Анализ основных индикативных показателей деятельности таможенных органов
Проанализируем основные индикативные показатели деятельности таможенных органов, рассчитываемых Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России.
1. Доля транзитных деклараций, оформленных в электронной форме.
Современный период развития взаимоотношений бизнес-сообщества с государственными органами происходит в основном посредством электронной формы. Электронная форма применяется в отношениях участников внешнеторговой деятельности с таможенными органами, в частности при таможенном декларировании товара, то есть с 2014 года таможенное декларирование товара в Российской Федерации осуществляется в основном в электронной форме (таблица 1). Следует отметить, что под «декларированием» понимается «подача каких-либо деклараций в государственные (налоговые, таможенные и т.д.) органы»[11]. При этом сущность понятия «таможенное декларирование» отражена в Таможенном кодексе Таможенного союза, в частности, в статье 4 оно интерпретировано как «заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров», а необходимые сведения вносятся в специальный документ – таможенную декларацию – декларацию на товары.
Таблица 1 – Таможенное декларирование товаров в Российской Федерации по состоянию на 03.11.2017 г.
Общее количество деклараций на товары, шт. | Общее количество транзитных деклараций (за исключением: количества оформленных МДП, количества оформленных товаров ЕАЭС, количества оформленных иностранных товаров следующих в таможенные органы, отличные от Российской Федерации), шт. | Количество ЭТД, шт. | Доля ЭТД, % |
3 668 218 | 841 444 | 463 615 | 55,1 |
В таможенных органах активно развивается технология электронного транзита. Эксперимент по совершению таможенными органами таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме проводится в рамках реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», целью которой является сокращение сроков совершения таможенных операций при декларировании[12].
2. Сумма денежных средств, взысканных по результатам таможенного контроля после выпуска товаров, на одну штатную единицу
В 2016 году отмечен рост эффективности работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров по обеспечению поступления
в федеральный бюджет дополнительно начисленных денежных средств и снижение нагрузки на участников ВЭД. Количество таможенных проверок снижено на 14% (4 125 проверок), их результативность выросла до 87%.
По результатам проверочных мероприятий[13]:
- взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 4,3 млрд. рублей (на 13% больше, чем в 2015 году);
- одним должностным лицом в среднем взыскано 5 млн. рублей
(на 14% больше, чем в 2015 году);
- по результатам одной таможенной проверки в среднем взыскано
1 млн. рублей (на 31% больше, чем в 2015 году);
- возбуждено 3 876 дел об АП и 304 уголовных дела.
1 278 проверочных мероприятий было направленно на профилактику правонарушений. По их результатам взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму 144,6 млн. рублей, возбуждено 535 дел об АП и 8 уголовных дел.
Рисунок 10 - Эффективность таможенного контроля после выпуска товаров в 2016 году в сравнении с 2015 годом
3. Количество дел об административных правонарушениях, возбужденных в ходе и (или) по результатам проверочных мероприятий подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, на одну штатную единицу
В 2016 году возбуждено 3876 дел об АП - 4,51 дело на одну штатную единицу[14].
4. Количество уголовных дел, возбужденных в ходе и (или) по результатам проверочных мероприятий подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, на одну штатную единицу.
В 2016 году возбуждено 304 уголовных дела - 0,35 дел на одну штатную единицу.
5. Эффективность деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров при проведении скоординированных контрольных мероприятий
Таможенный контроль после выпуска товаров это – совокупность строго регламентированных мероприятий и установленных процедур, проводимых должностными лицами единой системы таможенных органов Российской Федерации, в целях неукоснительного соблюдения таможенного законодательства ТС и законодательства Российской Федерации.
Скоординированное контрольное мероприятие или коротко СКМ – это сложное организационное мероприятие таможенного и налогового контроля.
Суть мероприятия заключается в выявлении таможенным органом признаков нарушения в сфере таможенного дела, влекущее за собой изменение величины налоговых обязательств налогоплательщика, и, соответственно, выявление налоговым органом правонарушений в сфере законодательства о налогах и сборах, влекущее за собой нарушение в сфере таможенного дела.
В настоящее время выработан алгоритм взаимодействия на уровне центральных аппаратов ФТС России и ФНС России при организации и проведении таможенных и налоговых проверок (рис. 3). Для целей совместного осуществления таможенными и налоговыми органами контроля за соблюдением требований ЕАЭС, законодательства РФ о таможенном деле и законодательства РФ о налогах и сборах лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, разработано Положение «Об организации и проведении СКМ и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации».
В целях недопущения проникновения в РФ запрещенных к ввозу товаров особую актуальность приобрело взаимодействие с государственными контролирующими органами в свете введенных Правительством РФ экономических санкций на основании указов Президента РФ в отношении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. ФТС России выработала механизм межведомственного взаимодействия с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному контролю (Россельхознадзором), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором) и Министерством внутренних дел РФ (МВД России) при осуществлении проверочных мероприятий как на уровне центральных аппаратов, так и на территориальном уровне, позволяющий выявлять и пресекать незаконный оборот на территории РФ «санкционных» товаров.
Рисунок 11 - Схема взаимодействия ФТС России и ФНС России при организации и проведении таможенных и налоговых проверок
Проверочные мероприятия осуществляются[15]:
– в зонах таможенного контроля в отношении отдельной категории товаров, выпущенных в свободное обращение с целью проверки достоверности заявленных сведений при таможенном декларировании о стране происхождения товаров;
– у лиц, занимающихся оптово-розничной торговлей сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием при обороте товаров на территории РФ;
– у лиц и перевозчиков, осуществляющих приобретение и доставку «санкционных» товаров, следующих из стран ЕАЭС.
