Корпоративное представительство в Интернете

Если электронные торговые площадки предоставляют информацию о всех поставщиках и потребителях отрасли, то корпоративное представительство в Интернете посвящено лишь одному предприятию. Назначение систем данного типа схоже с функциями электронных торговых площадок - продвижение бренда и товаров фирмы на рынок. Исходя из этого, контент корпоративного представительства, как правило, представлен двумя сущностями: электронным каталогом производимой продукции и детальной информацией о предприятии, которая позволит заинтересовать потенциальных партнеров. В зависимости от целевой функции принято разделять корпоративные представительства по следующим типам.

Ø Сайт-визитка. Содержит общую информацию о компании.

Ø Сайт-витрина. Кроме общей информации о компании содержит электронные каталоги продукции.

Ø Интернет-магазин. Наряду с просмотром информации о фирме предоставляет возможность посетителю осуществлять покупку или заказ товара.

Ø Корпоративный информационный портал. Наряду с вышеуказанными возможностями позволяет контролировать протекающие в компании бизнес-процессы.

Виртуальные предприятия

Назначение систем данного типа состоит в объединение географически разрозненных экономических субъектов в единую сущность. При этом характерной особенностью такого объединения является фрагментированность - каждый участник осведомлен только о своей задаче, при этом он может не обладать никакой информацией о процессе в целом. В чем-то такая организация схожа с управлением цепочками поставок, с той лишь разницей, что каждое звено осуществляет не продвижение товара, а определенный этап некоего бизнес-процесса; кроме того, предприятия каждого звена могут представлять различные отрасли. Виртуальные предприятия выгодны в первую очередь организациям, участвующим в цепочке, поскольку позволяют им принимать участие в проектах, не ограниченных конкретной областью, что приводит к существенному росту контактов и увеличению прибыли.

С понятием виртуального предприятия тесно связано понятие интернет-инкубатора. Поскольку потребителями продукции виртуального предприятия, а также входящими в нее исполнителями, могут являться субъекты различных отраслей, необходима некая система, которая возьмет на себя функции объединения разрозненных субъектов в единое целое в зависимости от возможностей этих субъектов и от поставленной задачи. Такая система и есть интернет-инкубатор.

В зависимости от выполняемых функций интернет-инкубаторы классифицируются следующим образом.

v Венчурный инкубатор. Данная система предназначена для начального создания виртуального предприятия. В зависимости от поставленной задачи производится выбор экономических субъектов и разбиение задачи между ними, а также создание системы взаимодействия между участниками виртуального предприятия и инвесторами.

v Венчурный акселератор. Назначение данной системы состоит в том, чтобы помочь начинающему виртуальному предприятию максимально быстро продвинуться на рынок.

v Отраслевые инкубаторы. Данная разновидность инкубаторов специализируется на создании виртуальных предприятий в рамках одной отрасли (фактически, создание системы управления поставками или вертикальной торговой площадки).

Системы электронной коммерции в потребительском секторе

Системы данного типа предназначены для реализации продукции или услуг юридическими лицами - компаниями-производителями физическим лицам - потребителям.

Процесс реализации товара или услуги схематично можно представить так, как показано на рис. 1.6.

Корпоративное представительство в Интернете - student2.ru


Рис. 1.6.Схема процесса реализации товара или услуги

В зависимости от степени автоматизации данного процесса можно выделить три подкласса B2C систем:

  • интернет-витрины;
  • интернет-магазины;
  • торговые интернет-системы.

Интернет-витрины

Фронт-офис интернет-витрины представляет собой web-сервер, сочетающий в себе каталог продукции или услуг, систему навигации и возможности оформления заказа с последующей передачей его менеджеру для дальнейшей обработки. Как правило, это недорогие сайты, основная роль которых - реклама продукции или услуг и изучение спроса.

Фронт-офис обеспечивает:

  • регистрацию покупателей;
  • предоставление доступа авторизованным покупателям к базе данных продаваемых товаров;
  • работу с электронной корзиной покупателя;
  • оформление заказов;
  • предоставление интерактивной помощи покупателю;
  • сбор маркетинговой информации.

