Особенности проведения открытых аукционов
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Ценообразование во внешней торговле»
на тему: «Формирование цен на аукционах»
Выполнил: Мичурин А.А.,
Студент 4 курса 411 группа
заочной формы обучения
факультета таможенного дела
Проверил: __________________________
(инициалы, фамилия преподавателя)
___________________________________
(уч.степень, уч.звание)
Оценка ____________________________
Подпись___________________________
«____» ______________________ 20_____ г.
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Особенности проведения открытых аукционов
2.1 Требования к участникам размещения заказа
2.2 Аукционная документация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Порядок и условия проведения торгов во многих странах в основном аналогичны. Однако имеются и некоторые особенности, вытекающие из законоположений о торгах или связанные с определенными традициями и обычаями. В ряде стран порядок и условия проведения торгов регламентируются специальными законами, декретами или циркулярами. Торги проводятся, как правило, по местонахождению объявивших их организаций, но могут проводиться их организаторами и в других странах. В проведении торгов можно выделить несколько этапов: представление предложений участниками торгов; выбор поставщика; подписание контракта. В подготовку торгов входит разработка технических и коммерческих условий торгов, именуемых тендерной документацией, и ознакомление с ней потенциальных участников торгов-оферентов[1].
Следует иметь в виду, что термин "тендер " в международной коммерческой практике употребляется в различных значениях-
- как извещение о предстоящих торгах, как приглашение ряда известных фирм располагающих необходимой технической и финансовой базой для участия в торгах. кик специальное приглашение одной или несколькими отобранными - заранее фирмами для участия в ограниченных (закрытых) торгах;
- как комплект тендерной документации, отражающей требования тендерного законодательства страны-импортера.
- как проформа предложения, составленная организатором торгов, входящая в состав тендерной документации Проформа тендера - это формуляр, подлежащий заполнению и подписанию оферентом, когда он согласен взять на себя все обязательства по выполнению работы в соответствии с общими и специальными условиями тендерной документации или проформы тендера.
-как предложение (оферта) фирмыили организации (оференте), желающих принять участие в торгах;
-как скрытая процедура (без приглашения участников торгов), в результате которой определяется контрагент, с которым заключается контракт (обычно на технически сложное, уникальное новое оборудование, крупные промышленные объекты).
Тендер включает в себя соответствующие документы путем ссылки на них и, следовательно, условия договора, и технические детали становятся частью тендера.
Следует иметь в виду, что хотя расчет цены (стоимости) заказа делает заказчик, оферент может предоставить свой расчет и определить цену своего предложения, а также указать размер скидки(или надбавки) к цене, расчет которой был сделан заказчиком.
Требования к участникам размещения заказа
Обязательные:
1. Соответствие участников размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
2. Ликвидации участника размещения заказа - юридического лица, или непроведение в отношении участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя - процедуры банкротства.
3. Неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.
4. Отсутствие у участника задолженности по налогам за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника.
Возможные при проведении торгов (конкурсов и аукционов):
1. Обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если заказчик приобретает эти права.
2. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
Дополнительные:
Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа.
Кроме указанных требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа[4].
Данные требования предъявляются ко всем участникам размещения заказа.
Проверка соответствия участников размещения заказа требованиям, указанным в пунктах 2 - 4 части 1 и пункте 2 части 2 настоящей статьи, осуществляется заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией. При этом заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
Аукционная документация
Получение аукционной документации. Аукционная документация предоставляется на бумажном и/или электронном носителе по письменному запросу претендента в порядке, указанном организатором торгов в извещении об аукционе.
Запрос о предоставлении аукционной документации должен содержать четкую информацию о наименовании претендента, его адресе, номерах телефонов и данных уполномоченных представителей.
Организатор торгов не несет ответственности за содержание аукционной документации, полученной претендентом неофициально, и во всех случаях руководствуется текстом официальной аукционной документации.
Разъяснение положений аукционной документации. С момента получения аукционной документации любой претендент вправе направить в письменной форме организатору торгов запрос о разъяснении положений аукционной документации.
