Международная торговля в системе МЭО в условиях глобализации экономики.
Международная торговля в системе МЭО в условиях глобализации экономики.
МТ является традиционной и одной из основных форм МЭО (через МТ реализуется участие стран в МРТ, преимущество которого заключается в повышении эффективности труда, снижении издержек производства). Участие страны во внешнеторговом обороте свидетельствует об открытости экономики. Развитие мировой торговли связано с процессами интернационализации (процесс усиления участия страны в мировом хозяйстве) производства и глобализации экономики. Причины быстрых темпов роста МТ в послевоенные годы: 1)углубление МРТ и интернационализация мирового хозяйства привели к росту экспортной квоты национальных экономик в 1,5-2 раза; 2)в результате НТП произошла структурная перестройка экономики развитых стран (ускорение морального износа изделий, динамичное обновление ОК, появление новых отраслей промышленности и новых с ранее неизвестными свойствами товаров); 3)в результате концентрации производства и капитала возросла роль ТНК на мировых рынках; 4)распад колониальной системы – рост спроса со стороны новых государств – рост импорта, развитие их промышленности – рост предложения на экспорт; 5)регулирующие меры международных организаций (ГАТТ-ВТО, ЮНКТАД) направлены на либерализацию международного товарооборота за счёт снижения и гармонизации тарифных и нетарифных барьеров (благодаря деятельности ГАТТ средневзвешенные ставки пошлин сократились за 1947 – 2008 гг. с 45% до 3-4%, а в отдельных странах до 1%); 6)НТП в сфере транспорта, связи, банковского, страхового дела;;7)интенсификация и углубление региональных интеграционных процессов в мире в результате создания ЗСТ, таможенных союзов (беспошлинная торговля, интенсифицируется взаимный товарооборот); 8)милитаризация экономики в 1960-1990 гг. содействовала росту торговли оружием; 9)перенос отдельных видов производства из развитых стран в развивающиеся; 10)конъюнктурные изменения цен в 90-е гг. на основные товары, например, появление новых продуктов питания сократило спрос и производство сельскохозяйственной продукции. В результате либерализации ВЭС с середины 80-х гг.: 1)развитые страны снизили импортные (тарифные) барьеры до минимума (у стран ЕС 21% общего числа тарифных ставок стали нулевыми, а у США 32%); 2)развивающиеся страны сохранили уровень тарифной защиты в среднем около 13%, а наименее развитые – на более высоком уровне (по отдельным отраслям до 50%). Закономерности развития мировой торговли в XXI веке: 1)с 80-х гг. XX в. реальный объём мировой торговли растёт быстрее, чем реальный объём мирового ВВП и внутренний спрос (за 2000-2005 гг. среднегодовые темпы прироста мирового экспорта 4,5%, ВВП 2,5%), ослабляется протекционизм (в меньшей степени используются таможенные тарифы и количественные ограничения); 2)развитие мировой торговли по десятилетиям неравномерно (наибольшая динамика роста в 1970-е гг. 20% в среднем ежегодно, в 1980-е 5,5%, в 1990-е 6,5%, в 2000-2004 гг. 4%);3)неравномерны темпы роста экспорта отдельных товарных групп (торговля промышленными товарами растёт более высокими темпами по сравнению с торговлей продовольствием и минеральным сырьём); 4)в товарной структуре растёт доля технологически сложных отраслей материального производства; 5)разделение процесса производства сложной продукции на стадии и размещение их в отдельных странах; 6)на основе НТП развитие Интернет-торговли;7)интенсификация внутрирегиональной торговли; 8)смещение торговых связей из развитых стран и стран с переходной экономикой в развивающиеся; 9)высокая концентрация мировой торговли в небольшой группе стран (подавляющая часть мировой торговли (2/3) осуществляется в рамках группы развитых стран); 10)МТ товарами отличается более низкими темпами роста в отличие от МТ услугами.Доля стран в мировом экспорте (2009 г.): Китай 9,71%; Германия 9,11%; США 8,54%; Япония 4,69%; Нидерланды 3,49%.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и её место в системе многостороннего регулирования.
