Основные элементы и категории управления
Предпринимательство: сущность и формы его осуществления в торговле. Законы РФ, регулирующие предпринимательскую деятельность. Сущность и содержание менеджмента. Эволюция управленческой мысли. Понятие организации. Формы коммерческих организаций, предусмотренные ГК РФ. Предприятие торговли как объект управления. Принципы управления современным предприятием торговли. Характеристика функций управления. Общие и конкретные функции, их взаимосвязь. Механизм реализации функции управления.
Тема : Построение организаций
Цели построения организаций. Элементы организационной структуры предприятия. Типы организационных структур, сложившихся в мировой практике: линейная, функциональная, дивизионная, матричная и др. Централизованные и децентрализованные организации. Проектирование организационной структуры. Показатели оценки гибкости и эффективности организационной структуры. Распределение полномочий и ответственности по подразделениям организационной структуры. Делегирование полномочий. Документальное закрепление полномочий и ответственности. Структура и порядок составления должностной инструкции.
Тема : Управление персоналом
Сущность и основные элементы кадровой политики. Формирование трудового коллектива: формальные и неформальные группы; их взаимодействие; управление группой: учет факторов, влияющих на работу групп; привлечение работников к управлению. Формирование трудовых ресурсов на предприятии; планирование потребности в кадрах; юридические аспекты работы с кадрами; набор кадров; отбор кадров; определение системы оплаты труда и льгот; адаптация персонала. Содержание кадровой работы. Отделы кадров и их функции, функции руководителей в реализации кадровой работы. Развитие трудовых ресурсов на предприятии; профессиональная ориентация, переподготовка, аттестация, формирование кадрового резерва. Оценка результатов работы персонала. Пути повышения эффективности работы с кадрами. Организационно-распорядительные методы управления деятельностью работников. Методы экономического воздействия на работников предприятия. Методы социально-психологического воздействия на работников предприятия. Планирование социального развития коллектива предприятия Коллективный договор как средство сбалансированности интересов работодателя и работников. Содержание коллективного договора.
Тема : Руководство предприятием
Руководство как вид деятельности по реализации общих и конкретных функций управления. Понятие лидерства, влияние власти руководителя. Формирование деловых и личных качеств руководителя. Стили руководства: характеристики, выбор, результативность. Использование демократической, авторитарной и либеральной стилевых концепций при выработке стиля руководства. Организация труда руководителя. Структура рабочего времени руководителя и методы рационального его использования. Работа руководителя в области мотивации персонала. Сущность мотивации. Теории мотивации (Маслоу, Мак-Грегора, Херцберга идр.). Построение процесса мотивации персонала на предприятии. Материальное стимулирование персонала. Основные формы материального стимулирования работников и факторы, определяющие их выбор. Методы социального и психологического побуждения усилий работников, применяемые руководителем. Управление конфликтами: сущность, составные элементы и причины конфликтов; деятельность руководителя по предупреждению и разрешению конфликтов Управление стрессами: природа стресса, его причины; методы понижения уровня стресса и формирования низкострессового стиля жизни.
Тема : Планирование и контроль в организациях
И на предприятиях торговли
Сущность и значение стратегического планирования в организациях. Построение процесса стратегического планирования: формирование целей, оценка внешней среды, обследование сильных и слабых сторон организации, выбор стратегии развития, разработка планов реализации стратегии. Назначение и виды бизнес-плана предприятия. Примерная структура бизнес-плана и порядок его разработки. Назначение и разработка социальных программ развития предприятия. Структура плана социального развития предприятия. Управление реализацией стратегических планов: оценка и реорганизация организационной структуры предприятия, распределение ресурсов, определение ключевых управленческих задач, формирование информационного обеспечения процесса управления, управление системой контроля и оценка результатов выполнения стратегического плана. Формирование информационной системы предприятия. Развитие коммуникаций. Факторы, определяющие эффективность управленческого общения. Технические аспекты управленческого общения: требование к содержанию и форме подачи информации, эффективная структура сообщений. Приемы достижения взаимопонимания руководителя с подчиненными. Методологические основы и технология разработки управленческих решений в процессе реализации планов предприятия. Организация исполнения решений. Виды управленческого контроля на предприятии. Построение процесса контроля. Эффективность контроля.
Литература:
5. Армстронг, М.Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг,. - 8-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 831 с.
6. Балашов, А. П.Основы менеджмента: учеб. пособие / А. П. Балашов,. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 288 с.
7. Бухалков, М. И.Управление персоналом: учеб. / М. И. Бухалков,. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 399 с.
