Тара и её роль в процессе товародвижения: классификация, основные виды тары. Организация тарных операций в торговле
Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, не может быть сохранено и доставлено на потребительский рынок без тары и упаковки и, следовательно, не может стать товаром.
Основную массу продукции транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре.
У паковка — это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.
Тара представляет собой изделие для размещения продукции. В процессе обращения отдельные виды тары участвуют не только вместе с продукцией (товаром), но и без нее.
Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующему:
· защитить окружающую среду от вредного воздействия некоторых товаров (лаки, краски, горючие, смазочные материалы);
• защитить товары от влияния других товаров и внешней среды;
• обеспечить условия для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;
· придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций;
· упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций
· эффективно использовать транспортные средства при перевозках грузов;
· упростить количественный учет товаров;
· эффективно использовать ёмкость складских и торговых помещений для хранения товаров
• выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;
• использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).
Использование современной упаковки и тары, их красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей.
Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания.
Процесс розничной продажи заметно ускоряется, если предлагаемые покупателю товары упакованы в мелкую, соответствующую запросам потребителей, тару. При этом возрастает производительность труда работников торговли, повышается уровень культуры торгового обслуживания, улучшаются показатели работы торгового предприятия.
В настоящее время при перевозках товаров народного потребления автомобили простаивают в пунктах погрузки и разгрузки 40-50% времени в наряде: затраты на выполнение погрузочно-разгрузочных работ составляют не менее 30-35% от всех автотранспортных издержек.
Осуществляя коммерческую работу с транспортом, коммерческие предприятия вынуждены иметь дело с тарой в ее многообразном функциональном назначении.
Тара выполняет функции размещения и упаковки товара, обеспечивает его защиту от потерь, от снижения качества и выполняет роль рекламы потребительских свойств.
Разнообразие тары обусловлено физико-химическими свойствами товаров, а также использованием различных материалов, из которых изготавливается тара и упаковка.
В основу классификации тары положены следующие признаки:
ü функции в процессе товарного обращения;
ü кратность использования;
ü принадлежность;
ü назначение;
ü метод изготовления;
ü конструктивные особенности;
ü прочность;
ü устойчивость к внешним воздействиям;
ü материал изготовления.
Тара, применяемая в торговле, должна отвечать экономическим, техническим, санитарно-гигиеническим, эстетическим и требованиям экологической безопасности.
Вид тары — это классификационная единица, определяющая тару по форме.
Основными видами тары являются:
Ø ящик — транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее;
Ø бочка — транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической формы, с обручами или зигами (гофрами) катания, с доньями;
Ø барабан — транспортная тара с гладким или гофрированным корпусом цилиндрической формы, без обручей или зигов катания, с плоским дном;
Ø мешок — транспортная мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной, которая может быть открытой или закрытой клапаном;
Ø фляга — транспортная многооборотная тара с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса и крышкой с затвором;
Ø канистра — тара с корпусом, имеющим в параллельном дну сечении форму, близкую к прямоугольной, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором.
Ø банка — потребительская тара преимущественно с цилиндрическим корпусом, с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса или незначительно меньше его, с плоским или вогнутым дном, вместимостью от 0,025 до 10 дм3;
Ø бутылка — потребительская тара преимущественно с цилиндрическим корпусом, переходящим в узкую горловину, предусмотренную для укупоривания, с плоским или вогнутым дном;
Ø коробка — разовая потребительская тара с корпусом разнообразной формы, с плоским дном, закрываемая крышкой (съёмной или на шарнире);
Ø пачка — разовая потребительская тара с корпусом в форме параллелепипеда, закрываемая клапанами;
Ø пакет — разовая потребительская тара с корпусом в форме рукава, с дном и открытой горловиной вместимостью до 20 дм3;
Ø пробирка — потребительская тара с цилиндрическим корпусом, с плоским или выпуклым дном, с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса, укупориваемая пробкой или крышкой, вместимостью до 0,05 дм3;
Ø туба — разовая потребительская тара с цилиндрическим фигурным корпусом, обеспечивающим выдавливание содержимого, с узкой горловиной, укупориваемой бушоном, и закрываемым после наполнения продукцией;
Ø ампула — разовая потребительская тара с цилиндрическим корпусом и вытянутой горловиной, герметично запаиваемой- после наполнения продукцией, с плоским или выпуклым дном.