Задачи и структура ЮНКТАД. Генеральная Ассамблея ООН в 1964 г. при участии 119 стран учредила постоянный межправительственный орган «Конференция ООН по торговле и развитию». Ей поручено ускорение торгового и экономического развития (первоначальная идея). Эта организация занимает особое место среди структур ООН. В настоящее время участники – 191 страна. Россия – активный участник. Это универсальная организация, как по широте членов, так и по кругу рассматриваемых вопросов. Главная цель – содействие интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику; содействие развитию посредством торговли и инвестиций. Основные задачи ЮНКТАД. Содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического развития между странами с различными уровнями экономического развития, в особенности между развивающимися странами. Выработка рекомендаций, принципов и механизмов функционирования МЭО. Организация переговоров для принятия многосторонних правовых актов по торговле. Участие в координации деятельности других учреждений ООН в области экономического развития. Фактически ЮНКТАД занимается всеми вопросами МЭР: торговле, инвестиций, миграции рабочей силы, научно-технического сотрудничества. ЮНКТАД – организация развивающихся стран, создана для развивающихся стран. Проблемы. Доля развивающихся стран в мировой торговли невелика, неблагоприятные условия торговли с развитыми странами. Рынки развитых стран недостаточно открыты для готовых изделий развивающихся стран. Помощь развивающимся странам увеличилась, но недостаточна. Огромный внешний долг. С самого начала деятельности стоял вопрос о развитии МЭО между странами с разным уровнем экономического развития. Социалистические страны обсуждали через эту организацию вопросы взаимоотношения с развитыми и развивающимися странами. Теперь – те же вопросы, но страны с переходной экономикой. Система органов ЮНКТАД. 1. Высший орган – Конференция, сессии 1 раз в 4 года. На уровне министров, либо глав правительств. 12 сессий, последняя – в 2008 г. 2. Совет по торговле и развитию. 2 раза в год. Готовятся проекты резолюций, делаются специальные доклады. Ежегодно предоставляет доклад Генеральной Ассамблее доклад о своей деятельности. Совет имеет право выбирать п.3. 3. Рабочие комитеты и Секретариат – текущая деятельность. Комитеты – вспомогательные органы, которые обеспечивают каждодневную работу. Готовят обзор по направлениям своей деятельности. Комитеты. 1)Комитет по сырьевым товарам – согласование вопросов и политики в сырьевой области, созыв международных конференций по сырьевым товарам. 2)Комитет по промышленным товарам – содействие экспорту промышленных товаров и полуфабрикатов из развивающихся стран с целью снижения уровня таможенно-тарифного обложения и нетарифного протекционизма. 3)Комитет по преференциям – вопросы предоставления преференций в пользу товаров из развивающихся стран. Постоянные комиссии. Комиссия по торговле товарами и услугами. Комиссия по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам. Комиссия по предпринимательству, содействию бизнесу и развитию. Организационная особенность ЮНКТАД – работа по группам стран: Группа A– группа афро-азиатских стран. Группа B – развитые западные страны. Группа C – Латинская Америка. Группа D – ЦВЕ. Страны группы A и C – группа 77. Неформальный блок. Предварительно согласовываются взгляды в рамках этих групп, выступают единым фронтом на переговорах. Направления деятельности. 1)Переговоры и обсуждение актуальных вопросов сессий ЮНКТАД и Совета по торговле и развитию. 2)Информационно-аналитическая работа: подготовка обзоров, исследований. Известные исследования ЮНКТАД – WorldInvestmentReport. 