И увидел Господь, что жена нелюбимая Леа и отверз утробу ее, а Рахель бесплодна»
וַיַּרְא יְדֹוָד כִּי שְׂנוּאָה לֵאָה וַיִּפְתַּח אֶת רַחְמָהּ וְרָחֵל עֲקָרָה
Сончино
Лея нелюбима… - Букв. "ненавидима". Контекст не позволяет воспользоваться буквальным значением слова, и правильное прочтение текста в данном случае предполагает использование здесь другого значения этого слова: "менее приятна, чем...". Яаков не испытывал неприязни к Лее и не обвинял ее в произошедшем. Но он всегда, с самого начала, как об этом рассказывает Тора, любил Рахель, и теперь он также отдавал ей явное предпочтение
После замужества Лея родила четырех сыновей, одного за другим: Реувена, Шимона, Лейви и Йегуду.
Имена всем сыновьям Якова (за исключением Биньямина) давали его жены – Лея и Рахель. Известно, что когда родители дают ребенку имя, на них нисходит руах акойдеш. Имя связано с душой человека с его характером. Это же можно сказать и о хасидский прозвищах, которые не редко давали большим хасидам…
Ребе Цемах-Цедека из Любавичей было много сыновей. Самый младший, Шмуэль, стал потом его преемником. Однажды младший брат спросил у старшего, которого звали рабби Еуда-Лейб:
- Почему хасиды дали тебе прозвище «штендер» («подставка»)? Брат ответил: - Потому что наш дед, Ребе Довбер, часто выходил в поле и там говорил перед своими учениками хасидут. Он брал с собой меня и опирался на мое плечо. Отсюда и прозвище. - Сколько времени длился урок?
- Откуда я знаю? Может, час или два. Шмуэль задумался и потом сказал твердо: - Нет. Ради часа или двух наши хасиды не станут давать такое прозвище! Брат уступил: - Иногда урок длился три или четыре часа. - Все равно мало! Брат снова уступил: - Ну, бывало, что дедушка опирался на меня семь или восемь часов подряд. - Для ТЕХ хасидов разве это время?.. Брат пожал плечами:
- Послушай, что ты хочешь от меня? - А вот что: я не отстану от тебя, пока ты не скажешь мне всю правду! Рабби Еуда-Лейб знал, что Шмуэля, младшего, очень ценит их отец и очень любят остальные братья. Из уважения к ним он, наконец, сознался: - Да, был день, когда Ребе, наш дед, говорил хасидут восемнадцать часов подряд. После этого меня стали звать «штендер»…
30:1 «И видела Рахель, что не родила Якову, и позавидовала Рахель сестре своей. И сказала она Якову: Дай мне детей! А если нет - мертва я»
וַתֵּרֶא רָחֵל כִּי לֹא יָלְדָה לְיַעֲקֹב וַתְּקַנֵּא רָחֵל בַּאֲחֹתָהּ וַתֹּאמֶר אֶל יַעֲקֹב הָבָה לִּי בָנִים וְאִם אַיִן מֵתָה
אָנֹכִי
РаШИ
и позавидовала Рахель сестре своей… - Позавидовала ее добрым делам, думая: "Не будь она праведнее меня, не удостоилась бы иметь сыновей".
дай мне… - Разве твой отец так поступал с твоей матерью? Ведь он молился о ней.
мертва я… - Отсюда следует, что бездетный считается как бы мертвым.
И воспылал гнев Якова на Рахель, и сказал он: Ужели я вместо Б-га, Который отрешил от тебя плод чрева?»
וַיִּחַר אַף יַעֲקֹב בְּרָחֵל וַיֹּאמֶר הֲתַחַת אֱלֹקִים אָנֹכִי אֲשֶׁר מָנַע מִמֵּךְ פְּרִי בָטֶן
РаШИ
Который отрешил от тебя… - Ты говоришь, чтобы я поступил как мой отец. Но я не как мой отец! У отца детей не было, у меня же есть дети. Тебе Он отказал, но не мне.
После этого, Рахель отдала Якову в жены свою служанку Билу и она родила ему двух сыновей: Дана и Нафтали.
И увидела Лея, что перестала рождать, и взяла она Зилпу, рабыню свою, и дала ее Якову в жены»
וַתֵּרֶא לֵאָה כִּי עָמְדָה מִלֶּדֶת וַתִּקַּח אֶת זִלְפָּה שִׁפְחָתָהּ וַתִּתֵּן אֹתָהּ לְיַעֲקֹב לְאִשָּׁה
Зилпа тоже родила Якову двух сыновей: Гада и Ашера.
