает удвоение числа станций и какова должна быть длина лупинга для получения заданной величины Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru .

а) Удвоение числа станций

Из уравнений баланса напоров до и после удвоения числа станций

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru

и

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru

имеем

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru

и

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru .

Разделив второе равенство на первое, получим формулу, показывающую, что при центробежных насосных станциях, так же как и при поршневых, коэффициент увеличения производительности тем больше, чем больше Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru :

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru .

Для тех случаев, когда величинами Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru и Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru можно пренебречь, выражение для Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru упрощается:

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru ,

откуда

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru . (4)

Из этой формулы следует, что

1) при центробежных насосах коэффициент увеличения производительности меньше Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru , т. е. меньше, чем при поршневых (о чем указывалось выше);

2) чем круче характеристика трубопровода (чем больше величина fL), тем больше эффективность удвоения числа станций;

3) величина Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru уменьшается с увеличением nb, т. е. крутизны суммарной характеристики насосных станций. Отсюда следствие: повторное удвоение числа станций дает меньший эффект.

б) Прокладка лупингов

Совместное решение уравнений

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru

и

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru (5)

дает формулу, определяющую длину лупинга, необходимого для увеличения производительности в Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru раз:

Формула показывает: 1) необходимая длина лупинга не зависит от Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru (как и при поршневых насосах); 2) при одном и том же коэффициенте увеличения производительности для нефтепроводов с центробежными насосами требуется большая длина лупинга, чем для нефтепроводов, оборудованных поршневыми насосами; 3) эффективность прокладки лупинга повышается с увеличением крутизны характеристики трубопровода и с уменьшением крутизны характеристики насосов.

Если в выражение (4) подставить значение Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru , определяемое формулой (5), то получим

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru (6)

— длину лупинга, дающего такой же эффект, как и удвоение числа станций.

Положив в формуле (6) х = L, найдем наибольшее значение коэффициента увеличения производительности, возможное при прокладке лупинга:

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru .

Если пренебречь изменением давления на станциях после прокладки лупинга, то

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru .

Местонахождение дополнительных нефтеперекачивающих станций (с центробежными насосами) определяется как и раньше: от начальной течки трассы откладывают подпор Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru и напор Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru , развиваемый основными насосами станции при расходе Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru , проводят линию гидравлического уклона Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru , соответствующего расходу Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru и выбирают место для дополнительной станции. Необходимый, т. е. не выходящий за пределы допустимого, подпор перед дополнительной станцией обеспечивается всегда, если место для станции выбрано в «зоне возможного расположения». Подпор перед следующей станцией, т. е. перед существующей станцией первой очереди, далеко не всегда будет оставаться в нужных пределах: он может оказаться как чрезмерно большим, так и чрезмерно малым.

Рассмотрим, как можно определить подпоры перед станциями первой очереди и как можно их сохранить в рамках допустимых значений.

Напишем уравнения линий гидравлических уклонов для участка lC+1 до увеличения производительности и после удвоения числа станций:

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru ,

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru ,

где l —абсциссы, а Н и Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru — ординаты; начало координат — в точке расположения головной станции.

При l = lC+1 Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru — Н представляет собой добавочный подпор Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru , передаваемый станции с + 1 от предшествующей дополнительной:

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru

Поскольку

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru и Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru

величину Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru можно представить в следующем виде:

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru .

Эта формула позволяет сделать следующие выводы:

1) если станция с + 1 находится на расстоянии lC+1 меньшем, чем Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru (от начальной точки трассы), то Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru ; подпор перед станцией с + 1 после увеличения производительности

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru

увеличится;

2) если Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru , то Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru и Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru ,

3) при Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru ;

поэтому подпор перед станцией с + 1 не изменится.

Изменение режима работы станций первой очереди после сооружения дополнительных показано на рис. 3.

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru

Рис. 3. Режим работы нефтепровода после сооружения станций второй очереди

Линии гидравлического уклона i, идущие от станций первой очереди 1, 2 и 3 и Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru , идущие от станции второй очереди А, Б и В, пересекаются в точках, лежащих на линии Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru . Эти точки делят трассу на равные участки длиной Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru (на чертеже Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru ). Расстояние станции 2 от начального пункта трассы Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru ; поэтому после ввода в строй станций А, Б и В подпор перед станцией 2 увеличился на Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru . Это привело к увеличению напора на станции. Третья станция расположена на расстоянии Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru ; поэтому подпор перед ней уменьшился ( Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru ). Если бы станция 3 находилась в точке N, удаленной от начала трубопровода на расстояние Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru , то подпор перед ней не изменился бы.

Если после удвоения числа станций напор на станции 2 будет больше допустимого Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru (из условия прочности) или подпор перед станцией 3 окажется меньше Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru (кавитация), то пропускная способность участка l2 будет больше пропускной способности участка, ограниченного станциями 2 и 3.

Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru

Рис. 4. К расчету удвоения числа станций

На рис. 4 показано, что для выравнивания пропускных способностей этих участков на дополнительной станции А уменьшено число насосных агрегатов, а на перегоне между станциями Б и 3 проложен лупинг х, компенсирующий уменьшение напора, развиваемого станцией А и обеспечивающий увеличение подпора перед станцией 3 до прежнего значения Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru . Для перекачки нефти от станции В до перевальной точки Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru требуется напор, несколько меньший, чем Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru (перегон между станцией 3 и точкой Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru меньше Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru ). Излишний напор можно снять обточкой колес насосов, устанавливаемых на станции В. Степень обрезки колес определяется, как и прежде), где напор Методы увеличения пропускной способности нефтепровода - student2.ru может быть найден по уравнению баланса напоров или построениями на профиле, как это показано на рис. 3.


Наши рекомендации