Государственное регулирование внешней торговли России
Образование РФ как независимого государства существенно изменило подход к регулированию ВТД. Усилия последнего периода сводились к либерализации ВЭД и попыткам формирования рыночных основ воздействия на данную сферу, базирующихся на преобладании экономических инструментах. Начиная с 92 года был проведён ряд правительственных мероприятий: отмена адм-х ограничений для отечественных предприятий по выходу на внешний рынок; сокращение числа квотируемых и лицензируемых экспортных товаров и переход к тарифным методам регулирования ВТД;
механизм конкурсной продажи Э квот; оплата Э пошлины в ин валюте, уплачиваемой после получения валютной выручки; Создание инструментов сертификации и контроля за качеством импорта; Разработка информационной системы обслуживания ВЭД; Принятие в период с 92 по 95 гг. первых ФЗ в системе госрегулирования ВЭД в России: ТК, з-н “О валютном регулировании и валютном контроле”, ”О таможенном тарифе”, ”О государственном регулировании ВТД”. Кризис 98г показал несостоятельность принятых мер. Новый этап в формировании механизма госрегулирования ВТД наметился с момента начала переговоров России с ВТО. 2003г. : з-н ”Об основах госрегулирования ВТД”, ”О валютном регулировании и валютном контроле”, ТК, ”О специальных защитных антидемпенговых и компенсационных мерах при импорте товаров”. Кроме того разрабатываются проекты новых законов ”О таможенном тарифе” и ”об основах технического регулирования ВТД в РФ”.
Методы: Тарифные, Нетарифные, Налоговое регламентирование, Меры валютного регулирования и контроля
Тарифные: состоят из нескольких элементов: таможенный тариф, таможенные пошлины, классификаторы ТН ВЭД, оценка таможенной стоимости, таможенные режимы, процедура подтверждения страны происхождения импортируемой продукции, режима преференций. Таможенный тариф делится на экспортный и импортный.
К основным функциям Э тарифа относятся:
Фискальная, в целях пополнения доходной части федерального бюджета РФ:
Валютно-финансовая, для увеличения объемов гос валютного резерва и стаб фонда:
Регулирующая структуру экспорта Конъюнктурная – стремление к повышению качественно-технических характеристик экспортируемого из России сырья; Контролирующаявывоз стратегического сырья; Регулятивная, в целях переориентации части объемов производимой сырьевой продукции с внешнего на внутренний рынок и ограничения вывоза.
Импортный таможенный тариф в России впервые был установлен в середине 1992г., его основными функциями являются: Защитная, Фискальная, Регулирующая,Стимулирующая
Тариф – свод ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина – налог, которым
облагается товар при пересечении границы. Тарифы м.б. адвалорные, специфические, комбинированные.
Э пошлины применяются в отношении 680 товарных позиций и охватывают около 60% стоимостного объема экспорта.
Методы нетарифных ограничений:
Контингентирование – количественное ограничение экспорта и импорта в России, осуществляемое в рамках установленного контингента (перечня) ТН ВЭД.
Квотирование – способ количественного ограничения объёмов импорта или экспорта, выраженного в процентной доле от общего их объёма и распределяемого в виде квоты между участниками ВЭД. обусловлено необходимостью защиты внутреннего рынка, недопущения структурного товарного дисбаланса и поддержания уровня нац безопасности. Тарифные квоты - импорт - (рис, сахар-сырец, говядина и свинина). Реализуются через аукционы, организованные Минэкономразвития России.
Лицензирование- это разрешительный порядок И или Э отдельных видов продукции, поставки которой из России или ввоз из-за рубежа могут неблагоприятно воздействовать на безопасность отечественного рынка, жизнь и здоровье граждан, окружающую среду и природу. Лицензии выдаются как разовые, так и генеральные.
Добровольное самоограничение экспорта – это нетрадиционный способ количественных ограничений поставок со стороны иностранных производителей-экспортёров в ответ на дискриминационные угрозы стран и компаний-импортёров (пример со сталью в США).
Сертификация и стандартизацияимпортируемых товаров должна подтверждать соответствие техническим, фармацевтическим, санитарным, фитосанитарным и экологическим требованиям и нормам, установленным в России в целях безопасности.
QЗапреты.последний период стали применяться запреты на ввоз иностранной продукции в целях защиты внутреннего рынка и его потребителей. Так, например, имел место временный запрет на ввоз живых животных и мяса из США и Китая в связи с зарегистрированными случаями заболевания населения сибирской язвой, отмену которого заменили импортные квоты.
Специальные защитные меры: к их числу относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Специальные пошлины при условии: колич превышения импорта, способного нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы российских экспортеров со стороны других государств, международных союзов и сообществ. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную границу России товаров по заниженным ценам по сравнению с предельной оптимальной (трансакционной) стоимостью их в стране
экспорта в момент вывоза. Компенсационные пошлины предусматриваются в случаях ввоза на
территорию России продукции, при производстве которой использовались государственные субсидии в качестве поддержки экспортера страны производителя.
