Внешнеторговая политика: определение, либерализация и протекционизм. Их роль в развитии международной торговли.
Внешнеторговая политика — это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и/или их группировками с целью укрепления позиций страны и ее бизнеса на мировой экономической арене.
Двумя основными разновидностями внешнеторговой политики в настоящее время являются протекционизм и либерализация.
Протекционизм выступает как внешнеторговая (внешнеэкономическая) политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции (защитная функция протекционизма), а нередко и на развертывание и поддержку деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках — как на рынках отдельных стран и регионов, так и конкретных товарных сегментах мирового рынка.
Либерализация, напротив, предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом.
Протекционизм и либерализация в чистом виде выступают как определенные крайности внешнеторговой политики, в практике же, как правило, реализуется некий комбинированный, компромиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации. При этом используемые государствами в своей внешнеторговой политике элементы протекционизма и либерализации отражают не только специфику их собственной долгосрочной политики, но и их реакцию на изменения в общей системе международных экономических отношений, во внешнеторговой политике других государств и/или их группировок (используемые при этом формы внешнеторговой (внешнеэкономической) политики могут выступать в качестве ответных мер на действия других государств).
В мировой практике развития и регулирования внешней торговли в течение длительного периода проявлялась и продолжает проявляться своего рода «обратно пропорциональная зависимость» — чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число различных инструментов внешнеторгового регулирования применяется в данной стране и тем больше интенсивность и «жесткость» их применения. Во многих современных развитых странах с рыночной экономикой на ранних стадиях ее формирования использовались весьма жесткие формы регулирования внешней торговли. И только после достижения высокого уровня экономического развития и международной конкурентоспособности эти страны пошли по пути либерализации
23. Международная торговля услугами: сущность, особенности торговли, классификация, страны-лидеры в мировом экспорте услуг и ведущие импортеры. Значение ГАТС.
Международная торговля услугами – целесообразная деятельность, осуществляемая поставщиками услуг одной страны, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем потребности физических и юридических лиц другой страны, и являются объектом купли-продажи. Услуга становится предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги и ее покупатель – это физические или юридические лица-резиденты разных стран.
Отличия услуг от товара:
1. услуги неосязаемы – образуют «невидимый» экспорт;
2. услуги неотделимы от своего источника;
3. их производство и потребление, как правило, происходит одновременно;
4. для них характерно непостоянство качества, изменчивость, невозможность хранения.
ГАТС классифицирует международную торговлю услугами по способам их поставки:
1. трансграничная торговля (производитель и потребитель услуги разделены территориально, и в этом случае услуга перемещается из одной страны в другую через границу – например, трансп.услуги);
2. перемещение потребителя в страну предоставления услуги (потребление за рубежом – н-р, туризм, образование);
3. учреждение коммерческого присутствия в стране оказания услуги (коммерческое присутствие – например, филиал банка/страховой компании);
4. временное перемещение поставщика услуги –физического лица в другую страну для оказания услуги (например, спортивный тренер едет в другую страну для работы с футбольной командой).
Виды услуг (согласно международной финансовой статистике): транспортные, туризм и прочие частные услуги. В 2012 году структура мирового экспорта услуг: транспортные 20,5%, туризм 25,5%, более 50% - прочие. Основные экспортеры услуг: США, Англия, Германия, Китай, Франция (Россия 22 место), импортеры: США, Германия, Китай, Англия, Япония (15 место Россия). Россия имеет отрицательное сальдо торгового баланса в международной торговле услугами (структура: в торговле транспортными услугами – положительное, туризм – резко отрицательное).
Значение ГАТС.
В рамках ВТО действует Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), представляющее многосторонний свод принципов и правил международной торговли услугами, соблюдение которых обязательно для всех стран-членов ВТО.
Для представителей деловых кругов стран – члены ГАТС имеет большое значение, т.к.они-получают-возможность:
- работать на иностранных рынках услуг на заранее известных условиях;
- доступа к информации об условиях работы на иностранных рынках услуг;
- следить за изменением положения на рынках услуг других стран.
ГАТС определяет меры, которые страны – члены могут принимать в отношении торговли услугами. При этом под «торговлей услугами» понимается поставка услуги, включающая производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуги.
Услуги, на которые распространяется действие ГАТС, сгруппированы Секретариатом ВТО по 12 секторам: деловые услуги; услуги связи; строительные услуги и связанные с ними инжиниринговые услуги; дистрибьюторские услуги; услуги в области образования; услуги по защите окружающей среды; финансовые услуги; услуги по охране здоровья и социальные услуги; услуги в области туризма и услуги, связанные с путешествиями; услуги в области организации досуга, культуры и спорта; транспортные услуги; прочие услуги. Каждый сектор включает несколько подсекторов, всего их более 150.