8. Грушенко, В. И.Менеджмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений : учеб. пособие / В. И. Грушенко,. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 288 с.
9. Друкер, П.Менеджмент / П. Друкер, Макьярелло, Дж. А. ; [пер. с англ.]. - М. ; СПб.; Киев: Вильямс, 2010. - 699 с.
10. Карташова, Л. В.Управление человеческими ресурсами : учеб. / Л. В. Карташова,; Ин-т экономики и финансов "Синергия". - М.: ИНФРА-М, 2010. - 235 с.
11. Кибанов, А. Я.Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация : учеб. пособие / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова; Гос. ун-т упр., Воронеж. гос. ун-т. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 300 с.
12. Менеджмент: [учеб.] / под ред. М. М. Максимцова, М. А. Комарова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 320 с.
13. Сорокина, М. В.Менеджмент в торговле : учеб. / М. В. Сорокина,. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Бизнес-пресса, 2008. - 472 с.
14. Сорокина, М. В.Практический менеджмент в сфере торговли : учеб. пособие. Ч. 1 / М. В. Сорокина,, Т. С. Хныкина; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО "С.-Петерб. торг.-экон. ин-т", Каф. менеджмента. - СПб. : СПбТЭИ, 2010. - 37 с.
15. Сычева, Э. В.Менеджмент организации : учеб. пособие / Э. В. Сычева,; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО "С.-Петерб. торг.-экон. ин-т", Каф. менеджмента. - СПб. : СПбТЭИ, 2010. - 39 с.
16. Сычева, Э. В.Менеджмент персонала : учеб. пособие / Э. В. Сычева,; Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО "С.-Петерб. торг.-экон. ин-т", Каф. менеджмента. - СПб. : СПбТЭИ, 2009. - 32 с.
17. Федорова, Н. В.Управление персоналом организации : учеб. пособие / Н. В. Федорова,, О. Ю. Минченкова,; Моск. гуманит. ин-т. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Кнорус, 2010. - 512 с.
ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ
по курсу “Маркетинг”
1. Основные концепции маркетинга, условия их реализации.
2. Понятие и модели анализа микро- и макросреды организации.
3. Понятие и структура маркетинг-микса. Виды концепций маркетинг-микса
4. Понятие маркетингового исследования, основные этапы его проведения.
5. Кабинетные методы сбора маркетинговой информации. Виды, особенности применения.
6. Полевые методы сбора маркетинговой информации. Виды, особенности применения.
7. SWOT-анализ, основные этапы его проведения.
8. Сегментирование рынка , выделение целевого сегмента и позиционирование товара.
9. Позиционирование и репозиционирование товара. Понятие, выбор основания для позиционирования, проблемы позиционирования.
10. Модель покупательского поведения и процесс принятия индивидуальным покупателем решения о покупке.
11. Модель покупательского поведения и процесс принятия организационным покупателем решения о покупке. Понятие закупочного центра.
12. Товар и основные средства товарной политики организации.
13. Понятие, основные этапы жизненного цикла товаров, особенности маркетинговой стратегии на каждом этапе.
14. Ценообразование в системе маркетинга. Методы ценообразования с ориентацией на конкурентов и потребителей.
15. Сбытовая деятельность в системе маркетинга.
16. Понятие и виды маркетинговых коммуникаций.
17. Основные виды и средства распространения рекламы, их характеристика. Критерии выбора средств распространения рекламы.
Тема: Основы маркетинга
Концепция совершенствования производства. Концепция совершенствования товара. Концепция интенсификации коммерческих условий (концепция сбыта). Концепция социально-этического маркетинга. Концепция традиционного маркетинга. Концепция рыночной ориентации. Роль, цели и условия реализации концепций маркетинга.
Маркетинговая микросреда. Поставщики. Маркетинговые посредники: торговые посредники, фирмы-организаторы товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые учреждения. Конкуренты. Контрактные аудитории. Маркетинговая макросреда. Демографическая среда. Экономическая среда. Природная среда. Научно-техническая среда. Политическая среда. Культурная среда.
Понятие маркетинга-микс (комплекса маркетинга). Средства, инструменты и метода маркетинга-микс. Основные составляющие маркетинга-микс: товар, цена, распространение и продвижение.
Маркетинговая информация, виды, специфика. Понятие маркетингового исследования. Виды маркетинговых исследований. Основные этапы проведения маркетингового исследований: постановка задач, планирование, сбор данных, анализ и подготовка отчета. Кабинетные методы сбора маркетинговой информации, их виды, достоинства, недостатки, область применения. Полевые методы сбора маркетинговой информации, их виды, достоинства, недостатки, область применения. Виды и основные этапы проведения SWOT-анализа.