3)Разработка и реализация программ технической помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Особое место занимают наименее развитые страны. В этих целях ЮНКТАД сотрудничает с другими организациями, например, с ОЭСР. В деятельности ЮНКТАД выделяют 4 этапа деятельности. 1)1964 – 1979 гг. – принятие рекомендаций и резолюций конференций. Форум для переговоров, альтернатива ГАТТ. 2)1980 – начало 1990-х гг. Цель – повлиять на эволюцию системы ГАТТ в интересах развивающихся стран. Развитые страны пытались провести интересы своих ТНК через ГАТТ. ЮНКТАД – противостоять этому одностороннему влиянию. Уругвайский раунд – ЮНКТАД защищал интересы развивающихся стран. 3)1990 – 1995 г. – необходимость реагировать на создание ВТО. ВТО делала нецелесообразной деятельность ЮНКТАД. 4)С 1996 г. заново признана роль ЮНКТАД в международной торговле. Цель – помощь развивающимся странам в участии в многосторонней торговой системе и переговорном процессе в рамках нового (Дохийского) раунда. Результаты деятельности ЮНКТАД.I сессия 1964 г. – «Принципы международных торговых отношений и торговой политики». 15 общих и 13 специальных принципов. 1)Международная торговля должна быть взаимовыгодной и вестись на основе РНБ (не должны предприниматься действия, которые наносят ущерб торговле других стран). 2)Развитые страны-участницы региональных экономических группировок должны делать всё от них зависящее, чтобы региональных экономические группировки не наносили ущерба расширению их импорта из третьих стран, в частности, из развивающихся стран. 3)Содействие развитию региональных экономических группировок, интеграции и других форм экономического сотрудничества между развивающимися странами. Хартия экономических прав и обязанностей государств 1976 г. Одни из трёх документов создания нового экономического порядка, основанная на вышеуказанных принципах. 1970 г. – Соглашение об общей системе преференций. Способствовало предоставлению льготного режима экспорта готовых товаров развивающихся стран в развитые. 1976 г. – Интегрированная программа по сырьевым товарам. Было подписано 8 международных товарных соглашений. Цели программы. Обеспечение стабильных условий торговли сырьём. Содействие повышению экспортных поступлений развивающихся стран, облегчению доступа сырья на рынки. Содействие улучшению структуры рынков сырья, системы сбыта, распределения и перевозки экспортируемых развивающимися странами сырьевых товаров. Основные пункту программы. 1)Заключение 18 международных стабилизационных товарных соглашений (кофе, хлопок, какао, каучук, олово). Были соглашения с контролем над ценами, информационные, (сахар, пшеница), по развитию инфраструктуры (джут, тропическая древесина). Сейчас преимущественно информационные. Предусматривалось создание исследовательских групп (но нет формального статуса соглашения). 2)Создание общего фонда для финансирования запасов. 3)Принятие мер по регулированию предложения (включая экспортные квоты, политику в области производства). 4)Улучшение и расширение систем компенсационного финансирования. Создано для стабилизации доходов развивающихся стран от экспорта. Предоставление льготных кредитов. Либо МВФ, либо механизмы Ломейских конвенций (сейчас вместо них Котонийский договор). 5)Облегчение доступа на рынок для сырья и обработанных товаров из развивающихся стран. 1976 г. – Международный кодекс поведения в области передачи технологии. 1980 г. – Общий фонд по сырьевым товарам. Финансировал буферные (стабилизационные) запасы, чтобы противостоять колебаниям цен. В эти запасы скупалось сырьё и потом выбрасывалось на рынок.
