Проблемы торговли российского партнёра с зарубежным
демонополизация внешнеэкономической деятельности, которой теперь занимаются тысячи и тысячи организаций, фирм, предприятий.
Проблема:резко сократился объем торговли с государствами бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Если к концу 80-х годов на страны – члены СЭВ приходилось более 50% внешнеторгового оборота России, то сейчас эта цифра значительно уменьшилась. Российские товаропроизводители до сих пор не могут занять твердых позиций на рынках стран с развитой рыночной экономикой. Попытки закрепиться на рынках этих стран, продавая товары по более низким ценам, приводят к тому, что против российских экспортеров начинает действовать антидемпинговое законодательство.(Демпинг-продажа товара по бросовым ценам с целью закрепится на рынке).В структуре российского экспорта по-прежнему доминирует сырье. Доля машин и оборудования продолжает оставаться низкой.(колониальный экспорт).В 1996–1997 гг. большое внимание было уделено перспективным вопросам развития торгово-экономических отношений России с зарубежными странами.
Наша страна активно сотрудничала со странами AТР (Азиатско-Тихоокеанского региона), а также с КНР, Ливией, Индией, Ираком, Югославией. Сотрудничество с этими странами открывает возможности для увеличения экспорта машинно-технической продукции.
Участие российских организаций в сооружении объектов различного назначения за рубежом (проектирование, поставки оборудования, оказание строительно-монтажных и эксплуатационных услуг) способно обеспечить заказами многие российские заводы, проектные и строительно-монтажные организации. Государство активно поддерживает такие проекты(сооружение гидроэнергетического комплекса в Китае, модернизацию АЭС в Болгарии, строительство газопровода в Алжире).
Снижение после 96.Основной причиной ухудшения в 1997 г. тенденций во внешнеэкономической сфере послужило резкое сокращение объемов внешней торговли со странами СНГ.
Внешняя торговля России со странами СНГ и дальним зарубежьем принципиально различается. В торговле с государствами Содружества цены остаются ниже мировых, хотя постепенно приближаются к ним.
Хотя вопросы повышения эффективности внешнеэкономических связей нельзя рассматривать изолированно от экономики страны в целом, можно выделить некоторые важные проблемы внешнеэкономической деятельности, которые необходимо решать в первую очередь. К ним относятся:
•завершение создания законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности;
•совершенствование системы управления внешнеэкономической деятельностью как сферой народного хозяйства;
•принятие Федеральной программы развития экспорта России, которая должна стимулировать увеличение стоимостного объема экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг;
•налаживание системы кредитования и страхования промышленного экспорта;
•создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортно-импортных перевозок;
•формирование благоприятного правового климата для российского экспорта;
•совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей (НДС и акцизов);
•совершенствование системы контроля за безопасностью товаров, поступающих по импорту в Россию;
•решение вопросов о пресечении реэкспорта российских товаров через бывшие республики СССР, что приводит к скрытому субсидированию их экономики за счет России и потере для федерального бюджета значительных сумм в валюте;
• ускорение разработки программы по оптимальному включению субъектов Российской Федерации во внешнеэкономическую деятельность.
Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная программа развития экспорта, расставляющая приоритеты в экспортной деятельности на период до 2005 г. Эту программу следует рассматривать как важнейшее звено создания государственной поддержки экспорта.
С Европейским Союзом (ЕС) в 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.