Внешнеторговая политика .Методы регулирования международной торговли.

Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т.п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры), так и связанные с ними партнёры-нерезиденты.

Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли.

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Протекционизм (фр. protectionisme, от лат. protectio защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.

Основные направления протекционизма:

§ Селективный протекционизм - защита внутреннего рынка от конкретного вида товара, или от конкретного государства;

§ Отраслевой протекционизм - защита отрасли производства;

§ Коллективный протекционизм - взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз;

§ Скрытый протекционизм - нетаможенные методы протекционизма.

Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.

Как правило, правительства стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

Инструменты: Тарифные методы( таможенно-тарифный).

Таможенная пошлина –это денежный сбор (косвенный налог), взымаемый с товара ввозимого или вывозимого с данной таможенной территории, не зависящий от услуг, оказанной таможенной. Пошлины устанавлив-ся на орп срок, они меняются.

Тамож тариф – это перечень тамож-х пошлин, свод ставок на товары, облагаемые таможенными пошлинами.

Нетарифные методы.

1)Квотирование– количественное ограничение на ввоз и вывоз товара с данной таможенной терр-ии. Различают импортную и экспортную.

Ки=И/ВВП*100% - импорт.

Кэ= Э/ВВП*100%

Квк=Э+И/ВВП*100% - внешне торговая квота.

Эмбарго – запрет на ввоз товара на опр терр-ии на опр срок.

2) Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Л. может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

3)Добровольное экспортные ограничения , когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну.

4)Демпинг – это экспорт товаров по цене ниже, чем за аналогичный товар на мировом рынке или на внутреннем рынке с целью захвата ниши и вытеснение конкурентов.

Демпинг – цена товара по цене ниже его себестоимости.

17.Международная экономическая интеграция — это процесс взаимопроникновения национальных экономик др в др, связанная с выработкой единого механизма регулирования эконом отношений, на законодательной основе.

Предпосылки интеграции:

1)Географическая близость, наличие общей границы.

2)Историческая близость, наличие общих культурных традиций.

3)Решение одинаковых проблем, стоящих перед интегрирующими странами.

4)Приблизительно одинаковый уровень экономического развития.

Цели интеграции:

1)Улучшение усл внешней торговли

2)Содействие в структурнойпрестройке экономики.

3)использование преимуществ экономики масштаба

4)Демонстрационный эффект.

Формы интеграции:

1)Преференцальное торговое соглашение. Соглашение м/у двумя и более странами о снижении таможенных пошлин и иных барьеров в торговле м/у ними.

2)Зона свободной торговли. Соглашение м/у двумЯ и более странами об упразднении (отмены) тамож пошлин и не тарифных барьеров в торговлю м/у ними, с сохранением национ тарифов в отнош третьих стран. НАФТА(серео-американская зона свободной торговли, США, Канада, Мексика). ЕАСТ (ЕвропейскаЯ ассоциация своб торговли, Швейцария, Лихтейнштейн, Норвегия, Исландия). АТЭС (Азиатско-тихоакеанский эконом союз, Страны, у к-ых есть выход в Тихий океан)

3)Таможенный союз. Зона свободной торговли + разработка единой внешнеторговой политики.Создаютя комитеты. БЕНИЛЮКС (Андское соглашение, БоливияЮ Колумбия, Перу, Экватор, Венессуела, Чили).

4)Общий рынок. Тамож союз + свободное перемещение рабочей силы и капитала. МЕРКОСУР( Латино-американский общий рынок, Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай, с янв 2006Венесуела, с янв. Мексика стала неполн членом.). АСЕАН (Ассоциация гос-в юго-восточной Азии, Таиланд, Вьетнам, Комбоджа, Малазия, Филиппины и тд.)

5)Экономический союз. Общий рынок + разработка единой экономич-ой политики. Сущ самотстоят нагос органы: законодат-ые, Испольнит-ые, судебные.

ЕС – Европейский союз(1957г)

Наши рекомендации