Программа обширная, но выполнена не полностью. Сложность программы, интересы развитых и развивающихся стран разные, недостаток финансовых средств. 1980 г. – Соглашение о принципах контроля за ограничительной деловой практикой. Фактически контроль за деятельностью ТНК. Ограничительная деловая практика – действия господствующих на рынке фирм, которые не допускают на рынок конкурентов, ограничивая или исключая для них возможность деятельности. Антиконкурентная политика: сговоры, картели. 1980 г. – Руководящие принципы международных действий в области реструктуризации задолженности. Соглашение о смягчении условий погашения задолженности развивающимися странами. По этому соглашению более 50 развивающихся стран воспользовались им на сумму более 6,5 млрд. долл. 1981 и 1990 гг. – 2 соглашения по Программе действий для наименее развитых стран (финансовая и продовольственная помощь). 1989 г. – Глобальная система взаимных торговых преференция между развивающимися странами. Разработка конвенций ООН по морскому транспорту. 1992 г. – «Картахенские обязательства». Диалог по вопросам развития, рынка, смягчения бедности, вопросам людских ресурсов, демократии, прав человека. 1996 г. – задача «содействия росту и устойчивому развитию в условиях глобализации и либерализации мировой экономики». Главная цель – активная поддержка более полной интеграции развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику. Был принят специальный документ – «Партнёрство для роста и развития»: неодинаковое воздействие глобализации на страны с разным уровнем развития; необходимо сотрудничать, чтобы усилить плюсы глобализации и уменьшить минусы. На конец 20 – начало 21 века ЮНКТАД стала заниматься торговлей в целях развития. Организация универсального характера. 2000 г. – Декларация о последствиях глобализации. Был сделан вывод, что глобализация – мощная силы для развития, но процессом надо управлять. Большая роль отводилась согласованию внутренней и международной политики. Деятельности ЮНКТАД должна проходить в контексте «Декларации тысячелетия». 2004 г. – вопросы последствий глобализаций. Выработка мер по повышению согласованности между национальными стратегиями развития и глобальными процессами. Апрель 2008 г. Гана. XII сессия. Возможности и проблемы глобализации. Идеи – повышение согласованности при разработке глобальной политики на всех уровнях, включая региональный, для обеспечения устойчивого экономического развития и сокращения масштабов нищеты. Главные вопросы торговли и развития, мобилизации ресурсов и использование знаний в интересах развития. Вопросы укрепления ЮНКТАД, повышения роли в деле развития, увеличение отдачи и повышение институциональной эффективности. Участие России в ЮНКТАД. Постоянное внимание состоянию экономики России. Включение России в ОСП ЕС. Вклад в выработку новой согласованной программы стран-кредиторов в отношении внешней задолженности России. Сотрудничество в области регулирования конкуренции и развития предпринимательства. 1992 г. – специальная Программа по созданию Центров по вопросам торговли – ЦВТ (TradePoint). Направления деятельности РЦВТ. Содействию развитию МТ и сотрудничества. Поиск партнёров по привлечению зарубежных инвестиций в производственные, строительные, информационные, телекоммуникационные и иные проекты. Поддержка российских региональных Центров электронной коммерции. Содействие МЭРТ и другим органам в реализации российской программы ЦВТ. Представление и защита интересов других российских ЦВТ в органах управления и международных организациях. Постоянные контакты с ЮНКТАД и её рабочими органами. Содействие осуществлению российскими ЦВТ единой информационно-технической и методической политики. Информационно-консультационное обслуживание российских и иностранных участников ВЭД по запросам. Размещение коммерческих предложений во Всемирной сети Центров по вопросам торговли. Мониторинг экспорта и импорта товаров и услуг. Консультации и профессиональное содействие на всех этапах подготовки внешнеторговой сделки. Проведение маркетинговых исследований и аналитических обзоров. Создание электронных представительств компаний в Интернет. Проведение общественной экспертизы Центров. Сотрудничество с ЮНКТАД по вопросам сертификации и присвоения статуса «TradePoint». Участие в реализации российских и международных программ в сфере электронной коммерции. Содействие и участие в разработке стандартов, норм и юридической базы в области электронного обмена данными. Организация и осуществление обучения и повышения квалификации персонала РЦВТ и членов ЦВТ-ассоциации в России и за рубежом. Сбор, обобщение, анализ и распространение опыта. Выводы. Деятельность ЮНКТАД – существенная роль в МТ, создании и развитии системы многостороннего регулирования МТ, включая смежные области сотрудничества государств и компаний.
50. Регулирующая деятельность в МЭО специализированных учреждений ООН.
Определённое воздействие на формирование и развитие системы многостороннего регулирования МЭО оказывают 14 специализированных учреждений ООН. Они являются автономными организациями, связанными с ООН специальными соглашениями и взаимодействующими с ней и друг с другом посредством координирующих структур Экономического и социального совета. Среди этих учреждений: Международная Организация Труда (МОТ); Продовольственная и с/х организация ООН (ФАО); ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ); Всемирный банк (ВБ); МВФ; Международная организация гражданской авиации (ИКАО); Всемирный Почтовый Союз (ВПС); Международный Союз Электросвязи (МСЭ); Всемирная Метеорологическая Организация (ВМО); Международная Морская Организация (ИМО); Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС); Международный Фонд с/х развития (МФСР); ООН по промышленному развитию (ЮНИДО).
Одним из направлений деятельности ряда этих организаций, в частности МОТ (создана в 1919 г. в качестве структурного подразделения Лиги Наций.), является выработка международных норм и стандартов, обязательных к внедрению участвующими странами или же служащих в качестве ориентиров для национальной политики. Подобная деятельность характеризуется обычно значительным размахом. Так со времени основания МОТ было принято несколько сотен конвенций и рекомендаций, выполнение или учёт которых странами-членами контролируется соответствующими структурами организации.
Роль МВФ в развитии МЭО.
Международный валютный фонд. Относится к международным валютно-кредитным организациям, имеющим статус специализированного учреждения ООН. Создан в 1944 г. по решению Бреттон-Вудской конференции, проходившей с 1 по 22 июля. 2 страны могли поддерживать паритет своей валюты в золоте: Великобритания и США. Их валюты выдвигались на роль резервных. 27 декабря 1945 г. 29 стран подписали устав фонда. Уставный капитал – 7,6 млрд. долл. Сейчас – 308,9 млрд. долл. 2007 г. – наращивание уставного капитала МВФ. В настоящее время членами МВФ являются 185 государств. Штаб-квартира в Вашингтоне. Цели деятельности МВФ в соответствии с уставом. 1. Содействие международному валютному сотрудничеству. 2. Способствовать расширению и сбалансированному росту международной торговли. 3. Не допускать «конкурентного обесценения валют». 4. Предоставлять странам-членам средства в иностранной валюте, которые позволили бы им исправлять нарушение равновесия их платёжных балансов. Механизм принятия решений в МВФ. Основные органы: Совет управляющих (раз в два года), Исполнительный совет, Временный комитет Совета управляющих и Комитет по развитию (даёт рекомендации). Действует принцип «взвешенного количества голосов». Каждое государство имеет 250 голосов, независимо от квоты. И дополнительно по 1 голосу на каждые 100 тыс. СДР его доли в капитале фонда. Пересмотр голосов происходит раз в пять лет. Распределение голосов в МВФ (на 7 сентября 2004 г.). США – 17,14%, Япония – 6,15%, Германия – 6,01%, Франция, Великобритания – по 4,96%, Италия – 3,26%, Саудовская Аравия – 3,23%, Канада, Китай – по 2,95%, Россия – 2,75%. Доля стран ЕС – 29,8%. Доля 30 стран ОЭСР – 64,5%. На остальные 84% членов Фонда приходится лишь 35,5% голосов. Капитал и заёмные средства. Капитал складывается из взносов государств-членов. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. СДР существует с 1969 г. как механизм, который позволял бы выравнивать сальдо платёжного баланса. Ямайская конференция 1973 г. ‑ использование СДР в качестве мировых денег. До 1 января 1981 г. её стоимость рассчитывалась на основе 16 валют, а сейчас корзина включает четыре валюты. Валютная корзина СДР пересматривается нерегулярно. Доллар – 45%; евро 29%; иена 15%; фунт стерлингов 11%. Заёмные средства МВФ. Могут привлекаться на рынке. 24 октября 1962 г. подписано Генеральное соглашение о займах (ГСЗ; носит кредитный характер) с 10 странами – «Группа десяти» (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Германия, Нидерланды, США, Франция, Швеция и Япония, с июня 1964 г. Швейцария как ассоциированный член). Кредитная линия – до 6,5 млрд. СДР. С 1997 г. кредитная линия – 34 млрд. СДР. Использование ресурсов МВФ. 1. При недостатке средств для финансирования платёжного баланса страна может купить валюту в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте. Валюты, не являющиеся конвертируемыми, выполняют роль залога до возврата кредита. 2. Кредит по первому требованию в размере 25% квоты страны в капитале Фонда – «Резервная доля страны». Если МВФ использует валюту страны для кредитования других стран, то резервная доля возрастает. Использование резервной позиции не предполагает возврата этих средств. 3. Существует шесть механизмов помощи, образующие 3 группы: 1)С середины 1970-х гг. соглашения стенд-бай и программа расширенного кредитования на срок 5-10 лет по ставку LIBOR + 0,25%. 2)Льготное кредитование и финансирование структурной перестройки в странах-членах МВФ. На срок до 15 лет, включая пятилетний льготный период под 0,5% годовых. 3)Специальные механизмы финансирования, включающие компенсационное и чрезвычайное финансирование. Предоставляются на срок от 18 месяцев до 4 лет под ставку LIBOR + 0,25%.Дополнительное резервное финансирование на срок до 1,5 лет под 7,5% годовых.Реформирование деятельности МВФ по решению G20 (апрель 2009 г. в Лондоне).1)Увеличение капитала (кредитоспособности) – с 250 млрд. СДР до 750 млрд. СДР). 2)Дополнительная эмиссия 250 млрд. СДР. 3)Возможность делать займы на рынках капитала. Реформа кредитного механизма МВФ в 2009 г.1)Новый инструмент – Гибкая кредитная линия (Flexiblecreditline). 2)Удвоение лимитов доступа к кредитным ресурсам МВФ. 3)Упрощение условий погашения кредитов. В результате с апреля 2009 г. по февраль 2010 г. получили:Мексика – 1000% квоты (49,5 млрд. долл.), Польша – 1000% квоты (21,5 млрд. долл.), Колумбия – 900% квоты (11 млрд. долл.). Элементы текущей программы помощи МВФ.1)Повышение своевременности и объёмов предоставляемой помощи. 2)Использование национальной бюджетной политики в качестве основного канала распределения финансовой помощи. МВФ перекладывает часть задач по выходу из кризиса на национальную бюджетную политику. 3)Антициклический характер текущих программ финансовой помощи. 4)Приветствуется авторство самих стран при разработке программ финансовой помощи и минимум структурных требований на этапе их утверждения. Россия и МВФ.1)5 октября 1991 г. Россия стала ассоциированным, а с 1 июня 1992 г. – 165 членом МВФ. 2)За 1994 – 1998 г. для формирования рыночной инфраструктуры России выделили кредит в сумме около 17 млрд. долл., но не предоставили полностью.3)В феврале 1998 г. вопреки договорённости о продлении программы расширенного финансирования до 2000 г. кредитные линии были приостановлены. 4)31 января 2005 г. Россия досрочно погасила долг перед МВФ, осуществив платёж – 2,19 млрд. СДР (3,33 млрд. долл.) и сэкономила 204 млн. долл.Членство в МВФ даёт определённый кредитный рейтинг стране.На мировом рынке капитала российские экспортёры заняли 470 млрд. долл.
Международная торговля в системе МЭО в условиях глобализации экономики.