В течение пяти рабочих дней со дня поступления указанного запроса организатор торгов обязан направить в письменной форме разъяснения положений аукционной документации претенденту, подавшему запрос, по адресу, указанному в запросе, при условии, что указанный запрос поступил к организатору торгов не позднее, чем за десять дней до дня окончания приёма заявок на участие в аукционе[5].
Организатор торгов не отвечает на вопросы претендентов, связанные с разъяснением положений аукционной документации, заданные по телефону, лично или по электронной почте.
Внесение изменений в извещение о проведении аукциона и аукционную документацию. Организатор торгов по собственной инициативе или в соответствии с запросом претендента вправе принять решение о внесении изменений в аукционную документацию не позднее чем за 5 (пять) дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе (без изменения предмета аукциона). В течение 5 (пяти) рабочих дней и в течение 1 (одного) дня со дня принятия указанного решения такие изменения соответственно публикуются в печатном издании, в котором было опубликовано извещение о проведении аукциона, и размещаются организатором торгов на интернет-сайте аукциона, и в течение 2 (двух) рабочих дней направляются заказными письмами или в форме электронных документов (сообщениями по электронной почте) всем претендентам на участие в аукционе, которым была предоставлена документация об аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе продлевается так, чтобы со дня опубликования в печатном издании и размещения на интернет-сайте аукциона изменений, внесенных в аукционную документацию, до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем 15 (пятнадцать) дней.
В случае внесения изменений в предмет аукциона, Организатор торгов вправе вносить изменения в аукционную документацию при условии обязательного продления срока представления заявок на участие в аукционе или аукционных предложений не менее чем на 30 (тридцать) дней со дня внесения таких изменений.
Претенденты на участие в аукционе, получившие комплект документации об аукционе на официальном интернет-сайте аукциона и не направившие заявления на получение документации об аукционе, должны самостоятельно контролировать появление в печатном издании и на интернет-сайте аукциона изменений в извещение о проведении аукциона и разъяснений и изменений аукционной документации[6].
Организатор торгов не несет обязательств или ответственности в случае, если претендент не ознакомился с изменениями, внесенными в извещение о проведении аукциона и аукционную документацию.
Отказ от проведения аукциона. Организатор торгов, официально опубликовавший в печатном издании и разместивший на интернет-сайте аукциона извещение о проведении аукциона, вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за 3 (три) дня до даты проведения аукциона.
Извещение об отказе от проведения аукциона со ссылкой на номер публикации извещения о проведении аукциона публикуется в том же печатном издании, в котором было опубликовано извещение о проведении аукциона, а также размещается на интернет-сайте аукциона.
Организатор аукциона уведомляет претендентов об отказе от проведения аукциона немедленно.
Тендерная документация представляет собой комплект документов, подготавливаемый по поручению заказчика или организатора торгов и распространяемый за определенную тендерным комитетом плату. Она, как правило, включает в себя следующие разделы:
· приглашение к участию в торгах;
· общие сведения об объеме и предмете торгов;
· техническую часть (проектную документацию) и коммерческую часть тендерной документации;
· инструкции оферентам;
· форму заявки претендента на участие в торгах;
· условия и порядок проведения торгов;
· проект договора.
Тендерная документация должна составляться таким образом, чтобы все участники одинаково понимали содержащуюся в ней информацию. Для разработки тендерной документации могут быть привлечены инженерно-консультационная или проектная организация.
Конкретный состав, порядок и форма представления информации, а также другие условия подготовки тендерной документации могут уточняться тендерным комитетом.
Тендерные комитеты принимают решения на закрытых заседаниях в присутствии не менее двух третей состава открытым голосованием и простым большинством голосов. Если голоса разделились поровну, голос председателя является решающим. Решения оформляют протоколом, который подписывают все участники голосования.
В ряде случаев организатор торгов или тендерный комитет объявляет предварительную квалификацию, назначение которой состоит в выявлении квалификации участников. При этом в качестве претендента рассматривают организацию, фирму или консорциум, от чьего имени подана заявка.