Вопросы взаимодействия с бэк-офисом целиком возлагаются на менеджера, который впоследствии связывается с потребителем для уточнения деталей сделки и условий доставки. Недостаток такого подхода заключается в том, что информирование потребителя о наличии товара и сроках его доставки происходит в offline-режиме и представляет собой многоитерационный процесс.

Интернет-магазины

Интернет-магазин отличается от интернет-витрины тем, что вместо менеджера использует систему автоматической обработки заявок, на которую возлагаются следующие функции:

  • резервирование товаров на складе;
  • формирование заявок на доставку товара и оформление сопроводительных документов;
  • проведение расчетов;
  • взаимодействие со службой доставки;
  • отслеживание исполнения доставки и предоставление отчета покупателю;
  • постпродажное и гарантийное обслуживание.

Схематично интернет-магазин представлен на рис. 1.7.

Корпоративное представительство в Интернете - student2.ru


Рис. 1.7.Использование системы автоматической обработки заявок в интернет-магазине

Таким образом, интернет-магазины обеспечивают большую автоматизацию процесса продажи по сравнению с интернет-витриной. Следствием этого является высокая стоимость интернет-магазинов. Одним из вариантов устранения указанного недостатка является создание электронных торговых рядов - объединения нескольких интернет-магазинов с возможностью купли, продажи или аренды последних. Объединение, как правило, производится по характерным признакам (отраслевая принадлежность товара, сроки хранения), что существенно увеличивает привлекательность для потребителя, который в результате усиления конкуренции получает больший выбор за меньшую цену.

Торговые интернет-системы

Торговые интернет-системы (ТИС) - довольно редкое явление на рынке. По своей архитектуре они схожи с интернет-магазинами за тем исключением, что ТИС интегрированы в систему автоматизации документооборота компании-продавца. Фактически это симбиоз интернет-магазина и электронной торговой площадки.

Интернет-аукционы

Развитие Интернета, а также увеличение количества сделок, совершаемых в сети ежедневно, закономерно привело к тому, что почти все операции, связанные с денежным обращением, переносятся в кибернетическую плоскость. Помимо уже описанных ранее технических операций, которые выполняются в сети Интернет, в кибернетическую плоскость были перенесены и более общие функции, связанные с торговлей. В сети Интернет осуществляются не только сами сделки, но и поиск партнеров и клиентов. Другие операции также теперь проходят в сети Интернет.

Одним из последних достижений в области электронной торговли является появление интернет-аукционов. Оборот интернет-аукционов в мире приближается к обороту остальной розничной интернет-торговли. Одним из самых ярких примеров является интернет-аукцион eBay. Адрес этого аукциона знаком большому количеству пользователей сети Интернет: . На данном аукционе ежедневно осуществляется более чем 3 млн сделок. Свидетельством того, что интернет-аукционы приобретают популярность, является тот факт, что ведущие поисковые системы приступили к разработкам и реализации порталов, посвященных интернет-аукционам.

Тот факт, что ведущие мировые аукционы видят одним из направлений своего развития частичный переход в сеть Интернет, добавляет популярности интернет-аукционам.

Показателен опыт самого известного мирового аукциона Sotheby’s в сети Интернет. Именно Sotheby’s заключил партнерское соглашение с известным порталом электронной коммерции Amazon.com, в рамках которого был создан интернет-портал .

Очевидно, что при сохранении текущих темпов развития интернет-аукционы в скором времени опередят по своим оборотам розничную интернет-торговлю.

Пиринговые сети

Развитием систем интернет-аукциона являются так называемые "пиринговые сети" (P2P - Peer-to-Peer). Системы данного класса представляют собой распределенную систему, где каждый узел может выступать как в роли поставщика информации, так и в роли ее получателя. Равноправие участников лежит в основе этих компьютерных сетей. Каждый узел одновременно является как сервером, так и клиентом. Вне зависимости от количества и сочетания узлов сохраняется работоспособность сети.

Для работы с данной системе пользователю необходимо установить специальное программное обеспечение, которое позволяет осуществить поиск и загрузку требуемой ему информации, а также сделать доступной часть информации для всех пользователей пиринговой сети. Поиск требуемой информации осуществляется по узлам системы, при этом информация может быть разбита на несколько блоков и скачиваться с разных узлов, собираясь воедино на узле, осуществившем запрос.

