Аудит расходов по зарубежным командировкам.

Тема. Аудит ВЭД.

Особенности аудита внешнеэкономической

Деятельности предприятия

Видами внешнеэкономической деятельности являются: экспорт товаров и услуг, импорт товаров и услуг, реэкспорт товаров, реимпорт, бартерные операции, компенсационные операции, комбинированные операции и т.п.

Приступая к аудиторской проверке внешнеторговых операций, аудитор должен изучить всю нормативно-законодательную документацию (Правительства РФ, МФ РФ, ФНС РФ, ФТС (Фед. тамож. сл.), РФ, ЦБ РФ и т.д.), регулирующую осуществление внешнеторговой деятельности, включая проведение валютных операций.

Аудитору необходимо проверить правильность оформления следующих операций:

- по экспорту товаров в счет государственного кредита;

- по экспорту товара с предоставлением коммерческого кредита;

- по экспорту товаров с консигнацией складов за границей;

- по переработке экспортных товаров за границей;

- по экспорту товаров через посредника;

- по импорту товаров (услуг) через посредника;

- по реализации импортных товаров с консигнационных складов России;

- по импорту за счет централизованных валютных и кредитных ресурсов;

- по экспорту товаров, по реимпорту товаров, бартерных операций;

- связанных с арендой (лизингом) импортного оборудования;

- по оказанию и выполнению внешнеэкономических работ и услуг;

- по покупке и продаже иностранной валюты.

Также проверке подлежит правильность определения:

- полной импортной стоимости товара;

- облагаемой базы по уплате НДС на таможне РФ;

- производственной себестоимости экспортного товара;

- прибыли от экспортной операции.

Кроме того, аудитору необходимо выяснить:

- имеет ли право организация на осуществление внешнеэкономической деятельности, а также лицензию и квоту на экспорт товаров и услуг;

- соответствие сведений, указанных в паспорте сделки, условиям контракта;

- правильность данных, указанных в грузовой таможенной декларации;

- полноту зачисления валютной выручки на транзитный валютный счет экспорта;

- своевременность оформления поручений на перечисление обязательной продажи части выручки государству;

- правильность оформления документов при проведении экспортных операций.

Аудитор должен ознакомиться с условиями контрактов, заключенных с иностранным партнером или посредником по тем или иным видам валютных операций, а также изучить учетную политику внешнеторгового предприятия в части финансового и налогового учета.

Справка о размере валютной выручки, подлежащей обязательной продаже

(информация приведена по состоянию на 6 марта 2004 г.)

Размер валютной выручки, подлежащей обязательной продаже (в процентах) Период действия Нормативный акт, устанавливающий объем продажи
0% с 01.04.2006 Указание ЦБР от 29.03.2006 г.
10% с 01.01.2005 Указание ЦБР от 27.12.2004 г.
25% 10 июля 2003 г Указание ЦБР от 9 июля 2003 г. N1304-У
не выше 30% 9 июля 2003 г. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N116-ФЗ
50% 10 августа 2001 г- 8 июля 2003 г Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N130-ФЗ
75% 31 декабря 1998 г. - 9 августа 2001 г. Федеральный закон от 29 декабря 1998 г. N192-ФЗ
50% 26 июня 1992 г. - 30 декабря 1998 г. Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. N629
40% 1 января 1992 г. - 25 июня 1992 г. Указ Президента РФ от 30 декабря 1991 г. N335

Аудит кассовых операций в иностранной валюте.

Аудит расходов по зарубежным командировкам.

При аудиторских проверках кассовых операций и расчетов в наличной иностранной валюте прежде всего снимаются остатки валютной кассы и составляется акт о сумме наличных денежных средств в иностранной валюте, находящихся в кассе. В акте указывается также, соответствует ли сумма наличных денежных средств данным кассовой книги и бухгалтерского учета. Затем необходимо проверить полноту оприходования и списания валютных средств. Для этого записи в кассовой книге сличаются с документами, приложенными к отчетам кассира. Суммы, записанные в кассовой книге, должны соответствовать тем суммам, которые указаны в первичных документах.

При проверке кассовых операций следует исходить из норм валютного законодательства, разрешающих расчеты в наличной иностранной валюте в Российской Федерации.

Проведение расчетов в наличной иностранной валюте при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности российских организаций может быть связано только с загранкомандировками. Расчеты в наличной иностранной валюте не входят в перечень текущих валютных операций, содержащийся в Законе Российской Федерации от 10.12.2003 №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с последующими изменениями и дополнениями). Поскольку этот перечень является закрытым, такие расчеты следует относить к разряду капитальных операций, порядок осуществления которых в соответствии с данным Законом устанавливается Банком России.

Иностранная валюта, полученная организацией на командировочные расходы, может быть использована строго по целевому назначению, т.е. только на оплату тех расходов, которые признаются командировочными. К ним относятся:

стоимость проезда;

стоимость проживания;

суточные;

провоз 30 кг багажа;

оформление загранпаспорта и визы;

прописка паспорта (регистрационный сбор);

расходы по обмену банковского чека на валюту страны пребывания.