Сообщение о проведении предварительной квалификации участников должно помещаться в объявлении о торгах и содержать следующие сведения:
· наименование и адрес объекта торгов, его общее описание, главные параметры работ и услуг;
· сроки прохождения предварительной квалификации, выкупа тендерных документов, представления оферт, начала и окончания работ;
· краткое изложение кредитно-финансовых и других условий договора;
· указания системы стандартов, измерений, официального языка;
· краткое описание строительной площадки, местных ресурсов, природных условий и др[7].
В случае необходимости при тендерном комитете создают специальную предквалификационную комиссию, председателя которой утверждает заказчик.
Процедура предварительной квалификации состоит из ряда этапов, в числе которых: подготовка и распространение тендерным комитетом приглашений к участию в предварительной квалификации; сбор и обработка оформленных опросников, отзывов; оценка полученных документов по формальным признакам и вынесение решения о результатах предварительной квалификации.
Опросник призван выявить следующую информацию о претенденте: полное наименование, адрес, номера телефона, телефакса, телекса; дату, место и орган регистрации; банковские реквизиты; организационно-правовую форму; профилирующее направление деятельности; сведения о платежеспособности предприятия. Претендент должен приложить к нему заверенные копии регистрационных и уставных документов, лицензии на определенные виды деятельности.
Тендерный комитет вправе привлекать к подготовке документов для предварительной квалификации и их оценке инженерно-консультационные организации, экспертов (в том числе физических лиц).
Надо отметить, что в разных странах порядок и условия проведения торгов в основном аналогичны. Различия связаны с определенными традициями, которые регламентируются специальными нормативными актами.
Подготовка заявки к участию в аукционе
Требования к документам, входящим в состав аукционной заявки
Аукционная заявка представляет собой полный комплект документов, предоставляемых участником размещения заказа для участия в аукционе.
Аукционная заявка должна включать в себя следующее:
Обязательные документы и сведения:
а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) доверенность, заверенную должным образом, или иной документ, свидетельствующий о том, что лицо, подписывающее аукционную заявку, имеет полномочия подписать аукционную заявку и иные документы, и что аукционная заявка в этом случае имеет обязательную силу для участника размещения заказа;
В случае если заявка подписывается первым лицом компании, вместо доверенности предоставляется нотариально заверенная копия решения органа управления компании и (или) собственника о назначении первого лица.
в) выписку или нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписку или нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица);
г) иностранные участники размещения заказа предоставляют оригинал или нотариально заверенный аналог выписки из Единого государственного реестра юридических лиц либо выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а в случае их отсутствия - нотариально заверенные копии документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства; копии устава или копии учредительных и иных документов о создании иностранного лица; свидетельство об акционерах (участниках) или выписку из реестра акционеров; документ о назначении руководителя; рекомендательное письмо банка, обслуживающего иностранное лицо, содержащее информацию о его финансовой репутации.
К указанным документам прилагается их надлежащим образом заверенный перевод на русский язык;
д) о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям законодательства Российской Федерации, если законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товаром, работам, услугам;
е) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Другие документы, если указаны в Информационной карте аукциона, в том числе:
а) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, подготовленные в соответствии с пунктом 3.9 настоящей аукционной документации (если распоряжением о размещении заказа предусмотрено обеспечение аукционной заявки);
б) документы, подтверждающие обладание участником размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности (если в связи с исполнением государственного контракта Заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности).
Отсутствие или неполное представление документов, указанных в пунктах 3.2.1, 3.2.2. настоящей аукционной документации, ведет к отказу в допуске участника размещения заказа, представившего данную заявку, к участию в аукционе.
Дополнительные документы и сведения:
а)документ (в свободной форме), свидетельствующий о непроведении ликвидации участника размещения заказа - юридического лица;
б)документ (в свободной форме), свидетельствующий о непроведении в отношении участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя процедуры банкротства;
в)документ (в свободной форме), свидетельствующий о неприостановлении деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в аукционе;
г)документ (в свободной форме), свидетельствующий об отсутствии у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний;
д) иные документы, предоставляемые участником размещения заказа по своему усмотрению.
