Правила эффективной презентации товара
Третья группа правил, касающаяся эффективной презентации товара, способствует решению ряда задач:
• предоставление информации, стимулирующей спрос;
• продажа разнообразных продуктов;
• формирование потребностей покупателей;
• освоение и расширение рынка сбыта товаров;
• ускорение товарооборота;
• достижение сбалансированности спроса и предложения;
• создание и распространение имиджа, индивидуальности магазина;
• влияние на сезонные колебания продаж;
• формирование культуры потребления и развитие эстетических
вкусов людей.
Под презентацией товара или рекламой внутри магазинапонимается совокупность средств и методов, используемых для объективной информации потребителей об имеющихся в продаже товарах, их свойствах и качестве, формах обслуживания.
Презентация товара осуществляется с помощью размещения:
1.Информации.
2.Рекламных материалов.
3.Оборудования и устройств, выполняющих рекламную и демонстрационную функцию.
В настоящее время используют магазинное телевидение и радио, мультимедийные терминалы, говорящие ценники, голограммы, кабельное и спутниковое телевидение. С их помощью не только доставляется информация о товарах и рекламные сообщения, но и передаются развлекательные клипы, заставляющие покупателя чувствовать себя в магазине более комфортно, осознавать свое значение и, соответственно, проводить там больше времени, совершая покупки.
Рекламные материалы в местах продаж – эффективное средство, однако согласно правилу оптимальности– внутримагазинную рекламу следует размещать не более чем для 15-20% товаров.
Исключение из этого правила могут составлять магазины – демонстрационные залы, где рекламные материалы являются продуманной частью интерьера, и нередко их количество превышает количество самого представленного товара.
В обычном магазине обилие рекламы вызывает растерянность у потребителя, который нуждается, скорее, в дружественной информационной среде.
Информационная среда – это все данные, доступные потребителю в момент покупки товара или услуги. Основные характеристики этой среды, оказывающие влияние на поведение потребителей в магазине:
• доступность информации;
• ее количество;
• формы организации и представления.
Доступность информации позволяет покупателям сделать осознанный выбор. Информационная нагрузка при совершении выбора покупателем характеризуется числом альтернатив и количеством показателей каждой альтернативы. Из-за существования большого числа альтернатив актуализируется правило помощи покупателю. Покупатель, рассматривающий товар, более склонен к покупке, если он получает о нем необходимую ему информацию. Информация в магазине должна быть представлена таким образом, чтобы клиентам, имеющим различные индивидуальные характеристики, было легко ее получить. Продавцы должны сосредоточиться на приемах продажи, т.е. на непосредственной встрече между продавцом-поставщиком и клиентом-покупателем. Результатом этой встречи должна быть сделка купли-продажи или размещение заказа на поставку товара. В общем, в ней можно выделить пять различных элементов[28]:
• прием;
• изучение потребности и выслушивание;
• аргументация и показ;
• ответ на возражения;
• заключение сделки - продажа.
Р. Блэйк и Дж. Мутон разработали типологию продавцов и покупателей (см. рис.3.4, 3.5).
Рис. 3.4. Сетка продавца
Рис.3.5. Сетка покупателя
Исходным по данной методике является положение, при котором любого продавца можно охарактеризовать по степени его внимания к клиенту, что вполне приемлемо и для покупателя. В конечном счете, объединение двух сеток, т.е. встреча продавца и покупателя создает новую типологию форм и стилей продажи, формируя атмосферу взаимоотношений и создавая возможные предпосылки для вторичной покупки. Сама продажа зависит от принятой формы. Существуют несколько форм продаж - продажа базарная, в магазине, магазине самообслуживания, продажа с прилавка, посылочная торговля, телепродажа, продажа групповая и на дому, продажа по случаю, с торгов и на аукционе и др.
Для каждой продажи существует определенный тип покупателя, побудительная причина покупки, нацеленность на товара и создаваемая при продаже атмосфера (см. табл.3.2.). Для каждой из приведенных в таблице форм продаж в сопоставлении покупатель – продавец требуется найти со стороны продавца определенный стиль поведения. Здесь могут иметь место различные вариации поведения покупателя: академизм, легкость, безразличие, уравновешенность, распущенность, раздражительность, болтовня, раздражительность, пререкания, апатия и пр.
Таблица 3.2
Характеристики различных форм продажи товаров[29]
Вид продажи | Тип покупателя | Побудительная причина покупки | Нацеленность на товар | Атмосфера продажи |
Продажа в магазине | Знаток или трудный | Осмотрительность | Качественный товар | Непринужденная |
Базарная | Дилетант или игрок | Игра | Дешевый, низкокачественный товар | Торговая |
Продажа в магазине самообслуживания | Практичный или торопливый | Легкость | Возможность выбора и получение скидки или лучшее соотношение качества и цены | Свободная |
Продажа с прилавка | Техник или мастеровой | Необходимость | Запас для ремонта | Соучастие – система общих взаимоотношений |
Посылочная торговля | Домосед или избегающий общения; изолированный | Комфорт | Доставка на дом | Уединения или семейная |
Продажа групповая Продажа на дому | Элитный | Конфиденциальность | Соответствие данной общественной группе, уют | Приглушенная и интимная |
Продажа при встрече лицом к лицу | профессионал | Соблазн или осведомленность | Технические свойства или полезная функция | Серьезная и персонализированная |
Продажа по случаю (коммивояжер) | Экономный или сующий всюду свой нос | Бережливость | Дешевый или нужный товар | Деловая и терпимая |
Продажа с торгов или аукциона | Чувствительный или коллекционер | Эмоциональность | На память (сувенир) или вложение средств в ценности | Лихорадочная или регламентированная |
Телепродажа | Не упускающий случая найти себе проблемы | Совпадение предложения и спроса, приспособляемость | Мгновенная инициативная иррациональная покупка на веру | Динамичная, быстрая |
Необходимо рассматривать виды продаж в зависимости от того, что является объектом каждой продажи, так как виды продаж формируют внешний, видимый облик торговли, с учетом ее разновидностей, типов и способности (предназначения) в решении целевой задачи продвижения товаров. Вид продаж по видам товаров дифференцируется на:
· продажи потребительских товаров,
· продажи продукции промышленного назначения (первичной и
вторичной переработки);
· продажу услуг.
Важно отметить, что покупки дифференцируются на импульсивные и рефлексивные (см. табл.3.3), с различной долей рациональности и иррациональности их совершения. Практика показала, что, как правило, в принятии решений большое значение имеют внешние атрибуты товара, его цветовая гамма. Необходимым условием эффективных продаж товаров является и сервисный комплекс, создаваемый фирмой-продавцом товаров для своих покупателей. Сводные характеристики элементов, формирующих сервис, приведены в табл. 3.4.
Таблица 3.3
Дифференциация типов покупок, их целей и способов решения
Покупки | ||
импульсивные | рефлексивные | |
Характер преследуемых целей | Цель надуманная, поиск сознательный | Цель продуманная, поиск сознательный |
Что привлекает в товаре | Побочные свойства, дополнительное применение | Изначальные функциональные свойства |
Примеры | Купить духи, купить авторучку, чтобы чем-то выделиться | Купить тюбик зубной пасты взамен использованного; купить авторучку, чтобы писать |
Способ принятия решения | Иррациональный процесс | В соответствии с иррациональной процедурой |
Встреча с товаром | По воле случая, непроизвольно, неожиданно | По необходимости, произвольно |
Удовлетворенные потребности | Субъективные | Объективные |
Таблица 3.4