Такие расходы организация может возместить ему по отдельному авансовому отчету только в рублях с учетом действующего налогового законодательства как в отношении организации - юридического лица, так и в отношении работника - физического лица. Возмещение работнику этих расходов в иностранной валюте означает нецелевое расходование валютных средств. Кроме того, при покупке за рубежом каких-либо материальных ценностей, предназначенных для юридического лица, помимо нецелевого расходования валюты имеются и другие нарушения, а именно:

приобретение за рубежом материальных ценностей юридическим лицом без заключения контракта;

расчеты наличными денежными средствами без разрешения Банка России;

ввоз материальных ценностей на таможенную территорию Российской Федерации без декларирования;

неуплата на таможне пошлины, сборов, НДС.

Следовательно, командированный работник мог приобрести за рубежом материальные ценности только для себя лично, оплатить их за счет суточных или личных валютных средств, а затем передать их организации по договору купли-продажи, заключенному между ними.

В соответствии с ФЗ РФ №173 –ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» с 18.07.2004 г. подотчетное лицо, получившее рублевый аванс на загранкомандировку из кассы, может самостоятельно приобрести иностранную валюту или дорожные чеки в инвалюте в обменном пункте уполномоченного банка, а затем, по возвращении из командировки, обменять иностранную валюту на рубли и вернуть их в кассу предприятия. При этом курсовые валютные разницы по расчетам с подотчетными лицами не возникают.

Необходимо проверять, соблюдается ли порядок расчетов между работником и организацией по результатам авансового отчета. Окончательные расчеты между работником и организацией по командировочным расходам могут быть произведены в иностранной валюте - как в той, которая была выдана работнику в виде аванса, так и в любой другой, курс которой по отношению к рублю котируется Банком России, а также в рублях. Однако, если аванс выдавался работнику за счет иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, остаток неиспользованного аванса должен быть возвращен работником в иностранной валюте, а организация обязана вернуть эту валюту на специальный транзитный валютный счет и произвести ее обратную продажу.

При обработке авансового отчета все суммы иностранной валюты пересчитываются в рубли по курсу Банка России на дату утверждения авансового отчета.

Проверяя авансовые отчеты, следует убедиться в правильности списания командировочных расходов на затраты организации в целях налогообложения прибыли, руководствуясь налоговыми нормами, действующими в конкретном отчетном периоде. При этом следует иметь в виду, что все расходы, кроме суточных, должны иметь документальное подтверждение. В случае его отсутствия никакие расходы даже в пределах официально установленных норм на затраты в целях налогообложения списываться не могут. В этом отношении налоговое законодательство стабильно, его нормы не менялись.

Следует обратить внимание на размер суточных, списываемых на затраты в целях налогообложения. Помимо официально установленных норм, в пределах которых суточные могут списываться на затраты, имеет значение и тот факт, обеспечивает ли принимающая сторона командированного работника питанием. В этом случае суточные положено выплачивать только в размере 30% от установленных норм. Если же принимающая сторона помимо питания берет на себя еще и личные расходы работника, то суточные ему не должны выплачиваться. Поэтому в случае выплаты командированному работнику суточных в такой ситуации все суммы, выданные работнику даже в пределах официально установленных норм, следует рассматривать как сверхнормативные суточные. При расчете суммы суточных, причитающихся работнику, следует иметь в виду, что день возвращения из загранкомандировки (а это будет день пересечения границы при въезде на территорию Российской Федерации) оплачивается в рублях по нормам, действующим для командировок по территории Российской Федерации. При выезде в загранкомандировку день пересечения государственной границы Российской Федерации в соответствии с данным письмом оплачивается по норме, установленной для выплаты по командировке в страну, в которую направляется работник.

Необходимо проверить при проведении аудита кассовых операций, все ли командируемые за рубеж лица состоят в штате организации. Штатными работниками являются лица, оформленные по трудовому договору или в качестве совместителей. Для остальных физических лиц, не состоящих в штате организации, поездка за рубеж не может считаться командировкой.

Загранкомандировкой, как и командировкой по территории Российской Федерации, считается поездка работника организации по распоряжению руководителя этой организации для выполнения служебного задания вне места нахождения данной организации.

Лицо, не состоящее в штате организации, не является ее работником, следовательно, оно не находится в административном подчинении руководителя данной организации и на него не распространяется действие его распоряжений. Оно не может выполнять служебные задания для данной организации, а организация не может иметь перед ним обязательства по компенсационным выплатам. С такими лицами организация должна заключать договор подряда на выполнение определенного объема работ или договор на возмездное оказание конкретных услуг, по которому исполнителю выплачивается оговоренная договором сумма вознаграждения за выполненные работы или оказанные услуги. Выплаты исполнителю у организации, заключившей с ним договор, производятся из фонда оплаты труда, а не как компенсационные выплаты. Все расходы исполнителя, связанные с поездкой, являются его расходами по оказанию услуг данной организации, на сумму которых он имеет право уменьшить свой доход, полученный от этой организации за оказание ей услуг, в установленном порядке. Такой же порядок распространяется и на учредителей, не занимающих в организации определенной должности. И только в том случае, если они являются еще и работниками учреждений или организаций, их поездка считается командировкой, в соответствии с которой им производятся компенсационные выплаты.

Наши рекомендации