Бояться того, что все обращающееся в торговле золото соберется в одних руках, не нужно.
К этой древнейшей и авторитетнейшей интерпретации древнееврейских письмен из современных переводчиков не прибег никто (даже ее не упомянул). Это может быть следствием узкого и некритичного отношения к библейским текстам, но может иметь и другое основание. Септуагинта позволяет увидеть, что левиафан – это диавол; однако эта экзегеза упоминается авторами современных переводов как христианская, а в их понимании Новозаветная экзегеза для книг Ветхого Завета – слишком поздняя[4], поэтому они ее в переводах никак не учитывают.
Синодальный перевод Иов 41:22:
Под ним острые камни,
и он на острых камнях лежит в грязи.
С.С. Аверинцев переводит:
Под брюхом его грани черепиц,
он на них налегает, как борона.
М.И. Рижский переводит (без комментария):
Низ (тела) его – острия черепков,
(как) молотильный каток лежит он на грязи.
А.С. Десницкий переводит:
Его брюхо – что острые черепки,
боронит он ими грязь.
Если нет понимания, что Ветхий Завет может быть прочитан и понят только из Нового Завета (о чем и Христос сказал в Ин. 5:39), то сатáн-диавол как активная действующая сила останется невидим. Христос сказал о диаволе: «Он человекоубийца был от начала» (Ин. 8:44). Он и есть тот самый «змей» (нахáш), в обличье которого диавол соблазнил первых людей, и через него человек стал смертным. Он и есть тот самый «змий» (левиафан), который владеет всем золотом мировой торговли.
Слова Мессии должны отрицаться теми, кто отрицает Мессию. Слова Христа о предмете, который вошел в орбиту научного рассмотрения – о диаволе, не учитываются теми, кто называет себя христианами. Для этих ученых нет выбора: или такая «наука», или Христос; потому что этот выбор уже произошел, и плоды его налицо – в виде их переводов и научных работ.
Если не стоять на позициях Нового Завета, то диавола не разглядеть ни в именах, ни в обличьях. Бехемот будет гиппопотам, левиафан – крокодил, или, того лучше, бегемот и левиафан – это динозавры[5].
*
Если твердо знать, что исконный библейский взгляд – пророческий для последних времен – состоит в том, что все обращающееся золото мира принадлежит диаволу и есть орудие диавола, особым смыслом наполняются слова апостола Павла, сказанные с такой категоричностью:
Корень всех зол есть сребролюбие.
1 Тим. 6:10
Почему же? Не гордыня, не ложь, не гнев, не блуд… Сребролюбие даже не упоминается ни в одной из Десяти заповедей. Откуда такая определенность и точность высказывания, что именно корень, что всех зол и что именно сребролюбие?
У пророка Софонии находим жестокий упрек народу Израиля: «Народ не жаждет» (Соф. 2:1). Это означает, что народ к Богу охладел. Интересно, что эта высокая «жажда» обозначена словом обиходной и даже низменной алчбы: касáф כּסף – «жаждать»[6], а того же корня кéсеф כּסף – «серебро, деньги». Людям Израиля было дано Откровение и богообщение, и если человек (или народ) его не «жаждет» (от глагола касáф), то он впадает в жадность к «деньгам» (кéсеф).
То, что в еврейском языке слова «жаждать» и «деньги» – одного корня, показывает, чтó было великим, даже величайшим искушением для еврейского народа: само обладание большими деньгами могло именно в Израиле быть знаком того, что такому богачу (или Израилю) спасение души – «возрождение и обновление Святым Духом» (Тит. 3:5) – стало и далеко, и трудно: «Трудно (неудобь) богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23).
В Израиле как нигде сильно звучало слово: «Корень всех зол есть сребролюбие», ибо жажда денег прямо отвращала от веры. «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись» – которого возжелав: ὀρεγόμενοι, то есть «возжелав сребролюбия» – «некоторые заблудились от веры и себя пронзили страданьями многими» (1 Тим. 6:10).
Жажда наживы – коварная страсть, потому что не утоляется от наживы, но умножается от нее: вначале человек «жаждет» денег, так возникает «сребролюбие». Затем человек «желает» самого «сребролюбия», и это уже закольцованная на себя – дурная бесконечность. Такой человек попадает под брюхо левиафана.
Еврейский язык обнаруживает ловушку диавола, что если «пожелать желаемого» (касáф ле-кéсеф: это так естественно), – станешь сребролюбцем, охладеешь к Богу, погибнешь. Мысль апостола Павла – в том, что если пожелать желаемого, то возжелаешь самого этого желания… Святые отцы говорят, что сребролюбие есть крайняя форма идолопоклонства и потому противоречит первой заповеди: «Не будет у тебя богов других, кроме Меня» (Исх. 20:3).
Христиане должны знать, что все золото мира находится под брюхом левиафана, и нимало тем не смущаться, потому что от левиафана-диавола их может остеречь одно решительное действие – нужно искоренить в себе сребролюбие. Если соблюдать одну первую заповедь, но в чистоте, то все золото мира окажется против христиан – ничтожным. Отношение к деньгам в рамках библейского мировоззрения – простое: