Жены Якова; 12 Колен Израиля

Жены Якова; 12 Колен Израиля

И было: когда услышал Лаван весть о Якове, сыне сестры своей, выбежал он ему навстречу, и обнял его, и поцеловал его, и ввел его в свой дом. И рассказал он Лавану обо всех событиях этих»

וַיְהִי כִשְׁמֹעַ לָבָן אֶת שֵׁמַע יַעֲקֹב בֶּן אֲחֹתוֹ וַיָּרָץ לִקְרָאתוֹ וַיְחַבֶּק לוֹ וַיְנַשֶּׁק לוֹ וַיְבִיאֵהוּ אֶל בֵּיתוֹ וַיְסַפֵּר לְלָבָן אֵת כָּל הַדְּבָרִים הָאֵלֶּה

РаШИ

выбежал он ему навстречу… - Думая, что деньгами он гружен, ведь слуга из того дома пришел сюда с десятью верблюдами навьюченными.

и обнял… - Не видя при нем ничего, подумал: "Быть может, он принес с собой золотые монеты, и они у него на груди?".

и поцеловал его… - Подумал: "Быть может, он принес с собой жемчуг, и он у него во рту?".

и рассказал Лавану… - Как он вынужден был бежать сюда из-за брата своего и как у него отняли все бывшие при нем деньги.

А у Лавана две дочери, имя старшей - Леа, а имя младшей – Рахель»

וּלְלָבָן שְׁתֵּי בָנוֹת שֵׁם הַגְּדֹלָה לֵאָה וְשֵׁם הַקְּטַנָּה רָחֵל

И глаза у Леи слабы, а Рахель была хороша обликом и хороша видом»

וְעֵינֵי לֵאָה רַכּוֹת וְרָחֵל הָיְתָה יְפַת תֹּאַר וִיפַת מַרְאֶה

РаШИ

Слабы… - Полагая, что достанется Эсаву, она плакала. Потому что все говорили: "У Ривки два сына, а у Лавана две дочери. Старшая для старшего, младшая для младшего".

И полюбил Йааков Рахель, и сказал он: Буду служить тебе семь лет за Рахель, твою дочь младшую»

וַיֶּאֱהַב יַעֲקֹב אֶת רָחֵל וַיֹּאמֶר אֶעֱבָדְךָ שֶׁבַע שָׁנִים בְּרָחֵל בִּתְּךָ הַקְּטַנָּה




РаШИ

за Рахель, твою дочь младшую… - Для чего все эти отличительные признаки? Зная, что Лаван обманщик, сказал ему: "Буду служить тебе за Рахель". А чтобы ты не сказал, что в виду имели какую-то другую Рахель, прибавлено "твою дочь". А чтобы ты не вздумал переименовать Лею и назвать ее Рахелью, сказано: "младшую". Но как бы то ни было, ничего не помогло, ибо вопреки всему Лаван его обманул.

Семь лет работы за Рехель, из-за любви Якова к ней, пролетели как несколько дней. Яков потребовал от Лавана выполнения договора. Слова, которые Яков говорит Лавану: «…исполнились дни мои…», РаШИ комментирует, как срок, о котором они договаривались и как возраст самого Якова. Ему уже исполнилось 84 года, а ему еще предстояло стать отцом 12 колен.

Лаван был хитрецом и обманщиком, он прекрасно понимал, насколько изменилось материальное положение его и жителей Харана с приездом Якова. Колодцы опять наполнились водой, земля снова давала урожай. Лаван будучи невероятно жадным и властным человеком, был готов на любые жертвы ради сохранения своего имущества, даже счастьем своих дочерей. Мидраш рассказывает, что он организовал свадьбу в полной темноте, взяв в сообщники всех жителей Харана и объяснив это особенностями их традиций. Яков знал с кем имел дело, поэтому он условился с Рахель об определенных знаках, которые должны были помочь им узнать друг друга. Услышав, под хупой, ожидаемые ответы, он успокоился. Как могла Лея знать ответы на вопросы, которые были известны только Рахели? Дело в том, что Рахель, узнав о коварном замысле отца, решила не допустить публичного позора своей старшей сестры. Рахель открыла сестре ответы на те вопросы, которые та должна будет услышать от своего жениха под свадебным балдахином. Яков не обнаружил обмана до следующего утра.

