Билет № 14 Первый крестовый поход. (1096-1099)

Итак, после Клермонского собора (1095) всю зиму шли приготовления к предстоящему походу. Будущим участникам отпускались грехи, Церковь принимала под свое покровительство их семьи и имущество крестоносцев; с них снимали подати, налоги, частные долги на время похода.

Рыцари решили отправляться в поход каждый своим путем, в разное время, а встретиться и соединиться всем вместе уже под стенами Константинополя. Возможно, это было не очень мудро, т.к. для серьёзного похода нужно организованное войско, мировая практика показывает, что в управлении армией должна быть строгая централизация и дисциплина. Я не думаю, что Урбан II и другие высокопоставленные лица этого не понимали. Но народ не мог больше ждать, не мог терпеть. Люди были возмущены бесчинствами мусульман, они хотели помочь братьям по вере, и тогда в путь тронулись многочисленные ополчения.

Первыми на восток двинулись крестьяне, (весной) вооруженные косами, дубинами и топорами. Путь их лежал вдоль Рейна и Дуная через Венгрию, Белград к Константинополю. Он был отмечен еврейскими погромами в городах Франции и Германской империи (на евреев возлагали вину за смерть Христа). Более того крестьяне, у которых была проблема с припасами, грабили и бесчинствовали в Венгрии и Болгарии. Добравшись вместе с Петром Пустынником до Константинополя, крестьяне отказались ждать основные силы и не без помощи Алексея I (имп. Виз.) переправились через Босфор в Малую Азию. Не дойдя до Никеи, крестьянское ополчение было разгромлено сельджуками.

Рыцарские ополчения тронулись в путь в августе 1096. Первым был Готфрид Бульонский, который выдвинулся со своим войском из Лотаргинии. Оно двигалось тем же путем через Венгрию и Болгарию. Из Ю Италии шли отряды норманнов, под покровительством Боуменда Тарентского. Итало-норманские рыцари переправились в октябре из г. Бари через Адриатику и направились в Константинополь. В это же время из Ю Франции двинулась армия, предводительствуемая графом Тулузы Раймондом 4. Более того, из С и Средней Франции направлялись отряды герцога Нормандии Роберта. Коротко охарактеризую крестоносцев: рыцари были хорошо вооружены и подготовлены, хотя армии не имели единого руководства.

Проход войск через Византию вновь был ознаменован разбоем. Скопление ополчений «франков» вызывали прямую опасность столице империи. Алексей I использовал весь свой дипломатический талант и добился таки договора вернуть империи завоеванные у сельджуков территории. Со своей стороны, он обещал учавствовать в Крестовом походе и поставлять продовольствие. После этого в апреле-мае 1097 г. отряды крестоносцев были переправлены в Малую Азию. Их отряды, вместе с византийской, подошли к Никее. Никея сдалась византийцам, чем очень разозлила Западных рыцарей.

По мере отдаления от Константинополя растягивались коммуникации, более того росли распри среди союзников. Тем не менее военное преимущество рыцарей было велико. Сельджуки потерпели сокрушительное поражение при Дорилее 1 июля 1097 г. Затем крестоносцы нанесли чувствительное поражение близ Ираклии и через Киликию вышли в Сирию.

Более трудной задачей было взятие хорошоукрепленной крепости Антиохии. Сначала рыцари напоролись на ней, как «коса на камень» и более 7 месяцев безуспешно осаждали её. В войске начался страшный голод, который унес много жизней, византийцы отправились на Кипр. Но, в этот момент измена коменданта одной из башен открыла дорогу в город отряду Боуменда Тарентского. Антиохия была взята. Но испытания христиан только начинались, подошедшая армия Кеборги вскоре осадила город. Осада была суровой, в городе был страшный голод. У истощенных голодом людей начались галлюцинации, вещие сны: в одном из них некто увидел, что победа придет, если найдут священную реликвию – наконечник копья, которым римский воин пронзил тело Иисуса. Реликвия была найдена, что придало намучившимся воинам невероятным приток сил и энтузиазма. Враг был разбит, осада снята.

Передел завоеванных земель повлек за собой ссоры князей, казалось поход на Иерусалим задвигается надолго, но желание воинов войти в Святой город было слишком сильным.

В марте 1099 г. Готфрид и Роберт Фландрский выдвинулись из Антиохии. Когда наконец вдалеке ослепительно сверкнули на солнце белые стены и башни Святого города, люди пали на колени, склонив головы до земли, и начали целовать землю со слезами на глазах. В толпе был слышен шепот: «Иерусалим! Вот он наконец, Иерусалим, Святой город!».

Но город надо было ещё взять. Гарнизон состоял из 40 тыс., более того, 20 тыс. горожан встали под знамена охраны города.

Первая атака была отражена, но этот натиск был больше на эмоциях. После этого решено было начать правильную осаду и воспользоваться стенобитными машинами. Для стройки разрушены были некоторые дома и церкви… Новая напасть заключалась в знойном лете. Голод и жажда мучили храбрых рыцарей, однако, христиане не сдавались и продолжали работу. Более того, из Генуи прибыл флот с провиантом. Ещё одна удача: недалеко от лагеря найдено дерево, мусульмане были обречены…

14 июня началась атака, а 15 июня город пал.


Наши рекомендации