Непредставление документов, указанных в пункте 3.2.3. настоящей аукционной документации, не является основанием для отказа в допуске участника размещения заказа к участию в аукционе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Торги — одна из форм внешнеэкономической деятельности, при которой покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар с определенными технико-экономическими характеристиками. По результатам этого конкурса подписывается контракт с тем продавцом, который предложил товар на более выгодных для покупателя условиях.
Торги являются распространенным способом размещения заказов на сооружение промышленных и других объектов, поставку машин и оборудования, выполнение научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ. Торги применяются также для выбора иностранных партнеров при создании совместных предприятий.
Наиболее часто торги как метод закупок применяются развивающимися странами, где существует высокая степень вмешательства государства в сферу внешней торговли. Широко применяют такие формы государственных закупок товаров и размещения подрядов на выполнение общественных работ Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Иран, Ирак, Индонезия, Иордания, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Малайзия и другие страны. Во многих промышленно развитых странах существует законодательство, которое разрешает организациям с участием государственного капитала размещать заказы на приобретение товаров, услуг или сооружения объектов только через торги.
Например, в США конкурсному размещению заказов государственных учреждений подлежат все сделки на сумму свыше 25 тыс. долл. В странах Европейского сообщества к 1992 г. планировалось все заказы на строительные работы в государственном секторе размещать на конкурсной основе, через торги.
Организаторами торгов часто выступают государственные учреждения, муниципалитеты и т.п., иногда — крупные частные фирмы.
Применение торгов как метода размещения заказов на импорт товаров и услуг позволяет покупателю осуществить закупки более эффективным по сравнению с традиционным способом, получив экономию средств, времени при соблюдении гарантий качества, выгодных условий поставки и других условий сделки. Это достигается благодаря тому, что организаторы торгов используют конкуренцию между участвующими в торгах фирмами и/или консорциумами — временными союзами хозяйственно независимых фирм, объединяющихся для участия в конкурсе. Форма торгов предпочтительна еще и потому, что позволяет привлечь наиболее крупные и солидные в финансовом отношении фирмы. Дело в том, что для участия в торгах часто необходимо внесение залога в сумме 1—3% (иногда больше) стоимости предполагаемой сделки (залог "серьезности предложения"). Если сумма контрактов, заключаемых по результатам торгов, значительна, то слабым в финансовом отношении фирмам участие затруднительно. Это уменьшает риск невыполнения поставщиком или подрядчиком в будущем взятых на себя обязательств.
Покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерный комитет, который осуществляет всю организационную работу по проведению торгов. В состав тендерного комитета входят представители организации-покупателя, а также технические и коммерческие эксперты. Председателями тендерных комитетов обычно назначаются руководители организации, производящей закупки или размещение заказов.
В открытых торгах могут участвовать все желающие фирмы и организации. В закрытых торгах могут участвовать только те фирмы и организации, которые получили приглашение на участие. При проведении закрытых торгов их организаторы сами определяют круг возможных участников, руководствуясь при этом выработанными ими самими критериями отбора участников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абчук В.А. Коммерция: Учебник. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2013. 475 с.
2. Андреева Л.В. Продажа товаров: Руководство по подготовке и заключению договоров. М.: ИНФРА-М, 2011. 176 с.
3. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Стровский. Москва, 2011. 318 стр.
4. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник. М.: ИКЦ "Маркетинг", 2012. 596 с.
5. Ковторев С. Тендерные торги и использование ресурсов городского развития//Бизнес Информ.-2010.-№1-2.-с.91-95.
6. Международные инвестиции и международные закупки: Есипов В.Е. Санкт-Петербург, 2011. 312 с.
7. Международные торги: Недужий А.В... Москва, 2011. 238 с.
8. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник. М.: ИКЦ "Маркетинг", 2013. 580 с.
9. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2013. 248 с.
10. http://goszakaz.bashkortostan.ru/public.purchase/finished.asp?bddtname=puradd – Официальный сайт для размещения информации о размещении заказов.
