Государственное регулирование торговли в Японии
Регулированием торговли в Японии занимаются:
1 Министерство экономики, торговли и промышленности (МЭТП);
2 Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП);
3 Японская организация по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО).
В системе государственных органовЯпонии занимает ведущее место Министерство экономики, торговли и промышленности в регулировании внешнеторговой деятельности страны. В состав этого министерства входят Бюро торговой политики, которое координирует стратегическое развитие торговой политики и занимается развитием двусторонних связей, и Бюро торгового экономического сотрудничества, которое предоставляет информацию по торговле и инвестициям, развивает необходимые условия для стимулирования иностранной торговли и инвестиций.
Министерство внешней торговли и промышленностиявляется основным министерством, регулирующим внешнеэкономическую деятельность в Японии. Главное направление его работы – обеспечить сбалансированное развитие промышленности, внутренней и внешней торговли. В функции данного министерства входит: контроль над экспортно-импортными операциями, поддержание стабильных закупок сырья и топлива, содействие рациональному размещению промышленных предприятий, помощь малому и среднему бизнесу и др.
Функции Министерства внешней торговли и промышленности реализуются через два крупных структурных подразделения: Бюро внешнеторговой политики, которое разрабатывает вопросы стратегии, и Бюро внешней торговли, занимающееся текущими вопросами развития внешнеэкономических связей.Основными функциями Бюро внешней торговлиявляются координация соблюдения внешнеторгового законодательства; регулирование экспортно-импортных операций через лицензирование, контроль над торговыми операциями в валюте, инспекцию и страхование коммерческих операций; организация выставок и ярмарок и др.
Значительный вклад вносит Японская организацияпо развитию внешней торговли(ДЖЕТРО) в развитие внешней торговли этой страны. Она была создана японским правительством в 1958г. в качестве основной организации, ответственной за проведение в жизнь на всеобъемлющей основе торговой политики.ДЖЭТРО – некоммерческая, финансируемая правительством организация с 38 отделениями в Японии и 76 – за рубежом. Если первые 20 лет (с 1958) ДЖЭТРО в основном занималась продвижением японского экспорта, то в дальнейшем, когда японская экономика достигла больших успехов в развитии, ДЖЭТРО сконцентрировалась на помощи иностранным компаниям по доступу на японский рынок, т.е. содействовала импорту в Японию. Сегодня одной из самых насущных задач деятельности организации становится наращивание прямых иностранных инвестиций в японскую экономику в целях снижения уровня растущей внутренней безработицы.
Функции ДЖЭТРО:
–сбор экономической информации и подготовка исследований по отдельным перспективным товарным рынкам для фирм-экспортеров;
– помощь японским предприятиям в установлении более тесных зарубежных связей;
– привлечение прямых иностранных инвестиций и др.
Национальная организация по стандартизации Японии –Японский комитет промышленных стандартов (JISC)– основана в 1949г. Это консультативный орган при Министерстве внешней торговли и промышленности. Согласно Закону«О стандартизации», принятому в1949 г. в Японии действуют национальные промышленные стандарты, отраслевые стандарты промышленных ассоциаций и фирменные стандарты. Национальные промышленные стандартыносят добровольный характер для отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, а стандарты на медицинские препараты, средства защиты сельскохозяйственных культур и минеральные удобрения обязательны. Национальные промышленные стандарты утверждаются министрами отраслей.Национальные промышленные стандарты пересматривают один раз в три года. Отраслевые стандартыпромышленных ассоциаций представляют собой, как правило, детализацию национальных стандартов. Фирменные стандартыразрабатывают на основе национальных и отраслевых стандартов, они учитывают производственные возможности фирмы, ориентацию на конкурентов и др.
Закон «О валютном обмене и внешней торговле» (от 01.12.49 № 228) трижды (в декабре 1980 г., в апреле 1991 г. и в апреле 1997 г.) подвергался радикальному пересмотру вплоть до изменения названия.