Налоговое регламентирование: НДС: Объектом налогообложения в сфере ВЭД признаются импортные операции. Акцизы – косвенные налоги, которыми облагаются отдельные экспортные и импортные товары, перечень которых устанавливается в законодательном порядке.+Марки акцизного сбора
Меры валютного регулирования и контроля. Валютный контроль в сфере ВЭД – комплекс административно-организационных мер, реализуемых специально уполномоченными правительством органами и направленных на соблюдение внешнеторгового и валютного законодательства и предотвращение неправомерной деятельности в рамках исполнения внешнеторговых сделок и валютно-кредитных операций. Срок репатриации валютной выручки – 180 дней, период предварительной регистрации документов резидентов в ЦБ при открытии валютного счёта за границей – 10 дней. Все валютные операции, связанные с движением финансового капитала, регулируются ЦБ и в большинстве своём осуществляются в разрешительном порядке.
Основой валютного контроля является паспорт экономической сделки как обязательный базовый стандартизированный документ.
Субъекты МЭ.
Субъекты МХ – хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом , способные организовать производственную деятельность на м/н хозяйственном пространстве и обладающие определенными м/н правами и обязанностями. Основные субъекты МХ: национальные экономики, ТНК, интеграционные объединения и м/н организации.
Государство – основной субъект МХ. Роль государства в экономике проявляется прежде всего в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве ВВП. Это достигается в основном перераспределением национального дохода через госфинансы.
· Мобилизуемые государством финансовые средства позволяют обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основном занимается государство.
· Государства во многих странах несут ответственность за социальное обеспечение населения. В целом на социальные услуги населеню государства выделяют до 20% их ВВП (в РаС – около 5%)
· Государство является активным участником хозяйственной деятельности. Приобретая товары и услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии. Наибольшая доля гос.потребления – в странах с высоким уровнем дохода и в самых бедных странах. Гос.потребление создает для компаний гарантированный и достаточно емкий рынок.
· Г-во прямо и косвенно влияет на размеры и структуру капиталоложений
· Гос. кредитование и субсидирование. Это важный инструмент воздействия на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. Развитие ряда областей напрямую зависит от гос. капиталовложений и субсидий
· Г-во – крупный работодатель.
· Г-во непосредственно занимается предпринимательской деятельностью. В настоящее время доля гос. предприятий в производстве ВМП составляет 5%.
Государство определяет национальную стратегию, обеспечивает правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, обеспечение внешней безопасности. Объектом воздействия г-ва выступают все пропорции национального производства.
ТНК. К многонациональным, транснациональным компаниям относят хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент(экспорт и зар. производство составляют 25% оборота).
ТНК – объединение предприятий, состоящее из родительской компании и ее зарубежных филиалов; компании, имеющие прямые капиталовложения за границей.
Обычно ТНК – это разросшиеся в м/н масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых носят не рыночный, производственный характер.
Международные компании по национальному составу капитала делятся на: Транснациональные - национальные по капиталу и м/ун по его приложению(их большинство)и многонациональные – м/ун по капиталу.#Unilever.
ТНК в основном начали формироваться в 60-е годы 20 века.
В целом ТНК обеспечивают около 50% мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70% мировой торговли, причем 40% этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные - государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое лобби. ТНК имеют очень весомую роль в мировых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). На долю ТНК приходится более 80% зарегистрированных патентов, при этом на долю ТНК приходится и около 80% финансирования НИОКР.
ТНК — это не только производственные компании, , но и транснациональные банки, телекоммуникационные компании, страховые компании, аудиторские компании, инвестиционные и пенсионные фонды.
М/н экономические организации -относятся к числу важных субъектов МХ. Наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Последний вместе с созданными им дочерними организациями (М/н финансовая корпорация, М/н ассоциация развития и др.) образует группу Мирового банка или Всемирного банка.
МВФ и МБРР были созданы в 1944 году как специализированные координационные валютные органы. Их деятельность в определенной мере взаимосвязана. Членство в МБ невозможно без участия в МВФ.
МВФизначально по своим целямд.б. содействовать развитию м/н торговли путем устранения ограничений по международным текущим операциям и введения обратимости валют. Фонд оказывал финансовую помощь для устранения дефицитов платежных балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов. В 1980-1990-е годы Фонд превратился в крупный финансовый центр. Основное место в его деятельности стало занимать кредитование, направленное на цели экономического развития и структурной перестройки хозяйства. МВФ стал предоставлять кредиты на осуществление конкретных экономических программ. Финансирование таких программ практически превратило его в м/н банк. Финансовые средства МВФ образуются за счет взносов стран-членов на основе определенных квот и за счет займов на частных рынках ссудного капитала.
Всемирный банк. Является крупнейшим инвестиционным учреждением. Осуществляет кредитование конкретных проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. В конце 20 века преобладали инфраструктурные проекты (энергетика, транспорт, связь), проекты в горнодобывающей промышленности. В настоящее время выросла доля кредитов финансовому сектору и кредитов на перестройку административного управления. Кредиты МБ покрывают до 30% стоимости проекта. Деятельность МБ координируется МВФ.
Дочерние учреждения ВБ (МБ) специализируются на выполнении особых задач. # МФК оказывает содействие развитию частного сектора РаС; МАР – помощь беднейшим странам на льготных условиях.