Влияние технического прогресса на цикл жизни товара, структуру внешней торговли.

Влияние технического прогресса на цикл жизни товара, структуру внешней торговли.

Связываемая с, именами американских ученых Ч. Киндельбергера, Р. Вернона, Л. Уэлса теория "цикла жизни продукта", характеризующая этапы внедрения и производства товара вплоть до замены его новым товаром отразила реальность 60-х гг., когда разработанные на основе научных разработок для американского рынка и потребляемые в США товары стали постепенно распространяться в другие развитые страны.

Как подчеркивают сторонники теории, отличаются от других стран тем, что они имеют многочисленный круг потребителей с высокими уровнями образования, квалификации, доходов. На таких потребителей ориентируются фирмы, изготавливающие новые и новейшие продукты. По мере роста спроса за границей на ввозимый товар на него начинают реагировать местные производители, и следовательно, начинает развиваться национальное производство. Местные фирмы имеют преимущество перед американскими, так как лучше знают свой рынок, у них меньше расходы на рабочую силу.

Это второй этап экспорта из США, характеризуемый замедлением его роста и развитием национального производства в ранее импортировавшей данный товар стране.

на третьем этапе экспорта из США, по мере того как местное производство набирает силу, оно постепенно начинает поставлять товары в

Некоторые исследователи добавляют четвертый этап, связанный с расширением экспорта в развивающиеся страны и последующими поставками из них в США.

В дальнейшем в теорию "цикла жизни продукта" были включены дополнения. Понятие "нововведение" охватило открытия и технические усовершенствования, направленные не только на удовлетворение вкусов наиболее обеспеченных потребителей, но и на сокращение потребностей в земельных ресурсах и в сырье.

Влияние факторов производства на структуру внешней торговли.

Структура внешней торговли шести ведущих стран дает наглядное подтверждение справедливости выводов теории Хекшера-Олина. Япония существенно зависит от импорта интенсивного в отношении природных ресурсов "первичного сырья", поскольку не может сама производить их в количестве, достаточном для удовлетворения высокого спроса, соответствующего высокому уровню жизни в этой стране. Оплатить этот импорт Японии помогает особое преимущество в экспорте техноемкои продукции, как и предсказала бы теория Хекшера-Олина, исходя из избыточной обеспеченности этой страны научным персоналом.

США располагают сравнительным преимуществом, основанным на обеспеченности рабочей силой определенной квалификации и некоторыми природными ресурсами. Сравнительное преимущество в экспорте услуг частично отражает ту же обеспеченность квалифицированным трудом и, кроме того, предшествующее накопление капитала.

Западноевропейские страны располагают сходными с Японией сравнительными преимуществами, но при более сбалансированном соотношении экспорта и импорта. Канада экспортирует преимущественно сырьевые товары в обмен на услуги и техноемкие промышленные товары. Даже ее видимое сравнительное преимущество в "стандартных" промышлен­ных товарах объясняется экспортом энерго- и материалоемкой продукции нефтехимии, металлургии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

В целом структура внешней торговли вполне согласуется с выводами теории Хекшера-Олина

Парадокс В. Леонтьева.

В. Леонтьева, попытался определить правильность тезиса о том, что страна, обладающая избыточными дешевыми факторами производства, экспортирует товары, требующие для своего производства преимущественно эти дешевые факторы.

Промышленность была разделена на 50 секторов (из которых 37 секторов выходили со своими товарами на внешний рынок); что касается факторов производства, то их было взято два: труд и капитал.

Затем были выделены две "корзины" товаров общей стоимостью в 1 млн. долл. каждая, представляющие типичные наборы импортных и экспортных товаров, затем была подсчитана сумма затрат труда и капитала, требуемая для производства 1 млн. долл. импортированных товаров. Результатом исследований стало сравнение суммы капитала и труда.

Другое объяснение может быть связано с импортными тарифами, ограничивающими ввоз и стимулирующими производство аналогичных товаров в своей стране. Исследования структуры таможенных тарифов показали наибольшую защищенность в США трудоемких товаров.

Импорт капиталоемких товаров может быть объяснен следующим образом: США импортируют сырьевые товары, производство которых крайне капиталоемкое.

В своих последующих работах В. Леонтьев пытался выяснить, на каком этапе обработки товар оказывается зависящим от наличия трудовых или природных ресурсов. Важный момент, который должен быть учтен при попытках объяснить "парадокс Леонтьева", - это квалификация рабочей силы. Кадровый потенциал создается прежде всего за счет "инвестиций" в образование. Достижение высокой квалификации и профессиональная подготовка работников требуют длительного времени, являются дорогостоя­щими и представляют собой самостоятельное направление в производстве.

Теорема Рыбчинского.

Теорема, названная по имени доказавшего ее экономиста и заключающаяся в утверждении, что, если в теории Хекшера — Олина величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Приводится следующее обоснование этого утверждения. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен

Влияние технического прогресса на цикл жизни товара, структуру внешней торговли.

Связываемая с, именами американских ученых Ч. Киндельбергера, Р. Вернона, Л. Уэлса теория "цикла жизни продукта", характеризующая этапы внедрения и производства товара вплоть до замены его новым товаром отразила реальность 60-х гг., когда разработанные на основе научных разработок для американского рынка и потребляемые в США товары стали постепенно распространяться в другие развитые страны.

Как подчеркивают сторонники теории, отличаются от других стран тем, что они имеют многочисленный круг потребителей с высокими уровнями образования, квалификации, доходов. На таких потребителей ориентируются фирмы, изготавливающие новые и новейшие продукты. По мере роста спроса за границей на ввозимый товар на него начинают реагировать местные производители, и следовательно, начинает развиваться национальное производство. Местные фирмы имеют преимущество перед американскими, так как лучше знают свой рынок, у них меньше расходы на рабочую силу.

Это второй этап экспорта из США, характеризуемый замедлением его роста и развитием национального производства в ранее импортировавшей данный товар стране.

на третьем этапе экспорта из США, по мере того как местное производство набирает силу, оно постепенно начинает поставлять товары в

Некоторые исследователи добавляют четвертый этап, связанный с расширением экспорта в развивающиеся страны и последующими поставками из них в США.

В дальнейшем в теорию "цикла жизни продукта" были включены дополнения. Понятие "нововведение" охватило открытия и технические усовершенствования, направленные не только на удовлетворение вкусов наиболее обеспеченных потребителей, но и на сокращение потребностей в земельных ресурсах и в сырье.

Наши рекомендации