Почему Ашем позволил Лавану осуществить этот жестокий план в отношении Якова? Дав Якову в жены Лею, Ашем хотел вознаградить ее за то, что она много лет умоляла Его дать ей в мужья праведника.

На претензии Якова, Лаван только и ответил, что таков обычай их мест, младшая дочь не должна выйти замуж раньше старшей. Ровно через неделю, после шева брахот, Яков женился на Рахель, но ему пришлось отработать за нее еще семь лет. Таким образом, коварный план Лавана, задержать Якова как можно дольше в Харане, сработал.

И вошел он также к Рахели, и любил он также и Рахель, больше, чем Лею. И служил он у него еще семь лет других»

וַיָּבֹא גַּם אֶל רָחֵל וַיֶּאֱהַב גַּם אֶת רָחֵל מִלֵּאָה וַיַּעֲבֹד עִמּוֹ עוֹד שֶׁבַע שָׁנִים אֲחֵרוֹת

РаШИ

еще семь лет других… - Эти "другие" сравниваются с "первыми" с предыдущими семью годами. Как первые семь лет он верно служил Лавану, так и последующие семь лет служил верно, хотя тот ввел его в обман.

Выдавая своих дочерей замуж, Лаван дал им служанок (которые, согласно некоторым комментариям, тоже были его дочерьми, но от наложниц), Лее – Зилпу, а Рахель – Билу, которые в последствии тоже станут его женами.

ЯКОВ

Жены Якова; 12 Колен Израиля - student2.ru

ЗИЛПА ЛЕЯ РАХЕЛЬ БИЛА

Из сихот Любавического Ребе:

Нам сообщается, что Яков женился и на Лее, и на Рахели, которые были дочерьми Лавана. Из традиции известно, что наши праотцы соблюдали всю Тору, несмотря на то, что она еще не была дана. Как же мог Яков жениться на сестрах, если в книге Ваикра (18:18) сказано: “и жены к сестре ее не бери”, то есть человек не может при живой жене жениться на ее сестре.

Существуют споры относительно того, какие законы взялись исполнять наши праотцы, приняв на себя обязанность соблюдать Тору: только ли более строгие по сравнению с уже имеющимися тогда законами сыновей Ноаха или еще и более мягкие?

Авраам, Ицхак и Яков соблюдали Тору. Но, то было лишь добровольно взятое на себя устрожение. Обвинения, которое Яков бросает Лавану: "Почему ты обманул меня?" (Брейшит, 29:25). И Лаван пытается оправдываться, обнаруживая свое согласие с тем, что обман является грехом. Теперь мы можем понять, чем, кроме любви, был движим Яков, стремясь жениться на Рахели: он обещал на ней жениться и даже договорился о знаках, которые она должна была подать в ночь их свадьбы. Не жениться на ней после того, как в результате подлога Яков женился на Лее, было равносильно обману, что явилось бы куда более серьезным нарушением по сравнению с взятым добровольно обязательством не жениться на сестре жены.

Мораль, которую мы можем отсюда извлечь, состоит в том, что когда человек хочет взять на себя больше, чем от него требует Б-г, он должен сначала полностью удостовериться, что не делает этого за счет других. В самом деле, драгоценность Авраама в глазах Всевышнего проистекала не из того, что он стал соблюдать Тору еще до ее дарования, но скорее, как пишет Раши: "Из-за того, что Я знаю его, Я высоко ценю его, потому, что он заповедует своим детям и всему дому после себя держаться путей Всевышнего, творить добро и справедливость". Добровольно взятая задача совершенствования своей личности не должна решаться за счет другого (ни в материальном, ни в духовном смысле). Если один еврей ничего не знает о своем наследии и нуждается, образно говоря, в духовной милостыне, тот, кто в состоянии ему помочь, не может сказать: "Лучше я потрачу время на самосовершенствование". Человек должен честно ответить себе на вопрос: "Стоят ли эти дополнительные улучшения во мне того, чтобы другой еврей оставался лишенным основ своей веры?" И тогда ему станет понятна та высшая правда, которая лежала в основе женитьбы Яакова на Рахели, а именно, что забота о других перевешивает соображения самосовершенствования, идущие за пределы данного Б-гом закона.