30:14 «И шел Реувен в дни жатвы пшеницы и нашел мандрагоры в поле, и принес он их Лее, матери своей. И сказала Рахель Лее: Дай же мне от мандрагоров сына твоего!»
וַיֵּלֶךְ רְאוּבֵן בִּימֵי קְצִיר חִטִּים וַיִּמְצָא דוּדָאִים בַּשָּׂדֶה וַיָּבֵא אֹתָם אֶל לֵאָה אִמּוֹ וַתֹּאמֶר רָחֵל אֶל לֵאָה תְּנִי נָא לִי מִדּוּדָאֵי בְּנֵךְ
РаШИ
в дни жатвы пшеницы… - Имеет целью сказать похвальное о сынах Якова, родоначальниках колен: была пора жатвы, но Реувен не протянул руки своей, чтобы присвоить чужую пшеницу и ячмень, а взял то, что не принадлежит никому и никто тем не дорожит.
Мандрагоры… - Это лиловые цветы, травянистое растение. А на языке Ишмаэля называется ясмин.
Согласно мидрашу, корень мандрагора обладал целебным свойством и мог излечить женщину от бесплодия. Ради такой возможности, Рахель была готова пожертвовать ночью с Яковом. За это, в последствии, она была наказана: за то, что пренебрегла ложем праведника, не удостоилась погребения вместе с ним.
После этого Лея родила еще двух сыновей Иссахара и Звулуна.
А затем родила она дочь, и нарекла ей имя Дина»
וְאַחַר יָלְדָה בַּת וַתִּקְרָא אֶת שְׁמָהּ דִּינָה
РаШИ
Дина… - Наши мудрецы разъясняли, что Леа суд вершила сама: "Если это сын, то моя сестра Рахель даже служанке не будет равной". И она молилась о том, и дитя стало девочкой.
Из сихот Любавического Ребе:
Лея дала последнему сыну имя Зевулун. Это имя, по мнению Раши, связано с постоянством и прибавлением. О Якове сказано: «И умножился, и распространился этот человек очень и очень...» Одно «очень» говорит о богатстве, которое пришло в дом нашего праотца, а другое - о его духовном росте. Конечно, любой ребенок приносит в дом благословение. Но можно предположить, что именно Зевулун повлиял на «очень», связанное с богатством. Незадолго до того, как оставить этот мир, Яков благословлял каждого из своих детей. О шестом сыне Леи он сказал: «Зевулун у берега моря будет жить, там, где пристают корабли...»
Иными словами, он будет заниматься торговлей. Нам известно о договоре, который они заключили с Иссахаром, своим погодком: колено Иссахара будет сидеть над Торой, а колено Зевулуна станет отдавать им часть своих прибылей. Зевулун своим рождением «заставил» Якова поселиться в шатре Леи. Это говорит о том, что между отцом и сыном существует более глубокая, духовная, связь. Но какая? Яков принадлежит к людям, которые сидят в шатрах и учат Тору, а Зевулун ездит по морям на кораблях... Моше-рабейну говорил о братьях-погодках: «Радуйся, Зевулун, тому, что выходишь, а Иссахар - тому что сидишь в шатре». Зевулун стоит на первом месте, хотя он младше. Тора намекает, что торговые дела младшего брата могут оказаться важнее, чем бдение над Торой. Главная цель евреев - приготовить Всев-нему постоянное жилище, т.е. место полного раскрытия, среди «нижних», в нашем мире. Для этого нужно спуститься на самое дно мироздания, взять в руки простые, грубые предметы и освятить их, поднимая к Творцу. Здесь Зевулун выше Иссахара. Он может отделить от прибыли десятину и отдать ее на добрые дела. Или обеспечить софера пергаментом, что-бы написать мезузу. Или отказаться от выгодной сделки, если она связана с идолопоклонством. Такие поступки очищают мир, делая его сосудом для раскрытия святости. Мир нуждается в людях, которые смогут извлечь искры святости, запрятанные в материальных вещах, из плена нечистых оболочек. Это основная цель евреев в галуте. Поэтому в наши дни большинство евреев чинит обувь, создает международные компании, лечит зубы и пр. Путь Зевулуна связан с глубокой верой в Творца, с готовностью мчаться на другой конец земли, что-бы исполнить там Его волю. Когда раскроется Мошиах, работа по собиранию искр будет завершена. Перед евреями встанет другая цель: познание Б-га, проникновение в глубины Торы. Но уже сейчас каждый должен выделить время для занятий Торой. И он преуспеет в этом так же, как преуспел в торговых делах. Тогда выйдет наружу скрытая связь между плывущими на кораблях и сидящими в шатрах.