Пиринговые сети являются бесплатными, доход разработчики данных систем получают за счет рекламы, встроенной в виде баннеров в оболочку программы, а также за счет сбора информации, которую участники сети предоставили в общее пользование. Однако получателем информации пользователь, как правило, быть не может. Большинство пиринговых сетей вводят рейтинговые показатели, определяемые на основе объемов информации, доступной для скачивания или отношения отданной/полученной информации. Пользователям с высокими рейтингами предоставляются определенные бонусы, пользователям же с низким рейтингом могут ограничить объемы скачиваемой информации.

В настоящее время получили развитие следующие направления использования пиринговых сетей:

  • файловые обменные сети (eMule, eDonkey, DC);
  • глобальные распределенные вычислительные системы (GRID-системы), ориентированные на решение сложных вычислительных задач и задач переборного характера; как правило, такие задачи распараллеливаются и распределяются для выполнения части задачи на конкретном узле системы.

Цифровая дистрибуция

Цифровая дистрибуция (ЦД) - это современный метод распространения легального электронного контента по интернет-каналам. При этом не используются материальные носители, а главное достоинство ЦД - это простой поиск и покупка копий ПО.

Есть целый ряд возможностей распространения ПО в Интернете. Протоколы HTTP, FTP и P2P - это основные протоколы в ЦД.

Копии ПО распространяются в Интернете с молниеносной скоростью благодаря системам по распространению собственнического программного обеспечения. Как правило, это программное обеспечение содержит технические средства защиты авторских прав. За каждую копию распространяемого таким образом программного обеспечения необходимо платить. Вариантов оплаты ПО несколько:

Try before you buy (попробуй, прежде чем покупать) - после скачивания ПО можно какое-то время пользоваться программным обеспечением, но по истечении определенного временного интервала следует заплатить за возможность продолжать (покупается серийный номер).

Pay2Play (заплати и играй) - по этой системе сначала надо заплатить за использование ПО, а уж потом можно пользоваться программным продуктом.

Рекламная покупка - по этой системе купленное программное обеспечение является бесплатным, однако время от времени приходится смотреть рекламу, именно за счет этого и идет заработок компании.

Подписка - такой вариант предусматривает, что за определенную сумму денег можно пользоваться любым предоставляемым программным обеспечением в течение установленного срока. При единичной подписке можно пользоваться лишь одним программным продуктом в течение указанного срока.

Обычно файлы ПО хранятся на сервере и представляют собой ресурс, на который указывает URL-ссылка.

Оплачивать право использовать ПО можно с помощью стандартных схем - банковской картой или платежной системой в Интернете. Получение серийных номеров (SN) в случае продления срока пользования демонстрационной версией тоже происходит через Интернет.

Активационный код, который дает возможность запустить защищенную копию ПО, получается на основе SN и уникального кода оборудования. Впоследствии можно дезактивировать код и снова активировать уже на другом компьютере.

В мировой практике большую часть ПО, распространяемого подобным образом, составляют игры. В более редких случаях к подобному роду распространения собственной продукции прибегают разработчики прикладного программного обеспечения.

Приведем ряд примеров разработчиков, которые активно пользуются рассмотренными нами механизмами. Приведенная информация о компаниях является неполной, но читатель сможет без особого труда ознакомиться с деятельностью соответствующих компаний на их собственных сайтах в сети Интернет.

Steam. Это основной лидер цифровой дистрибуции на Западе. Steam является игровым сервисом. Доставка ПО пользователю осуществляется через специального клиента.

Это цифровой дистрибутор, распространяющий игры по стандартной схеме. Ссылка на ключ активации и дистрибутив приходят после оплаты.

GameTap. Этот также игровой сервис работает по подписке через особого клиента. Играть можно исключительно при подключенных Интернете и клиенте.

Есть три вида пользователей в зависимости от порядка работы и доступных возможностей. Гость играет с обязательным регулярным показом рекламы в ограниченное число игр. "Зеленый" пользователь смотрит рекламный ролик, а затем может играть в большее количество игр по сравнению с гостем. Для этого необходимо пройти регистрацию. Последний тип - "золотой аккаунт", при котором необходимо оплатить свой доступ и пользоваться играми без рекламы.

Наши рекомендации