Сончино

Лея нелюбима… - Букв. "ненавидима". Контекст не позволяет воспользоваться буквальным значением слова, и правильное прочтение текста в данном случае предполагает использование здесь другого значения этого слова: "менее приятна, чем...". Яаков не испытывал неприязни к Лее и не обвинял ее в произошедшем. Но он всегда, с самого начала, как об этом рассказывает Тора, любил Рахель, и теперь он также отдавал ей явное предпочтение

После замужества Лея родила четырех сыновей, одного за другим: Реувена, Шимона, Лейви и Йегуду.

Имена всем сыновьям Якова (за исключением Биньямина) давали его жены – Лея и Рахель. Известно, что когда родители дают ребенку имя, на них нисходит руах акойдеш. Имя связано с душой человека с его характером. Это же можно сказать и о хасидский прозвищах, которые не редко давали большим хасидам…

Ребе Цемах-Цедека из Любавичей было много сыновей. Самый младший, Шмуэль, стал потом его преемником. Однажды младший брат спросил у старшего, которого звали рабби Еуда-Лейб:

- Почему хасиды дали тебе прозвище «штендер» («подставка»)? Брат ответил: - Потому что наш дед, Ребе Довбер, часто выходил в поле и там говорил перед своими учениками хасидут. Он брал с собой меня и опирался на мое плечо. Отсюда и прозвище. - Сколько времени длился урок?

- Откуда я знаю? Может, час или два. Шмуэль задумался и потом сказал твердо: - Нет. Ради часа или двух наши хасиды не станут давать такое прозвище! Брат уступил: - Иногда урок длился три или четыре часа. - Все равно мало! Брат снова уступил: - Ну, бывало, что дедушка опирался на меня семь или восемь часов подряд. - Для ТЕХ хасидов разве это время?.. Брат пожал плечами:

- Послушай, что ты хочешь от меня? - А вот что: я не отстану от тебя, пока ты не скажешь мне всю правду! Рабби Еуда-Лейб знал, что Шмуэля, младшего, очень ценит их отец и очень любят остальные братья. Из уважения к ним он, наконец, сознался: - Да, был день, когда Ребе, наш дед, говорил хасидут восемнадцать часов подряд. После этого меня стали звать «штендер»…

30:1 «И видела Рахель, что не родила Якову, и позавидовала Рахель сестре своей. И сказала она Якову: Дай мне детей! А если нет - мертва я»

וַתֵּרֶא רָחֵל כִּי לֹא יָלְדָה לְיַעֲקֹב וַתְּקַנֵּא רָחֵל בַּאֲחֹתָהּ וַתֹּאמֶר אֶל יַעֲקֹב הָבָה לִּי בָנִים וְאִם אַיִן מֵתָה

אָנֹכִי

РаШИ

и позавидовала Рахель сестре своей… - Позавидовала ее добрым делам, думая: "Не будь она праведнее меня, не удостоилась бы иметь сыновей".

дай мне… - Разве твой отец так поступал с твоей матерью? Ведь он молился о ней.

мертва я… - Отсюда следует, что бездетный считается как бы мертвым.

РаШИ

Который отрешил от тебя… - Ты говоришь, чтобы я поступил как мой отец. Но я не как мой отец! У отца детей не было, у меня же есть дети. Тебе Он отказал, но не мне.

После этого, Рахель отдала Якову в жены свою служанку Билу и она родила ему двух сыновей: Дана и Нафтали.

