Роль группы Всемирного банка в развитии МЭО.
Группа Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – 1944 г. Международная финансовая корпорация (МФК) – 1956 г. Международная ассоциация развития (МАР) – 1960 г. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) – 1968 г. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) – 1966 г. МБРР (185 государств). Нельзя вступить в МБРР, не будучи членом МВФ. Кредитует только государственные структуры для решения разных задач: связанных с трансформацией бывших плановых экономик в рыночную; создания инфраструктуры в странах (в т.ч. финансовой). Создан в 1944 г. по инициативе финансового капитала США. Для восстановления экономики стран Западной Европы. С 1958 г. реализует программы стабилизации и развития экономики развивающихся стран. С начала 1990-х гг. кредитует переходные экономики. Международная ассоциация развития (МАР, 163 государств). Средства могли получить лишь те страны, которые предоставляли высокоэффективные программы заимствования (МБРР). Создана в 1960 г. для оказания помощи в развитии странам, для которых условия кредитования МБРР не приемлемы. Членами МАР могут быть только государства-члены МВФ. Кредиты МАР предоставляются только правительствам стран с низким доходом на душу населения – 925 долл. ВВП. МАР (использование средств). Кредиты на срок от 35 до 40 лет с льготным периодом в 10 лет. Ссуды беспроцентные, плата взимается на покрытие административных издержек – в размере 0,5% годовых. В соответствии с этими условиями в 2006 г. кредиты МАР получили 85 стран. В 2000 г. МБРР изменил (на слаборазвитый) статус Армении, Грузии, Молдовы и Киргизии, которые не смогли подать заявки на кредиты в МАР. Международная финансовая корпорация (МФК). Создана в 1956 г., её членами являются 175 государств. Кредиты предназначены для стимулирования экономического роста частного сектора в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Не требуется правительственных гарантий. Средний срок кредитования 7-8 лет, а максимальный – 15 лет. Выделенные кредиты не превышают 25% от стоимости проекта. К середине 2006 г. МФК профинансировала строительство более 2500 объектов в 136 развивающихся странах. Её доля участия 5-15%. Многосторонне агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Кризис внешней задолженности. Создана в 1988 г. для стимулирования инвестиций путём предоставления гарантий иностранным инвесторам от некоммерческих рисков (отмена конвертируемости валюты, экспроприация имущества, военные действия, политические перевороты). Членами являются 158 стран. Гарантии предоставляются на 15 лет и могут покрывать до 90% инвестиций. МАГИ участвует в переговорном процессе и консультациях по эффективному размещению инвестиций. МЦУИС создан в 1966 г. Урегулирует инвестиционные споры между правительствами и иностранными частными инвесторами, либо улаживая разногласия, либо через арбитражное разбирательство. По состоянию на апрель 2006 г. ратифицировали 143 стран. Обращение в МЦУИС делается на добровольной основе, но, согласившись на арбитражное разбирательство, ни одна из сторон не может отказаться от него в одностороннем порядке. Проблемы, поставленные перед Всемирным банком. 1)Всемирный банк осуществляет достаточно жёсткую денежно-кредитную политику. Им выделяются деньги на высокоэффективные проекты и недостаточно средств на оказание помощи слаборазвитым странам. Было предложено рассмотреть специальные программы для восстановления экономики слаборазвитых стран. Провести чёткую дифференциацию субъектов, получающих помощь в рамках Всемирного банка. Апрель 2009 года G20. 2)Необходимость увеличения оплаченной части уставного капитала Всемирного банка. Из 100% оплачено всего лишь 7,8%. Оставшаяся часть уставного капитала рассматривается как обеспечение ценных бумаг, которые эмитирует МБРР. 3)Всемирный банк не проводит превентивные меры, направленные на стабилизацию экономики и выявление очагов кризисных явлений и их канализации. Для этого всем странам-членам предложено присоединиться к программе «Раннего предупреждения и выявления нарушений в стабильности на национальных финансовых рынках». 4)Странам-членам МВФ предложено восполнить пробелы в национальных системах пруденциального надзора (усилить статистическую отчётность), что позволит объективнее и быстрее выделять необходимые кредитные ресурсы.