Размещено на Allbest.ru
[1] Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник. М.: ИКЦ "Маркетинг", 2009. С.145.
[2] Международные инвестиции и международные закупки: Есипов В.Е. Санкт-Петербург, 2008. С.67.
[3] Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. С.137.
[4] Международные торги: Недужий А.В... Москва, 2007. С.84.
[5] Международные инвестиции и международные закупки: Есипов В.Е. Санкт-Петербург, 2008. С.214.
[6] Ковторев С. Тендерные торги и использование ресурсов городского развития//Бизнес Информ.-2009.-№1-2.-с.92.
[7] Ковторев С. Тендерные торги и использование ресурсов городского развития//Бизнес Информ.-2009.-№1-2.-с.94.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Ценообразование во внешней торговле»
на тему: «Формирование цен на аукционах»
Выполнил: Мичурин А.А.,
Студент 4 курса 411 группа
заочной формы обучения
факультета таможенного дела
Проверил: __________________________
(инициалы, фамилия преподавателя)
___________________________________
(уч.степень, уч.звание)
Оценка ____________________________
Подпись___________________________
«____» ______________________ 20_____ г.
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Особенности проведения открытых аукционов
2.1 Требования к участникам размещения заказа
2.2 Аукционная документация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Порядок и условия проведения торгов во многих странах в основном аналогичны. Однако имеются и некоторые особенности, вытекающие из законоположений о торгах или связанные с определенными традициями и обычаями. В ряде стран порядок и условия проведения торгов регламентируются специальными законами, декретами или циркулярами. Торги проводятся, как правило, по местонахождению объявивших их организаций, но могут проводиться их организаторами и в других странах. В проведении торгов можно выделить несколько этапов: представление предложений участниками торгов; выбор поставщика; подписание контракта. В подготовку торгов входит разработка технических и коммерческих условий торгов, именуемых тендерной документацией, и ознакомление с ней потенциальных участников торгов-оферентов[1].
Следует иметь в виду, что термин "тендер " в международной коммерческой практике употребляется в различных значениях-
- как извещение о предстоящих торгах, как приглашение ряда известных фирм располагающих необходимой технической и финансовой базой для участия в торгах. кик специальное приглашение одной или несколькими отобранными - заранее фирмами для участия в ограниченных (закрытых) торгах;
- как комплект тендерной документации, отражающей требования тендерного законодательства страны-импортера.
- как проформа предложения, составленная организатором торгов, входящая в состав тендерной документации Проформа тендера - это формуляр, подлежащий заполнению и подписанию оферентом, когда он согласен взять на себя все обязательства по выполнению работы в соответствии с общими и специальными условиями тендерной документации или проформы тендера.
-как предложение (оферта) фирмыили организации (оференте), желающих принять участие в торгах;
-как скрытая процедура (без приглашения участников торгов), в результате которой определяется контрагент, с которым заключается контракт (обычно на технически сложное, уникальное новое оборудование, крупные промышленные объекты).
Тендер включает в себя соответствующие документы путем ссылки на них и, следовательно, условия договора, и технические детали становятся частью тендера.
Следует иметь в виду, что хотя расчет цены (стоимости) заказа делает заказчик, оферент может предоставить свой расчет и определить цену своего предложения, а также указать размер скидки(или надбавки) к цене, расчет которой был сделан заказчиком.
Особенности проведения открытых аукционов
Управление проведением аукциона осуществляется аукционным комитетом. В его состав включаются председатель (директор аукциона), коммерсант, юрисконсульт, эксперт, аукционист, бухгалтер.
Для приема товаров на аукцион продавцы должны оформить так называемое предложение по выдвижению товара на аукцион. В предложении указывается наименование товара, его краткое описание, характеристика свойств и качества, количество экземпляров, а также сведения о владельце[2].
Товары (имущество), продаваемые на аукционе, подлежат экспертной оценке с привлечением необходимых специалистов, которая завершается установлением стартовой цены. В некоторых случаях продавец и работники аукционного комитета могут договариваться о "резервной" цене, ниже которой товар не может быть продан. Все условия аукционной продажи товара фиксируются в аукционном соглашении, подписываемом заинтересованными сторонами.