Экспортные операции в Японии регламентируются Законом(версией)«О контроле над валютным обменом и внешней торговлей» 1980г., являющимся базовым в регулировании всех видов внешнеэкономической деятельности. В отличие от предыдущего Закона (версии) «О валютном обмене и внешней торговле»1949 г. он носит более либеральный характер и в целом сопоставим с основами современного внешнеэкономического законодательства большинства развитых стран, исповедующих принципы свободной торговли. В соответствии с положениями Закона его действие во всех сферах применения (экспортно-импортные операции, сделки с капиталом, торговля услугами и пр.) служит целям поддержания баланса внешней торговли и международных платежей, нормальному развитию национальной экономики. Список квотируемых товаров приводится в приложении к закону 1980 г., квоты на ввоз товаров определяется Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП)в начале каждого полугодия.
Наиболее принципиальные и фундаментальные изменения были внесены в Закон в апреле1997 г. (вступили в силу с 1 апреля1998 г.), когда в целях либерализации осуществления международных сделок до уровня соответствующего мировым стандартам и для дальнейшего оживления японского финансового рынка было решено отменить в принципе:
1) систему разрешений и предварительных уведомлений о сделках с капиталом,
2) систему уполномоченных работать в сфере валютного обращения банков
3) систему обмена национальной валюты на иностранную (ликвидирован институт т.н. уполномоченных банков).
В соответствии с этими изменениями из названия Закона было исключено слово «контроль».
Вышеуказанный Закон регулирует: сделки с иностранной валютой, совершаемые банками и меняльными конторами; платежи (включая перевод дивидендов и роялти) за границу и из-за границы; сделки, связанные с движением капитала (включая инвестиции); внешнеторговые сделки.
Законом устанавливаются два базовых принципа валютного регулирования – это контрактная свобода сторон по сделке и поддержание стабильности и предсказуемости японской экономики и ее положения в мировой экономике.
Закон «Основной закон защиты правпотребителей» 1968 г.Другим важным документом, дополняющим Основной закон защиты прав потребителей», является Свод норм защиты потребителей, который, не имея юридической силы закона, принимается законодательными собраниями на местах и служит ориентиром для политики органов местного самоуправления, оказывая моральное давление на предпринимателей.
Целью Закона «Об экспортной и импортной торговле» 1952 г. является предотвращение недобросовестной экспортной торговли, а равно содействие обеспечению порядка в процессе осуществления экспортной/импортной торговли. Под термином «недобросовестная экспортная торговля» Законом понимается осуществление следующих действий: торговля товарами, которые могут нанести вред охраняемым законом правам интеллектуальной собственности; торговля товарами в условиях отсутствия подтверждения страны происхождения таких товаров; торговля товарами с существенными нарушениями требований экспортного контракта; торговля товарами с нарушением правил добросовестной коммерческой практики и международной торговли. Закон наделяет МЭТПправом в случае выявления фактов недобросовестной экспортной торговли выносить виновным лицам предупреждение и при серьезном нарушении откладывать осуществление внешнеторговой сделки.
60-80 годы 20 века в Японии мелкий розничный бизнес был под опекойгосударства, которое законодательным образом закрепляло за ним приоритет, акрупных розничных операторов рассматривало как угрозу. Закон «О поддержке малого и среднего бизнеса в розничной торговле», а также закон «О содействии частнымпредприятиям», принятые в 1959 г., были специально разработаны для обеспеченияроста среди малых и средних предприятий розничной торговли. Закон «О крупныхпредприятиях розничной торговли», принятый в 1973 г., был направлен на снижениеконкуренции, исходящей от крупных магазинов. Этот закон вводил ограничения на часы их работы, а в 1979 г.,после внесения соответствующих поправок, и на торговые площади. Таким образом,к 80-м гг. любой магазин с площадью более 500 кв.м стал считаться крупным, азначит, для его открытия требовалась изнурительная процедура.
В результате правительственных переговоров,проходивших между Японией и США, к началу 90-х гг. были созданы определенныепредпосылки для преобразования государственной политики в отношении крупныхрозничных операторов, а также облегчения доступа американских компаний наяпонский потребительский рынок. Затем последовали и законодательные изменения.По новому законодательству у малых предприятий розничной торговли все ещесохранялись некоторые преимущества, например, по установлению времени работымагазина, но появившийся в 1992 г. Закон«О крупных розничных операторах» значительно упростил процедуру согласований поих открытию. Тогда же в 1992 г. был принят закон«О специальных торговых центрах». Все эти перемены в корне изменилизаконодательную среду и дали импульс к росту крупных торговых операторов.