Применяемую в настоящее время тару по функциональному назначению подразделяют на транспортную, производственную и потребительскую.
Транспортная (внешняя) тара обеспечивает сохранность товара при транспортировании и хранении. Транспортная тара представляет собой самостоятельную транспортную единицу, в которой продукцию перевозят, хранят в процессе её движения от производства до потребителя. К такой таре относится большинство видов деревянных, картонных, металлических, полимерных ящиков, бочек,барабанов, коробок, фляг и др.
Производственную тару используют для перемещения внутри промышленного предприятия, между цехами и для подачи к рабочим местам сырья, полуфабрикатов. Производственной тарой служат деревянные ящики, металлическая тара, поддоны.
В последние годы наиболее распространённой является тара-оборудование. Тара-оборудование представляет собой изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров.
Потребительская (внутренняя) тара обеспечивает сохранность расфасованного товара от производства до потребителя, во время доставки защищается внешней тарой. Их стоимость включается в цену товара и оплачивается конечным покупателем.
Такая тара, как правило, переходит к потребителю вместе с товаром. К потребительской таре относятся бутылки различной емкости, консервные жестяные банки, флаконы, коробки для папирос, тубы, стаканчики, коробки, пакеты из бумаги и п/мерной пленки и др.
К потребительской таре предъявляются повышенные эстетические требования, она должна привлекать внимание покупателя, а также содержать информацию об изготовителе, количестве, потребительных свойствах и правилах использования товара, создавать товару рекламу.
Разновидностью потребительской тары является подарочная.
По конструктивным особенностям тару подразделяют на неразборную, разборную, складную, разборно-складную, закрытую, открытую, а также штабелируемую.
Тару классифицируют и в зависимости от материала, из которого она изготовлена, сопротивляемости механическим, воздействиям; конструкции; назначения и массы упаковываемой продукции, а также условий транспортировки; количества оборотов.
По материалу изготовления различают тару деревянную (бочки, ящики, клетки, решетки); картонную (ящики, короба, коробки); бумажную (мешки); из полимерных материалов(ящики, пленки, мешки, сетки, банки, коробки); металлическую (бочки, бидоны, фляги); текстильную (тканевые мешки), стеклянную (бутылки, банки и др.), прочую — из хвороста, щепы и дранки (корзины, мешки и др.), комбинированную (малогабаритные контейнеры).
В зависимости от устойчивости к внешним воздействиям тара может быть пыле-, свето-, жиро-, газо-, паро-, влагонепроницаемой.
По степени жесткости конструкции, т. е. способности тары к сопротивлению внешним воздействиям и сохранению своей первоначальной формы различают тару жесткую, мягкую и полужесткую.
Жесткая тара способна выдержать внешнее воздействие, сохранив свою форму при транспортировке. К ней относятся деревянные и полимерные ящики, бочки, фляги и др.
Мягкая тара при заполнении товаром приобретает его форму, степень ее сопротивления механическому воздействию ниже, чем у жесткой. Преимущество мягкой тары заключается в том, что ее можно складывать, она занимает меньшую площадь при хранении и транспортировке (мешки, пакеты).
Полужесткая тара менее устойчива к воздействию внешней среды, но относительно длительное время сохраняет свою первоначальную форму. К ней относятся картонные короба, корзины полимерные тубы и др.
По назначению и массе упаковываемой продукции, а также условиям транспортировки различают тару закрытую, открытую, плотную, решетчатую.
В зависимости от кратности использования (по количеству оборотов)различают тару однооборотную (разового потребления, возвратную) и многооборотную.
Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках товаров. К ней относится большинство видов потребительской тары, а также подлежащая утилизации после использования транспортная тара.
Тара разового потребления проходит вместе с товаром весь путь из сферы производства в сферу обращения или потребления один раз и не возвращается для повторного использования.
Основная часть тары предназначена для повторного использования и после освобождения из-под товаров должна быть возвращена поставщикам (называется возвратной) - тара, бывшая в употреблении, но используемая повторно.
Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках товаров, а потому, как правило, подлежит обязательному возврату поставщику.
Многооборотная тара совершает несколько оборотов, количество которых зависит от ее прочности и соблюдения правил эксплуатации. Основная часть тары является многооборотной и после высвобождения подлежит возврату поставщику или тарособирающей организации.
