Статья 24. Правила купли-продажи отдельных видов товаров
Правила купли-продажи отдельных видов товаров утверждаются Правительством
3 Закон РА от 5 марта 2012 г. № ЗР-21 «О стандартизации» (с изменениями на 25.05.2013 г.);
4 Закон РА от 5 июня 2002 г. №ЗР-338 «Об обеспечении продовольственной безопасности»;
5 ЗаконРА от 30 июля 2014 г. «О безопасности пищевой продукции».
6 ЗаконРА от 28 декабря 2004 г. «О торговле и услугах».
Казахстан
Регулируют торговую деятельность Правительство,Министерство национальнойэкономики, Министерство иностранных дел.
Основным органомисполнительной власти, регулирующим торговли в Казахстане, является Министерство национальной экономики(до 6 августа 2014 называлосьМинистерство экономики и бюджетного планирования, до 16 января 2013 – Министерство экономического развития и торговли). В состав Министерства национальной экономикивходят подразделения, осуществляющие регулирование торговли:департамент регулирования торговой деятельности, департамент развития внешнеторговой деятельности,комитет по защите прав потребителей,комитет по регулированию естественных монополий и защиты конкуренции.
В задачи Министерстванациональнойэкономики входит регулирование и развитие внешнеторговой деятельности,регулирование торговой деятельности. Оно занимаетсяразработкой предложений по развитию торговой деятельности,минимальных нормативов обеспеченности населения торговой площадью, предложений по установлению размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары.Министерствоосуществляетмониторинг торговой деятельности в соответствии сзаконодательством,государственное регулирование деятельности товарных бирж, лицензирования деятельности в сфере товарных бирж и импорта товаров и др.
Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2017-2021 годы от 31 августа 2016 г., протокол № 29 содержит:
«Развитие внутренней торговли будет осуществляться в рамках реализации Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования торговой деятельности» от 27 октября 2015 г.
Будет обеспечен поэтапный переход на осуществление торговли в стационарных торговых объектах. С 1 января 2018 года на территории столицы, города республиканского значения и с 1 января 2020 года на территории городов областного значения будут введены в действие универсальные торговые рынки, состоящие из стационарных торговых объектов.
В сфере биржевой торговли будет повышен минимальный размер уставного капитала товарных бирж.С января 2017 года предусмотрен полный переход биржевых торгов на электронную форму.
Антимонопольная политика будет направлена на развитие и защиту конкуренции на товарных рынках, устранение барьеров входа на товарный рынок и недопущение ограничений конкуренции.
Продолжится работа по совершенствованию и сближению конкурентного (антимонопольного) законодательства государств-членов ЕАЭС».
Казахстан член организаций: ВТО с 27 июля 2015,ЕАЗС с 1 января 2015 г.,Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) с 2001 г.
Нормативные документыРеспублики Казахстан:
1 Закон РК «О регулировании торговой деятельности» от 12 апреля 2004 г. № 544-II(с изменениями на 27 октября 2015 г.);
Статья 5. Формы и методы государственного регулирования торговой деятельности
1. Формами государственного регулирования торговой деятельности являются:
1) определение порядка осуществления торговой деятельности;
2) определение условий перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, совпадающую с Государственной границей Республики Казахстан;
3) стимулирование развития торговой деятельности;
4) государственный контроль и надзор в области торговой деятельности;
5) сертификация.
2. Методами государственного регулирования торговой деятельности являются:
1) таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности;
2) нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности;
3) приостановление продажи и (или) запрет на продажу товаров в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
4) применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
5) участие в международных экономических санкциях.
Статья 8. Компетенция местных исполнительных органовобласти, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения
Местные исполнительные органы области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения:
1) обеспечивают проведение торговой политики;
2) осуществляют в пределах своей компетенции регулирование деятельности субъектов торговой деятельности;
3) разрабатывают меры по созданию условий, благоприятствующих торговой деятельности в соответствующих административно-территориальных единицах;
4) разрабатывают предложения по минимальным нормативам обеспеченности населения торговой площадью;
5) разрабатывают и реализуют меры по достижению минимального норматива обеспеченности населения торговой площадью;
6) осуществляют организацию выставок и ярмарок;
7) осуществляют государственный контроль за соблюдением размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары;
8) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
2 Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования торговой деятельности» от 27 октября 2015 г.