РаШИ

в дни жатвы пшеницы… - Имеет целью сказать похвальное о сынах Якова, родоначальниках колен: была пора жатвы, но Реувен не протянул руки своей, чтобы присвоить чужую пшеницу и ячмень, а взял то, что не принадлежит никому и никто тем не дорожит.

Мандрагоры… - Это лиловые цветы, травянистое растение. А на языке Ишмаэля называется ясмин.

Согласно мидрашу, корень мандрагора обладал целебным свойством и мог излечить женщину от бесплодия. Ради такой возможности, Рахель была готова пожертвовать ночью с Яковом. За это, в последствии, она была наказана: за то, что пренебрегла ложем праведника, не удостоилась погребения вместе с ним.

После этого Лея родила еще двух сыновей Иссахара и Звулуна.

РаШИ

Дина… - Наши мудрецы разъясняли, что Леа суд вершила сама: "Если это сын, то моя сестра Рахель даже служанке не будет равной". И она молилась о том, и дитя стало девочкой.

Из сихот Любавического Ребе:

Лея дала последнему сыну имя Зевулун. Это имя, по мнению Раши, связано с постоянством и прибавлением. О Якове сказано: «И умножился, и распространился этот человек очень и очень...» Одно «очень» говорит о богатстве, которое пришло в дом нашего праотца, а другое - о его духовном росте. Конечно, любой ребенок приносит в дом благословение. Но можно предположить, что именно Зевулун повлиял на «очень», связанное с богатством. Незадолго до того, как оставить этот мир, Яков благословлял каждого из своих детей. О шестом сыне Леи он сказал: «Зевулун у берега моря будет жить, там, где пристают корабли...»

Иными словами, он будет заниматься торговлей. Нам известно о договоре, который они заключили с Иссахаром, своим погодком: колено Иссахара будет сидеть над Торой, а колено Зевулуна станет отдавать им часть своих прибылей. Зевулун своим рождением «заставил» Якова поселиться в шатре Леи. Это говорит о том, что между отцом и сыном существует более глубокая, духовная, связь. Но какая? Яков принадлежит к людям, которые сидят в шатрах и учат Тору, а Зевулун ездит по морям на кораблях... Моше-рабейну говорил о братьях-погодках: «Радуйся, Зевулун, тому, что выходишь, а Иссахар - тому что сидишь в шатре». Зевулун стоит на первом месте, хотя он младше. Тора намекает, что торговые дела младшего брата могут оказаться важнее, чем бдение над Торой. Главная цель евреев - приготовить Всев-нему постоянное жилище, т.е. место полного раскрытия, среди «нижних», в нашем мире. Для этого нужно спуститься на самое дно мироздания, взять в руки простые, грубые предметы и освятить их, поднимая к Творцу. Здесь Зевулун выше Иссахара. Он может отделить от прибыли десятину и отдать ее на добрые дела. Или обеспечить софера пергаментом, что-бы написать мезузу. Или отказаться от выгодной сделки, если она связана с идолопоклонством. Такие поступки очищают мир, делая его сосудом для раскрытия святости. Мир нуждается в людях, которые смогут извлечь искры святости, запрятанные в материальных вещах, из плена нечистых оболочек. Это основная цель евреев в галуте. Поэтому в наши дни большинство евреев чинит обувь, создает международные компании, лечит зубы и пр. Путь Зевулуна связан с глубокой верой в Творца, с готовностью мчаться на другой конец земли, что-бы исполнить там Его волю. Когда раскроется Мошиах, работа по собиранию искр будет завершена. Перед евреями встанет другая цель: познание Б-га, проникновение в глубины Торы. Но уже сейчас каждый должен выделить время для занятий Торой. И он преуспеет в этом так же, как преуспел в торговых делах. Тогда выйдет наружу скрытая связь между плывущими на кораблях и сидящими в шатрах.

