Информационные системы, их элементы и характеристика
Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки; и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления.
Интегрированные системы менеджмента - наиболее полные и наиболее сложные системы. Их называют корпоративными системами, комплексными информационными системами и т.д. Типы задач, для которых создаются информационные системы:
1. Структурированная - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.
2. Неструктурированная - задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.
Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида:
- создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных;
- разрабатывающие возможные альтернативы решения.
Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений:
- модельные - предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения.
- Информационные - управленческие (для менеджмента) и системы поддержки принятия решений.
Понятие коммуникации. Методы связи: личное общение и телекоммуникации
Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.
- По субъектам: политическая, корпоративная, некоммерческая, государственно-административная, международная.
- По масштабам объектов: массовая, групповая, межличностная.
- По характеру объектов: внутренняя, внешняя, деловая.
- По вектору движения: горизонтальная (коммуникации между различными отделами организации), вертикальная (информация перемещается внутри организации с уровня на уровень).
- По используемому коду: вербальная, невербальная.
- По характеру сообщения: деструктивная, конструктивная, нейтральная.
Каналы коммуникации и распространения информации:
• личный канал;
• визуальный канал;
• распространение информации через предмет;
• СМИ: пресса, радио, телевидение, Интернет.
Значение коммуникации в организации:
- основное условие существования и развития организации.
- осуществляет взаимодействие с внешней средой, определяя уровень и качество принятия управленческих решений.
- характеризует состояния внутренней среды организации.
- создает неформальную структуру в процессе функционирования организации и способствует сближению с ней формальной структуры.
Личное общение - это обмен неофициальной информацией. Сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.
Телекоммуникация - форма связи, способ передачи информации на большие расстояния. Это связь при помощи электронного оборудования такого, как телефоны, компьютерные модемы, спутники и волоконно-оптические кабели.
Проведение деловых бесед
Деловое общение (беседа) – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности; обмен информацией, значимой для участников общения.
В деловом общении предметом общения является дело, определённый вид деятельности, связанный с производством какого – либо продукта.
Субъекты – сотрудники организации, менеджеры.
Особенности:
1. Партнёр в деловом общении выступает как личность, значимая для субъекта;
2. Общающихся людей отличает взаимопонимание в вопросах дела;
Основная задача – продуктивное сотрудничество.
Деловое совещание
Деловое совещание — это инструмент коллективного принятия решения или координации действий сотрудников. Оно обычно проводится в том случае, если по каким-то причинам одно лицо не может принять решение самостоятельно.
Подготовка к совещанию предполагает определение того, кто будет принимать в нем участие, когда и где произойдет совещание, почему оно необходимо и что должно быть достигнуто в результате совещания.
Деловое совещание — способ привлечения коллективного разума к выработке оптимальных решений по актуальным и наиболее сложным вопросам, возникающим в организации. Процесс управления в этом смысле сводится к трем основным стадиям:
1) сбор и переработка информации;
2) координация деятельности служб фирмы и сотрудников;
3) принятие решения.
Организованное совещание решает важную учебно-воспитательную задачу. На совещании сотрудники учатся работать в коллективе, комплексно подходить к решению общих задач, достигать компромиссов и т.п. Кроме того, на деловом совещании руководителю предоставляется возможность показать себя и раскрыть свой талант менеджера в области руководства коллективом.
На деловых совещаниях решаются такие вопросы, как:
• развитие и укрепление политики предприятия и проведение ее в жизнь;
• интеграция мероприятий всех отделов и служб с учетом общих целей организации;
• выявление и расчет коллективных результатов;
• коллективное решение проблем с учетом обучающего эффекта.
Совещания классифицируют по следующим основным признакам:
1) по назначению:
• вырабатывающие и принимающие решения;
• разъясняющие и уточняющие задачи по реализации ранее принятых решений;
• подводящие итоги выполнения решений и дающие оценку его результатов;
• оперативные;
2) по периодичности (частоте) проведения:
• разовые;
• регулярные;
• периодические;
3) по количеству участников-.
• узкий состав (до 5 чел.);
• расширенные (до 20 чел.);
• представительные (свыше 20 чел.);
4) по степени стабильности состава участников совещания:
• с фиксированным составом;
• с приглашаемыми по списку, составленному для каждого совещания;
• комбинированные;
5) по принадлежности:
• партийные (и*других общественных организаций);
• административные;
• научные и научно-технические;
• объединенные.