Государственное регулирование торговли в США
Государственное регулирование частного бизнеса в СШАосуществляется в 2 направлениях: экономическом и общественном.
Экономическое регулирование реализуется главным образом в контроле над ценами, защищающем потребителей и компании от более общих, устанавливающих монополию высоких цен.
Общественное регулирование противостоит вредным для общества действиям компаний и поощряет поведение хозяйствующих субъектов, приносящее обществу выгоду. Например, государство контролирует безопасность труда, чистоту окружающей среды и т.д.
Государственное регулирование основывается на законах и правилах, устанавливающих определенные ограничения при ведении бизнеса.
Конгресс США в 1890 году принял закон Шермана, поощряющий конкуренцию и свободное предпринимательство посредством разделения монополий. В 1906 году появились законы о правилах оформления этикеток на продуктах питания и лекарствах, об обязательности проверки мяса перед продажей и др.; в 1914 году – антитрестовский закон Клейтона, запрещавший ценовую дискриминацию, которая дает преимущества одним покупателям перед другими, и вводивший запрет на некоторые типы слияний, способные уничтожить конкуренцию. Тогда же был принят закон о Федеральной торговой комиссии, основными функциями которой становились предотвращение нечистой практики и борьба с нечистой конкуренцией.Федеральная торговая комиссия Соединенных Штатов – это независимое агентство правительства США, призванное защищать права потребителей и, в частности, следящее за соблюдением антимонопольного законодательства.C момента создания комиссия следит за соблюдением закона Клейтона и других антимонопольных актов.
В 1940-е гг. в США вышел ряд законов и правил, регулирующих продажу почти всех товаров в стране. Конгрессом США в 1990-е гг. было образовано более 100 федеральных органов, на которые возлагалась обязанность регулировать практически все сферы деятельности – от торговли, безопасности продуктов до использования ядерной энергии.
15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Джон Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:
- право на информацию;
- право на безопасность;
- право на выбор;
- право быть услышанным;
- право на возмещение ущерба;
- право на потребительское образование.
Координирующую роль в системе государственных органов стандартизации США выполняет Национальный институт стандартов и технологий (NIST). NIST – это одно из федеральных агентств в составе Министерства торговли США. С 1901 по 1988 годы назывался Национальное бюро стандартов США.NIST не разрабатывает стандарты, но является единственной организацией в США, принимающей (утверждающей) национальные стандарты.Функциями NIST является взаимодействие с органами добровольной сертификации при разработке стандартов и координация их деятельности.
Основная задача NIST – содействие решению проблем, имеющих общегосударственноезначение: экономия энергоресурсов, защита окружающей среды, обеспечение безопасности жизни людей и условий производства. Институт разрабатывает целевые программы. Значительно меньше внимания уделяется разработке стандартов на готовую продукцию, поскольку в этой области действуют фирменные нормативные документы. Федеральные стандарты содержат обязательные для выполнения требования, касающиеся безопасности. Наряду с обязательными федеральными стандартами в США действуют технические регламенты, утверждаемые органами государственного управления – Министерством торговли, Министерством обороны и другими. NIST поддерживает тесные контакты с этими организациями. Разрабатывают федеральные стандарты авторитетные организации, аккредитованныеNIST: Американское общество по испытаниям и материалам (ASTM); Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) и др. Эти организации разрабатывают не только федеральные, но и стандарты, носящие
Среди государственных органов, осуществляющих контрольно-регулирующие функции в области стандартизации, необходимо выделить Американскую комиссию по безопасности потребительских товаров (CPSC, отвечает за соблюдение требований стандартов в отношении товаров народного потребления), Администрацию по пищевым товарам и лекарственным средствам (FDA), Национальную администрацию по безопасности движения автомобильного транспорта (NHTSA), Администрацию по охране техники безопасности и здоровья (OSHA). Среди негосударственных органов главную функцию в системе стандартизации США выполняет Американский национальный институт стандартизации (ANSI).
В соответствии с требованиями закона «О защите здоровья населения и готовности к отражению актов биологического терроризма»любое предприятие, осуществляющее производство, переработку, упаковку или хранение продуктов питания, предназначенных для потребления в США, должно пройти специальную процедуру регистрации на территории США.Регистрация осуществляется Администрацией США по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств (FoodandDrugAdministration – FDA).
В соответствии с требованиями законов «О продуктах питания, лекарствах и косметических средствах» (FederalFood, Drug, andCosmeticAct), «О надлежащей упаковке и маркировке товаров» (FairPackagingandLabelingAct), «О маркировке продуктов питания» (NutritionLabelingandEducationAct) маркировка пищевых продуктов должна осуществляться на английском языке и содержать информацию, определенную в законах.
Развитие торговли в США непосредственно координирует Министерство торговли США.
Министерство торговлиреализует основные задачи:
- стимулирование экспортной деятельности американских компаний;
- повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках;
- пресечение практики нечестной торговли;
- контроль соблюдения торгового законодательства и торговых соглашений;
- усиление и институциональное закрепление мер поддержки торговли и т.д.
С целью реализации поставленных задач Министерство торговли выполняет функции:
- осуществление мер по развитию внутренней и внешней торговли;
- укрепление международных экономических позиций США;
- стимулирование предпринимательской деятельности;
- обеспечение условий для максимального внедрения научно-технических новаций в сфере обращения товаров;
- оказание консультативной помощи предпринимателям в отраслях промышленности;
- контроль экспорта;
- руководство патентной системой;
- сбор и анализ информации о товарных рынках, оценка факторов потребительского рынка;
- организация торговых центров и выставок в США.
Важную роль в государственном воздействии на торговлю играет Координационный комитет содействия развитию торговли. В его состав входят представители Госдепартамента, министерств финансов, обороны, внутренних дел, сельского хозяйства, Агентства по торговле и развитию и др.Председателем Координационного комитета является Министр торговли США.
На развитие торгового обслуживания населения оказывает существенное влияние Торговая палата США, являющаяся крупнейшим объединением частных фирм (входит почти 3 млн. частных фирм). Основные направления деятельности Торговой палаты:
- представление интересов государственных компаний и частных предприятий в Конгрессе, судах, СМИ и др.
- защита интересов малого и среднего бизнеса
- поощрение отечественного экспорта.