РаШИ

помянул Б-г Рахель… - Вспомнил, как она передала приметы своей сестре и как страдала от мысли, что может достаться Эсаву, если Яков отошлет ее от себя из-за того, что она бездетна. И у нечестивого Эсава также возникла эта мысль, когда он услышал, что она бездетна.

После этого Рахель родила Йосефа.

ЯКОВ

Жены Якова; 12 Колен Израиля - student2.ru

ЗИЛПА

7. Гад גד «Пришло счастье ко мне…»

8. Ашер אשר «Благо мне…»

ЛЕЯ

1. Реувен ראובן «Увидел Г-сподь беды мои…»

2. Шимон שמעון «Услышал Г-сподь, что нелюбима я…» 3. Лейви לוי «Прильнет ко мне муж мой…»

4. Йегуда יהודה «Возблагодарю Б-га за 4 сына…»

9. Иссахар יססכר «Дал Б-г мне плату…»

10. Звулун זבולון «Дал мне Г-сподь добрый дар…» Дина דינה

РАХЕЛЬ

11. Йосеф יוסף «Убрал Г-сподь мой позор…»

12. Биньямин בנימין (Бен Они – сын моей бедности) сын юга.

БИЛА

5. Дан דן «Судил меня Б-г и дал мне сына…»

6. Нафтали נפתלי

«В схватке превозмогла сестру мою…»

Отъезд Якова с семьей; Преследуемый Лаваном…

РаШИ

отдай моих жен... - Я хочу уйти

только с твоего позволения.

В общей сложности Яков прожил у Лавана 20 лет. 7 лет работая за Рахель, потом еще 7 лет за нее же, и еще 6 лет заботясь о его скоте и имуществе. Перед отъездом Лаван и Яков решили поделить скот, но и тут Лаван снова проявил себя как отпетый мошенник.

Мидраш

Зная, что Лаван, не задумываясь, пойдет на любой обман, Яков решил на всякий случай предупредить его: "Отдели от стада всех крапчатых коз и темных овец, с тем чтобы потом ты не стал утверждать, будто скот, родившийся после нашего договора, был и раньше таким, а потому принадлежит тебе". Лаван разделил стадо и отдал своим сыновьям пестрых коз и темных овец. Однако он все-таки ухитрился нарушить обещание, забрав также всех белых овец и коз и оставив Якову лишь несколько слабых неродящих животных.

Ашем помог Якову. Он сделал так, что больные животные выздоровели и новые козы стали рождаться крапчатыми и пестрыми, а овцы — бурыми, в результате чего Яков приобрел большое стадо.

Тут же Лаван решил переделать договор. "Давай условимся иначе, — сказал он. — Все козы, которые родятся пестрыми, будут отныне мои, а полосатые — твои".

Яков согласился и на это предложение. Но с этого времени все животные стали появляться на свет полосатыми. Лаван не мог этого вынести и решил еще раз поменять условия договора, лишь бы не допустить, чтобы Яков остался в выигрыше. Ему пришлось проделать эту операцию сто раз. Сто раз они меняли договор, сто раз Лаван оказывался в проигрыше. Он даже пытался применить против Якова хорошо известные ему колдовские приемы, но Ашем охранял Якова.

Как Якову удалось руководить "окраской" скота? Почему каждый раз, когда меняли условия договора, наибольший приплод был именно среди тех овец, которые должны были принадлежать Якову? Дело в том, что ему явился во сне ангел Ашема и показал, что нужно сделать, чтобы овцы и козы рождались с теми признаками, которые ему нужны. Так произошло после того как Лаван убрал всех пестрых баранов, чтобы ягнята не рождались пестрыми. Но Яков перехитрил Лавана, используя прутья, с которых предварительно снял полоски коры: овцы смотрели на эти прутья — и у них рождались полосатые ягнята.

В конце концов, Яков необычайно разбогател. У него паслись уже сотни тысяч голов скота, и он мог приобрести все, что ему было нужно.

