Тема 6. Эффективность торговой отрасли и её систем.
Понятие эффективности, разные уровни измерения эффективности в экономике отрасли. Эффективность торговой отрасли, критерии ее эффективности на макроуровне. Виды эффективности торговли и формы ее проявления. Экономическая и социальная эффективность торговли.
Оценка эффективности торговли и общественного питания на отраслевом, территориально-хозяйственном и внутрисистемном уровнях.
Дифференциация показателей эффективности торговли для разных уровней управления отрасли. Совокупность факторов, влияющих на эффективность торговли.
Основные тенденции развития рыночной торговли России. Концентрация в торговле, ее особенности и формы проявления. Показатели концентрации капитала и организационных структур в отрасли.
Интеграция как основное направление развития торговли. Горизонтальная, вертикальная интеграция и диверсификация в отрасли.
Зарубежный и отечественный опыт развития процессов концентрации в торговле.
Эффективность концентрации: понятие, оценка, направления. Социально- экономическое значение прогрессивных тенденций в отрасли и ее подсистемах.
Тема 7. Государственное регулирования рынка потребительских товаров и торговли.
Понятие и функции государственного регулирования рыночной экономики. Единство его целей. Важнейшие направления государственного регулирования экономики.
Формы и методы организации государственного воздействия на рыночные процессы и субъекты. Регулирование рынка потребительских товаров, его цели и основные направления.
Сущность и объективная необходимость государственного регулирования отрасли. Основные направления и цели регулирования торговли на федеральном и региональном уровнях. Объекты и субъекты регулирования торговли. Качественные характеристики рыночного регулирования торговли.
Характеристика органов регулирования и правовых основ их деятельности в сфере влияния на рыночную деятельность отрасли. Опыт регулирования торговли за рубежом.
Планы семинарских занятий
Занятие 1. Рынок потребительских товаров как сфера торговой деятельности
Вопросы для обсуждения
1. Задачи и функции рынка потребительских товаров.
2. Объекты и субъекты рынка потребительских товаров, его инфраструктура.
3. Конкуренция как форма соперничества на рынке потребительских товаров, её предметы и объекты.
4. Виды конкурентных рынков и особенности деятельности субъектов на них
5. Конъюнктура рынка. Взаимосвязь спроса, предложения и цены. Понятие эластичности.
Занятие 2. Торговля в рыночной экономике.
Вопросы для обсуждения
1. Торговля-организатор потребительского рынка, её задачи и функции.
2. Связь торговли с услугами. Услуги как вид экономической деятельности
3. Классификация торговых услуг, важнейшие ее признаки.
4. Розничная торговля и ее роль в удовлетворение потребностей населения, показатели, характеризующие состояние и развитие торговли на территории
5. Оптовая торговля- роль, функции, задачи. Оценка состояния в регионе
6.Общественное питание- его миссия и значение, особенности услуг питания. Перспективы развития на территории, обеспеченность предприятиями питания населения.
Занятие 3. Информационное обеспечение торговли
Вопросы для обсуждения
1. Информационные ресурсы отрасли: сущность, цели, задачи.
2. Отраслевая информация и ее типы и классификация
3. Источник информации, требования, предъявляемые к информационным ресурсам
4. Показатели информационных ресурсов
5.Защита информационных ресурсов
Занятие 4. Спрос на потребительские товары
Вопросы для обсуждения
1.Спрос как элемент рынка потребительских товаров и его характеристики: натурально вещественная, стоимостная,территориальная, временная.
2. Особенности характеристик спроса.
3. Система показателей, характеризующих спрос
4. Факторы определяющие покупательский спрос
5 Методы прогнозирования спроса в торговле.
6. Эластичность спроса от цены
Занятие 5. Товарное предложение на потребительском рынке
Вопросы для обсуждения
1. Сущность предложения потребительских товаров и его характеристики
2. Система экономических показателей для характеристики товарного предложения.
3. Товарное предложение и потребности- взаимосвязь и противоречия. Классификация потребностей.
4. Факторы, определяющие развитие потребностей и покупательского спроса.
5. Товарные запасы как элемент товарного предложения.
6. Классификация запасов на потребительском рынке.