Учитывая, что недобросовестные участники рынка быстро приспосабливаются к использованию различных схем сокрытия «санкционных» товаров при перемещении на территорию РФ, их реализации и (или) хранению, в семи региональных таможенных управлениях, созданных на базе таможен, расположенных в местах, приближенных к российско-казахстанскому, российско-белорусскому и российско-грузинскому участкам Государственной границы РФ, ФТС России созданы и функционируют 35 мобильных групп (рис. 5).
Основными задачами, стоящими перед мобильными группами, являются:
– пресечение незаконного ввоза товаров, в отношении которых Правительством РФ введены санкции;
– пресечение незаконного ввоза товаров изъятия, которые оформляются в Республике Казахстан по сниженным ставкам ВТО и не подлежат ввозу в РФ;
– осуществление контроля за транзитом товаров, перемещаемых с территории Украины в Республику Казахстан;
– пресечение незаконного ввоза товаров по информации, полученной из правоохранительных органов.
Рисунок 12 - Объекты таможенного контроля после выпуска товаров
Работа мобильных групп осуществляется во взаимодействии с территориальными подразделениями:
– МВД России – государственной инспекции по безопасности дорожного движения,
– Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
– Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
– Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
– Пограничной службы Федеральной службы безопасности России.
В настоящее время ФТС России рассматривает вопрос о доработке программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в части сбора и обобщения информации о результатах деятельности мобильных групп для последующего выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров, а также применения в рамках системы управления рисками (СУР).
Рисунок 13 - Места функционирования мобильных групп на границе РФ
Актуальным в настоящее время является взаимодействие ФТС России с бизнес-сообществами.
При организации и проведении таможенного контроля после выпуска товаров применялся комплексный субъектно-ориентированный подход с использованием системы управления рисками, предусматривающий взаимодействие с иными контролирующими и правоохранительными органами.
Проведена работа, направленная на повышение эффективности проверочных мероприятий, проводимых в том числе совместно с налоговыми органами. Выработаны предложения по закреплению основ единого механизма таможенного и налогового администрирования, совершенствованию системы прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента передачи потребителю посредством интеграции информационных систем таможенных и налоговых органов.
Организованы комплексные проверочные мероприятия во взаимодействии
с налоговыми органами в сфере производства и реализации электронной и бытовой техники. Ведется аналогичная работа по организации контроля в отраслях фармацевтической продукции иавтокомпонентов.
Во взаимодействии с налоговыми органами проведено 691проверочное мероприятие. По результатам проверочных мероприятий:
взыскано таможенных платежей, пеней, штрафов на сумму
672 млн. рублей (в 2 раза больше, чем за 2015 год);
возбуждено 772 дела об АП и 99 уголовных дел (за 2015 год – 339 дел
об АП и 51 уголовное дело);
налоговыми органами доначислено 2,7 млрд. рублей, отказано в возмещении НДС на сумму 875 млн. рублей.
6. Экономическая эффективность таможенных проверок, проведенных на основании информационно-аналитических справок
Результативность таможенных проверок по ИАС в целом по ФТС России также достаточно высока и составляет порядка 82–83 % при установленном значении результативности таможенных проверок 76–78 % [6].
С 12 августа 2016 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде
и прочие изделия, из натурального меха». Создание системы маркировки обеспечит легальность импорта и производства товаров на территориях государств – членов ЕАЭС, а также упростит контроль при обороте товаров.
В целях декриминализации рынка и борьбы с незаконным перемещением на таможенную территорию ЕАЭС товаров легкой промышленности подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров во всех территориальных округах Российской Федерации проведены проверочные мероприятия в отношении товаров «изделия из кожи и меха», реализуемых в крупных торговых сетях. В ходе таможенного контроля установлены незаконно ввезенные изделия из кожи и меха иностранного производства. По результатам проведенных проверочных мероприятий дополнительно начислено таможенных платежей на сумму 65,4 млн. рублей, из них взыскано 61,5 млн. рублей.
В добровольном порядке задекларированы товары по 110ДТ. Стоимость задекларированных товаров составила 5,4 млн. долларов США.
В целях обеспечения соблюдения запретов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»,была организована работа мобильных групп, созданных в соответствии с поручением ФТС России на основании приказов таможенных органов, в зоне ответственности которых они функционируют.
Основнымизадачами мобильных групп являются:
- пресечение незаконного ввоза товаров, в отношении которых Правительством Российской Федерации введены санкции, странами происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн;
- пресечение незаконного ввоза товаров, включенных в перечень, утвержденный Решением Совета ЕЭК от 14 октября 2015 г. № 59 «О перечне товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин»;
- осуществление контроля за транзитом товаров, перемещаемых с территории Украины на территории Республики Казахстан и Киргизской Республики.
По результатам работы мобильных групп:
- выявлено 1 026 транспортных средств, перевозивших 13,4 тыс. тонн товаров, в отношении которых установлены запреты;
- возвращено в сопредельные государства 9,9 тыс. тонн товаров;
- уничтожено 3,1 тыс. тонн товаров;
- возбуждено 86 дел об АП и 2 уголовных дела в отношении перевозчиков.
7. Результативность таможенных проверок, проведенных на основании материалов правоохранительных подразделений.
Всего во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами проведено 1471 проверочное мероприятие. Таможенными органами взыскано таможенных платежей, штрафов на сумму 746 млн. рублей, возбуждено 920 дел об АП и 105 уголовных дел. Правоохранительными и контролирующими органами доначислено 2,7 млрд. рублей.