И все-таки почему Яков оказался в таком положении, когда ему приходилось прилагать усилия, чтобы перехитрить обманщика Лавана? Ашем предвидел, что потомки Якова будут изгнаны из Эрец Исраэль за свои грехи. Поэтому, для того чтобы они выдержали изгнание и вышли из него окрепшими, необходимо было заложить в них способность противостоять трудностям.

После всего этого, Всев-ний открывается Якову и приказывает покинуть дом Лавана, но Яков решается на скорый отъезд только после совета со своими женами.

РаШИ

ужели еще для нас… - Для чего нам удерживать тебя, препятствуя возвращению? Разве мы можем надеяться получить в наследство что-либо из владений нашего отца вместе с сыновьями?

РаШИ

разве не чужими считаемся у него… - Даже когда у людей принято давать дочерям приданое, - при выходе замуж, - он поступил с нами как с чужими, ибо он продал нас тебе, дал в уплату за твой труд.

серебро наше… - Т. к. он задерживал у себя плату за твой труд.

РаШИ

и похитила Рахель идолов… -

Желая отстранить отвлечь своего отца от идолопоклонства.

Когда, Лавану доложили об отъезде Якова, он пустился в погоню, настигнув Якова у горы Гилад. Одна из претензий, которые Лаван предъявляет Якову, это обвинения в похищении его идолов. Яков не имел понятия о том, что это сделала Рахель. Среди его семьи не было никого, кому могли понадобиться эти идолы, но разве Рахель могла поклоняться идолам? Она забрала их потому, что хотела избавить от идолопоклонства своего отца, но за это она и поплатилась…

РаШИ

не будет жив (тому не жить)… - Из-за этого проклятия Рахель умерла в

пути.

После того, как Лаван ничего не нашел, Яков разозлился и Лаван предложил заключить между ними союз в знак перемирия.

И отвечал Лаван и сказал Якову: Дочери - мои дочери, а дети - мои дети, и скот - мой скот, и все, что ты видишь, мое оно. Но дочерям моим, - что сделаю этим сегодня, или их детям, которых они родили?»

וַיַּעַן לָבָן וַיֹּאמֶר אֶל יַעֲקֹב הַבָּנוֹת בְּנֹתַי וְהַבָּנִים בָּנַי וְהַצֹּאן צֹאנִי וְכֹל אֲשֶׁר אַתָּה רֹאֶה לִי הוּא וְלִבְנֹתַי מָה אֶעֱשֶׂה לָאֵלֶּה הַיּוֹם אוֹ לִבְנֵיהֶן אֲשֶׁר יָלָדוּ

Мидраш

Яков согласился. Он подкатил огромный камень и вместе с Лаваном установил его. Этот камень должен был служить напоминанием обеим сторонам никогда не переходить сей рубеж с дурными намерениями. Предполагалось, что впоследствии сыны Якова присоединятся к договору и установят на этом месте еще двенадцать камней, чтобы показать, что и их потомки будут жить в мире с потомками Лавана.

Первым этот договор нарушил пророк Билам, внук Лавана, пытавшийся проклясть сынов Израиля. Проходя мимо установленного камня, он воткнул рядом с ним меч, показывая, что договор для него совершенно ничего не значит, то есть он спокойно его нарушит и сможет проклясть народ Израиля. Однако вскоре он был наказан. Сам знак договора — груда камней — наказал его. Нога Билама застряла между камнями во время битвы евреев с войском Балака, и злобный пророк не смог скрыться от преследовавших его евреев.

Итак, Лаван благословил своих внуков и отправился в обратный путь. Однако такое прощание не было искренним. В душе Лаван по-прежнему питал к Якову неприязненные чувства.

Вернувшись домой, он убедился, что пребывание Якова в его доме действительно было благословением. Ибо его дом был пуст! В ту же ночь, когда он погнался за Яковом, его дом ограбили, и Лаван стал таким же нищим, каким был до появления Якова.

РаШИ

и встретили его ангелы Б-жьи… - Ангелы земли Израиля вышли ему навстречу, чтобы сопровождать его в пути на землю Израиля.

Жены Якова; 12 Колен Израиля


Наши рекомендации