Разновидностью многооборотной транспортной тары является инвентарная тара, которая принадлежит поставщикам или торговым предприятиям. Такая тара должна иметь маркировку с данными о ее владельце и инвентарный номер. При отправке товаров в инвентарной таре поставщик взимает с покупателя ее залоговую стоимость.
По методам изготовления различают клееную, штампованную, литую, сварную, бондарную и другую тару.
По принадлежности тару подразделяют на общего пользования (залоговую) и инвентарную.
Залоговой называют тару, стоимость которой входит в стоимость товара. Она принадлежит промышленности, и возврат ее осуществляется потребителем. Залоговая тара — это, как правило, стеклянная посуда различной емкости. Инвентарная тара предназначена для доставки от поставщика в розничную торговую сеть отдельных групп товаров. При доставке товара в инвентарной таре розничное торговое предприятие выплачивает промышленности ее стоимость, которая выше себестоимости тары. Это стимулирует ее возврат.
Инвентарной является многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию (промышленности, оптовым базам и розничным торговым предприятиям) и подлежащая возврату данному предприятию.
По назначению тару делят на универсальную, применяемую для затаривания различных товаров, и специализированную — только для определенных товаров.
Тара и упаковка товаров должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий. Номера и индексы стандартов и технических условий на тару указываются в договоре.
В торговле выполняется целый ряд операций, связанных с обращением тары. Основными из них являются:
• приемка тары, поступившей с товаром;
• вскрытие тары и высвобождение ее из-под товара;
• хранение тары;
• возврат тары;
• документальное оформление операций с тарой.
Приемку тары производят материально ответственные лица одновременно с приемкой поступившего в ней товара.
Принимая тару, материально ответственное лицо сверяет правильность маркировки на таре с данными накладной или счета-фактуры, а также правильность указания цены в этих документах в соответствии с прейскурантами. В случае какого-либо несоответствия составляется приемный акт при участии представителя общественности, и об этом делается отметка в накладной.
Приемка тары по количеству и качеству осуществляется в порядке, установленном договором купли-продажи или поставки.
Проверяется правильность характеризующей тару маркировки. Она должна содержать:
v наименование предприятия-изготовителя тары или его товарный знак;
v обозначение стандарта или другой нормативно-технической документации;
v надпись «Многооборотная» (для многооборотной тары).
Вскрытие тары производят в определённой последовательности с помощью специального инвентаря, что позволяет избежать её повреждений.
Такой инвентарь включает различные приспособления, при помощи которых производится вскрытие деревянной, металлической и мягкой тары. Сюда относят съемники обручей, гвоздодеры-ножницы (для выдергивания гвоздей и резки упаковочной ленты), гвоздодеры ударные (для выдергивания гвоздей и шурупов, головки которых не выступают над поверхностью тары), обыкновенные гвоздодеры, хозяйственные молотки, клещи, ключи для вскрытия резьбовых пробок металлических бочек.
Хранят тару в специально отведенных помещениях или под навесом, защищающим ее от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Это могут быть подсобные помещения магазина или пристроенные помещения легкого типа (навесы, сараи и т. д.).
Нельзя хранить тару в торговом зале, а также использовать ее для временного хранения какого-либо сырья или товара.
Многооборотная тара хранится на предприятиях торговли до накопления отгрузочных партий. Разовая тара после освобождения из-под товара в большинстве случаев подлежит утилизации.
Правила возврата тары определяются договором. Особые требования установлены для возврата многоборотной тары.
Завершающая операция с тарой на предприятиях розничной торговли — ее вывоз — производится на основании товарно-транспортной накладной.
По таре могут быть расходы, убытки и доходы.
Расходы - это затраты, без которых, как правило, невозможно обойтись (перевозка, погрузо-разгрузочные работы, ремонт и т. п.).
Убытки - это потери от бесхозяйственного отношения к таре (бой, лом, снижение качества и т. п.).
К доходам по таре относят: стоимость тары, полученной от поставщиков бесплатно; превышение стоимости тары по сдаточным ценам над стоимостью тары по учетным ценам и др.
К многооборотной таре, т. е. таре, которая может быть использована многократно, относится специальная тара, применяемая при поставках определенного вида товаров (например, барабаны из-под кабеля, конусы и патроны из-под пряжи и др.); инвентарная тара, являющаяся инвентарем поставщика; залоговая тара т. е. отпускаемая под залог.