3Закон РК «О товарных биржах» от 4 мая 2009 г. № 155-IV;
4 Закон РК«О защите прав потребителей»от 4 мая 2010 г. №274-IV(с изменениями на 21 апреля 2016 г.);
5 Закон РК«О техническом регулировании от 9 ноября 2004 г. № 603-II (с изменениямина 29.12.2014 г.) (глава 3.Стандартизация). Заменил закон «О стандартизации» от 16 июля 1999 г. № 433-1. Сейчас разрабатывается новый закон «О стандартизации»;
6 Закон РК «О безопасности пищевых продуктов» от 21 июля 2007 года №301-III (с изменениями на 21 апреля 2016 г.);
7 Кодекс РК от 29 октября 2015 г. № 375-V «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» (с изменениями на 26.07.2016 г.). В соответствии с кодексом утратил силу с 1 января 2016 г.Закон РК «О конкуренции» от 25 декабря 2008 года №112-IV;
8 Приказ и.о. Министранациональнойэкономики РК от 27 марта 2015 г. № 264 «Об утверждении Правил внутренней торговли» (с изменениями на 27.06.2016 г.).
Киргизия
Регулированием торговли в Кыргызской Республике занимаются Правительство, Министерство экономики, Министерство иностранных дел.
Основным органом исполнительной власти, регулирующим торговли в Кыргызской Республике, является Министерство экономики.В состав Министерства экономикивходят подразделения, осуществляющие регулирование торговли: отдел торговли, отдел антимонопольной политики. Министерство экономики:
- разрабатывает и реализует государственную политику в области внешней и внутренней торговли, продвижения отечественных товаров на внешние рынки;
- разрабатывает меры по улучшению внешнеторговой деятельности, развитию и стимулированию экспорта продукции;
- разрабатывает предложения по гармонизации внешнеторговой деятельности в соответствии с нормами и правилами ВТО, и по переговорам о присоединении к Таможенному Союзу и Единому Экономическому Пространству.
Кыргызстан был первой страной СНГ, присоединившейся к ВТО (1998 год), продемонстрировав приверженность экономике, ориентированной на рынок. Благодаря постоянным усилиям Правительства Кыргызстан остается одной из стран, предоставляющих самый открытый режим торговли и инвестиций в регионе, что подтверждает убежденность Правительства в том, что либерализация торговли и инвестиций вносит вклад в социально-экономическое развитие страны и повышает эффективность все экономики в целом, и развития экспорта в частности.
В рамках регионального сотрудничества Кыргызстан является членом следующих интеграционных объединений:ЕАЗС с 12 августа 2015 г, Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) с 2001 г.
Нормативные документыКыргызской Республики:
1 ЗаконКР от 2 июля 1997 г. №41 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»(с изменениями на 10 июня 2015 г.);
2 ЗаконКР от 20 марта 2002 г. №40 «О внутренней торговле в Кыргызской Республике» (с изменениями на 13 августа 2015 г.);
Статья 4.Цель государственного регулирования в сфере торговли
Государственное регулирование торговой деятельности направлено на обеспечение:
1) защиты прав и интересов потребителей на приобретение качественных товаров и свободы выбора потребителя;
2) защиты прав предпринимателей при осуществлении торговой деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
3) защиты отечественных товаропроизводителей путем создания условий для реализации отечественных товаров (проведение выставок-ярмарок, распространение информации об ассортименте производимых товаров, ценах и качестве, обеспечение взаимодействия между производителями и торговыми организациями и др.).
Статья 7. Формы (методы) государственного регулирования торговой деятельности
Формами государственного регулирования торговой деятельности являются:
- государственный контроль за соблюдением норм и правил, установленных законодательством о торговой деятельности;
- оказание государственной поддержки для осуществления социально значимой торговой деятельности;
- оказание поддержки отечественным товаропроизводителям в реализации товаров;
- разработка и реализация целевых и региональных программ развития торговли;
- обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления в сфере торговли, направленного на ее развитие.