Понятие целевого маркетинга. Сегментирование рынка. Основные признаки сегментирования потребительского рынка и их переменные: географические, психологические и поведенческие признаки сегментирования. Стратегии охвата рынка: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг. Факторы, определяющие выбор стратегии охвата рынка. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка. Понятие позиционирования. Основания для позиционирования. Факторы, влияющие на принятие решения о позиционировании товаров. Основные проблемы формирования позиции. Понятие репозиционирования.
Понятие бренда. Основные решения марочной политики.
Модель покупательского поведения. Основные составляющие модели и связи между ними. Факторы, определяющие различия в поведении покупателей на рынке потребительских товаров. Характеристики покупателя: возраст и этап жизненного цикла, род занятий, экономическое положение, тип личности , мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения. Социально-культурное окружение: семья, референтные группы и лидеры, мнения, социальное положение, субкультура. Основные этапы процесса принятия решения о покупке: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Особенности покупательского поведения потребителей-организаций. Понятие закупочного центра. Этапы принятия решения о покупке закупочным центром.
Понятие товара. Уровни восприятия товара; товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением. Классификация товаров потребительского назначения по типам покупательских привычек. Основные средства (инструменты) товарной политики фирмы. Качество и свойства товаров. Жизненный цикл товаров и его основные стадии. Этап выведения товаров на рынок. Этап роста. Этап зрелости. Этап упадка. Стратегия фирмы на различных этапах деятельности.
Взаимосвязь цены и спроса. Степень эластичности спроса. Эластичный и неэластичный спрос. Основные конкурентные структуры и их характеристики. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Чистая конкуренция. Этапы установления фирмой цены на товар. Постановка задач ценообразования. Определение спроса. Оценка издержек. Анализ цен и товаров конкурентов. Выбор метода ценообразования. Установление окончательной цены. Система ценообразования фирмы. Стратегии установления цены на подлинную новинку. Стратегия установления цены на новый товар-имитатор. Стратегия установления цены в рамках товарной номенклатуры. Стратегия установления цены по географическому принципу. Разработка ценовой тактики.
Понятие сбыта. Роль системы распространения товаров и ее взаимосвязь с другими составляющими комплекса маркетинга. Понятие канала распределения: типы каналов, длина каналов, ширина каналов, типы соподчиненности входящих в каналы уровней, методы управления каналами. Организация товародвижения. Информационное обеспечение товародвижения.
Тема: Реклама
Рекламная кампания, понятие, задачи и основные этапы планирования. Этапы разработки рекламного бюджета (постановка целей и задач, выбор метода определения рекламного бюджета, разработка рекламного обращения, выбор видов и средств рекламы, расчет сметы расходов на рекламу). Классификация средств рекламы, их характеристика. Факторы, влияющие на выбор средств распределение рекламы (характеристика рынка, специфика объекта рекламы, действенность рекламных средств, опыт конкурентов и т.д.). Разработка решений о видах и средствах рекламы, их отбор с учетом рентабельности средств распространения рекламных обращений. Исследование эффективности рекламы. Методы определения экономической эффективности рекламы, ее основные критерии. Понятие и методы измерения коммуникативной эффективности рекламы.
Тема: Маркетинговая деятельность предприятий торговли
и общественного питания
Понятие и задачи продвижения товаров и услуг. Понятие и виды маркетинговых коммуникаций. Реклама в местах продаж. Стимулирование сбыта. Связи с общественностью. Личные продажи. Прямой маркетинг. Интернет-коммуникации. Выставки и ярмарки.
Подготовительный этап заключения сделки. Этапы заключения сделки: планирование подготовительной работы, организация переговоров, тактика ведения переговоров. Исполнение контракта. Понятие типового контракта. Структура простейшего контракта. Разделы контракта, учитывающие особенности сделки; базисные условия поставки.
Понятие торгово-посреднических операций. Виды торгово-посреднических операций: операции перепродажи, комиссионные, агентские, брокерские операции.
Система ФОССТИС, основные направления стимулирования сбыта.
Список литературы
1. Божук С.Г., Ковалик Л.Н., Маслова Т.Д., Розова Н.К., Тэор Т.Р. Маркетинг: Учебник для вузов. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012.
2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 2008.
3. Виноградова С.В., Маркина Н.В., Юдникова Е.С., Яненко М.Б. Маркетинг торгового предприятия: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2005.