Государственное регулирование торговли

с 1992 года, когда был издан Указ Президента Российской Федерации «О свободе торговли», торговая деятельность в России не регулировалась государством и развивалась только по законам рынка.

Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон) внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а также меры по ее развитию.

Закон направлен на развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров.

Среди основных задач развития торговой деятельности Закон выделяет достижение нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми площадями. Этот показатель будет включаться в региональные программы развития торговли и служить оценкой эффективности работы исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Статья 4 Закона определяет, что одним из методов государственного регулирования торговой деятельности является информационное обеспечение в этой области.

В целях повышения эффективности управления в области торговой деятельности и содействия ее развитию создается система государственного информационного обеспечения, разработку которой возглавляет Минпромторг России.

Участниками системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности являются Минпромторг России, Росстат, ФАС России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Центральным элементом системы государственного информационного обеспечения является торговый реестр, который будет включать в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), сведения о состоянии торговли на территории субъекта Российской Федерации.

В задачи государственного регулирования торговли на уровне организации входит:

· принятие законодательных документов и нормативных актов, контроль за их исполнением, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов организаций;

· регулирование предложения путем повышения эффективности производства и гарантированного сбыта продукции (установление государственного и коммерческого заказов);

· ослабление прямых форм вмешательства и командно-бюрократического контроля за деятельностью предприятий и организаций торговли;

· создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров по каналам товародвижения;

· обеспечение товарно-денежного, бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой и ценовой политики;

· контроль за соблюдением норм трудового законодательства и регулирование частного найма и порядка оплаты труда.

Реализация этих задач требует создания необходимых экономических и других условий в сфере управления.

Но осуществление регулирования деятельности на основе общих функций управления не позволяет полностью выполнить весь комплекс работ для достижения целей организации. В этой связи в процессе регулирования на микроуровне следует выделять более конкретные, частные функции.

Частными функциями регулирования следует считать:

· принятие решений;

· коммерческий и внутрифирменный расчет;

· управление материально-технической базой торговли и транспортно-экспедиционными операциями;

· управление товарными ресурсами;

· заключение договоров купли-продажи и поставки товаров;

· организацию приемки товаров по количеству и качеству;

· регулирование развития торгово-хозяйственных процессов;

· кадровое обеспечение;

· контроль и учет за ходом развития процесса;

· координирование и регулирование деятельности системы;

· организацию обслуживания потребителей.

Часть этих функций регулируется государством, а часть находится в оперативно-хозяйственном ведении руководителя организации.

Выполнение общих и частных функций управления связано с решением конкретных задач с помощью определенных методов управления. Так, для реализации функции маркетинга необходимо применение методов разработки внутрифирменных программ маркетинга и прогнозов развития, для функции планирования - выполняется ряд методов анализа, планирования и прогнозирования и т.д.

Функции, методы управления, экономические рычаги и инструменты взаимосвязаны между собой в единый экономический (хозяйственный) механизм управления на уровне организации.

Вопросы хозяйственной деятельности регламентируются, прежде всего, уставом торгового предприятия, системой целевых показателей, внутренних нормативов и требований по отдельным вопросам организационно-управленческой, экономической и финансовой деятельности предприятия.

При переходе от распределительного и директивного управления к регулирующему воздействию система государственного регулирования торговли должна строиться: во-первых, с учетом финансово-хозяйственной самостоятельности (автономии) организации и, во-вторых, исходя из условий децентрализации управления, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями.

Совершенствование механизма государственного регулирования торговли на уровне субъектов и предприятий предусматривает преобразование структур управления, основанных на разграничение функций государственного регулирования торговли и непосредственного оперативно-хозяйственного руководства, что предполагает развитие самостоятельного хозяйствования и самоуправления предприятиями с различными формами собственности.

Наши рекомендации