3 ЗаконКР от 10 декабря 1997 г. № 90 «О защите прав потребителей» (с изменениями на 24 июля 2015 г.);
4 ЗаконКР от 4 августа 2008 г. № 183 «О продовольственной безопасности Кыргызской Республики» (с изменениями на 30 июля 2013 г.);
5 ЗаконКР от22 мая 2004 г. № 67 «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике»(с изменениями на 30 декабря 2015 г.);
6 Постановление Правительства КР № 560 «Об упорядочении торговой деятельности на территории Кыргызской Республики» утвердило «Правила торговли отдельными видами товаров на территории Кыргызской Республики».
Молдавия
Регулируют торговую деятельность Правительство,Министерствоэкономики, Министерство иностранных дел и европейской интеграции.
Правительство Республики Молдова осуществляет проведение эффективной торговой политики государства, принимает меры по обеспечению свободы торговли и предпринимательства, защите добросовестной конкуренции, созданию благоприятных условий для использования всех производственных факторов, организует и осуществляет внешнеэкономическую деятельность и т.д.
Центральным отраслевым органом публичного управления, ответственным за разработку государственной политики в сфере торговли и за регулирование данной области,является Министерство экономики Республики Молдова.В состав Министерства экономики входят подразделения, осуществляющие регулирование торговли:главное управление инфраструктуры качества и по надзору за рынком, главное управление коммерческой политики, главное управление внешнеэкономических отношений.Усилия министерства ориентированы на завершение переговоров о создании Зоны углубленной и всеобъемлющей свободной торговли между Республикой Молдова и Европейским Союзом (ЗУВСТ). Соглашение о создании ЗУВСТ, парафированное 28 ноября 2013 г. в Вильнюсе, открывает Республике Молдова огромные возможности, как с точки зрения доступа на рынки для отечественных товаров и услуг, так и с точки зрения поддержки и поощрения глубоких структурных изменений, необходимых для повышения конкурентоспособности национальной экономики.
К основным полномочиям Министерства экономики в сфере торговли относятся:
- разработка проектов нормативных актов по совершенствованию законодательства в области внутренней торговли;
- разработка государственных программ и стратегий развития торговой деятельности;
- проведение государственной политики в сфере реализации товаров и услуг;
- разработка предложений по осуществлению торговой деятельности, а также создание благоприятных условий для производства и реализации товаров и услуг;
- координация действий центральных отраслевых органов публичного управления и органов местного публичного управления в области внутренней торговли;
- разработка и выдвижение мер по защите внутреннего рынка;
- мониторинг, посредством информационного ресурса в сфере торговли, торговой деятельности, осуществляемой на территории соответствующего населенного пункта;
- изучение мнений физических и юридических лиц с целью развития отношений в области торговли;
- внесение предложений по оптимизации полномочий государственных органов, наделенных функциями контроля в сфере торговли;
- инициирование, организация и проведение республиканских ярмарок и выставок;
- организация семинаров, круглых столов, тренингов и других мероприятий в целях подготовки и повышения квалификации кадров в области торговли, информирования населения по вопросам, связанным с торговлей.
Агентство по защите прав потребителей:
- координирует и реализует стратегию государства в области защиты потребителей;
- участвует в разработке нормативных актов, касающихся правил осуществления торговой деятельности;
- выдвигает предложения по прекращению производства, импорта и реализации товаров/услуг, которые вредят здоровью потребителей и наносят ущерб государству;
- организует курсы по подготовке персонала, участвующего в реализации товаров и услуг;
- осуществляет государственный контроль соблюдения норм и правил осуществления торговой деятельности, в том числе посредством контрольной покупки.
Республики Молдова – член ВТО с 26 июля 2001 г.
Нормативные документыРеспублики Молдова:
1 Закон РМ от 23 сентября 2010 г. № 231 «О внутренней торговле»(с изменениями на 7 июля 2016 г.).