МТ является традиционной и одной из основных форм МЭО (через МТ реализуется участие стран в МРТ, преимущество которого заключается в повышении эффективности труда, снижении издержек производства). Участие страны во внешнеторговом обороте свидетельствует об открытости экономики. Развитие мировой торговли связано с процессами интернационализации (процесс усиления участия страны в мировом хозяйстве) производства и глобализации экономики. Причины быстрых темпов роста МТ в послевоенные годы: 1)углубление МРТ и интернационализация мирового хозяйства привели к росту экспортной квоты национальных экономик в 1,5-2 раза; 2)в результате НТП произошла структурная перестройка экономики развитых стран (ускорение морального износа изделий, динамичное обновление ОК, появление новых отраслей промышленности и новых с ранее неизвестными свойствами товаров); 3)в результате концентрации производства и капитала возросла роль ТНК на мировых рынках; 4)распад колониальной системы – рост спроса со стороны новых государств – рост импорта, развитие их промышленности – рост предложения на экспорт; 5)регулирующие меры международных организаций (ГАТТ-ВТО, ЮНКТАД) направлены на либерализацию международного товарооборота за счёт снижения и гармонизации тарифных и нетарифных барьеров (благодаря деятельности ГАТТ средневзвешенные ставки пошлин сократились за 1947 – 2008 гг. с 45% до 3-4%, а в отдельных странах до 1%); 6)НТП в сфере транспорта, связи, банковского, страхового дела;;7)интенсификация и углубление региональных интеграционных процессов в мире в результате создания ЗСТ, таможенных союзов (беспошлинная торговля, интенсифицируется взаимный товарооборот); 8)милитаризация экономики в 1960-1990 гг. содействовала росту торговли оружием; 9)перенос отдельных видов производства из развитых стран в развивающиеся; 10)конъюнктурные изменения цен в 90-е гг. на основные товары, например, появление новых продуктов питания сократило спрос и производство сельскохозяйственной продукции. В результате либерализации ВЭС с середины 80-х гг.: 1)развитые страны снизили импортные (тарифные) барьеры до минимума (у стран ЕС 21% общего числа тарифных ставок стали нулевыми, а у США 32%); 2)развивающиеся страны сохранили уровень тарифной защиты в среднем около 13%, а наименее развитые – на более высоком уровне (по отдельным отраслям до 50%). Закономерности развития мировой торговли в XXI веке: 1)с 80-х гг. XX в. реальный объём мировой торговли растёт быстрее, чем реальный объём мирового ВВП и внутренний спрос (за 2000-2005 гг. среднегодовые темпы прироста мирового экспорта 4,5%, ВВП 2,5%), ослабляется протекционизм (в меньшей степени используются таможенные тарифы и количественные ограничения); 2)развитие мировой торговли по десятилетиям неравномерно (наибольшая динамика роста в 1970-е гг. 20% в среднем ежегодно, в 1980-е 5,5%, в 1990-е 6,5%, в 2000-2004 гг. 4%);3)неравномерны темпы роста экспорта отдельных товарных групп (торговля промышленными товарами растёт более высокими темпами по сравнению с торговлей продовольствием и минеральным сырьём); 4)в товарной структуре растёт доля технологически сложных отраслей материального производства; 5)разделение процесса производства сложной продукции на стадии и размещение их в отдельных странах; 6)на основе НТП развитие Интернет-торговли;7)интенсификация внутрирегиональной торговли; 8)смещение торговых связей из развитых стран и стран с переходной экономикой в развивающиеся; 9)высокая концентрация мировой торговли в небольшой группе стран (подавляющая часть мировой торговли (2/3) осуществляется в рамках группы развитых стран); 10)МТ товарами отличается более низкими темпами роста в отличие от МТ услугами.Доля стран в мировом экспорте (2009 г.): Китай 9,71%; Германия 9,11%; США 8,54%; Япония 4,69%; Нидерланды 3,49%.