Принятые от продавцов товары сортируются по лотам (стандартная партия или единица товара) и от каждой партии отбирается образец. Каждому лоту присваивают номер, по которому он будет продаваться с аукциона. По завершении сортировки составляется аукционная ведомость, выпускается каталог с указанием номеров лотов, который рассылается возможным покупателям с приложением правил аукционного торга.
Обязательное условие организации аукциона – заблаговременное предоставление потенциальным покупателям возможности ознакомиться с товарами. Все товары, заявленные для продажи и внесенные в аукционную ведомость, должны быть предварительно выставлены для осмотра, так как после продажи товара на аукционе никакие претензии к качеству не принимаются (кроме скрытых дефектов)[3].
Аукционы заблаговременно оповещают продавцов (поставщиков) о сроках проведения торга. Для этого до начала аукциона, как правило, за 1,5 – 2 месяца, в прессе помещаются рекламные объявления.
Эффективным средством информирования служат красочно оформленные рекламные щиты и транспаранты. Наряду с этим может применяться радио- и телевизионная реклама, рассылка возможным покупателям рекламных брошюр-проспектов, рекламных листков и т.д.
Торги начинаются в заранее определенный день и час и проводятся в основном в специальном аукционном зале.
При гласном способе аукционист объявляет номер очередного лота, называет начальную цену и спрашивает: "Кто больше?" Если очередного повышения цены не предлагается, аукционист после троекратного вопроса "Кто больше?" ударяет молотком, подтверждая, что данный лот продан последнему назвавшему наивысшую цену.
Покупатель, желающий приобрести товар, поднимает сигнальную табличку, лицевая сторона которой обращена к аукционисту, и объявляет цену, превышающую стартовую. Аукционист повторяет каждую предложенную покупателями цену и называет место, откуда поступила цена.
В тех случаях, когда из-за отсутствия интереса к данному лоту или по причине сговора покупателей не удается достичь намеченного уровня продажной цены, аукционист имеет право без объяснений снять лот с торга и выставить его позже снова.
После окончания торгов по данному лоту покупатель оформляет аукционную сделку. Для оплаты купленного на аукционе товара бухгалтер выписывает товарный чек в двух экземплярах, в котором указывает наименование товара, номер информационной карты, номер лота, окончательную аукционную цену, сведения о покупателе, дату продажи. На основании оплаченного товарного чека бухгалтер регистрирует продажу товаров в аукционной ведомости для последующего распределения аукционной выручки (разницы между стартовой и продажной ценами) между владельцем товара и организаторами аукциона.
Порядок распределения аукционной выручки предусматривается в аукционном соглашении.
В некоторых европейских странах применяются автоматизированные способы проведения торгов.
Изменения цены в сторону повышения или понижения фиксируются покупателями с помощью электрических кнопок, подсоединенных к циферблатам, на которых отражается цена. Лот покупает тот, кто первый нажмет электрическую кнопку, останавливающую стрелку циферблата. Покупатель определяется по заблокированной горящей лампочке. Автоматизированные системы проведения аукциона позволяют существенно ускорить процесс проведения торгов.
2. Формирование цен на биржах, торгах и аукционах |
Биржа действует на основе важнейших рыночных механизмов: конкуренция, спрос, предложение, ценообразование. По масштабу деятельности различают региональные, национальные, международные биржи, в зависимости об объектов биржевой торговли — товарные, фондовые и валютные биржи. В свою очередь, каждая из них может быть специализированной или универсальной. Характер биржевых сделок позволяет различать биржи реального товара, фьючерсные биржи и биржи опционов. Товарная биржа — классический институт рыночной экономики, формирующий оптовый рынок товаров путем организации и регулирования. Посредством механизма ценообразования биржа снабжает хозяйствующих агентов информацией об изменениях на рынке, о возникновении новых условий обмена, появлении новых товаров. Биржевая торговля осуществляется в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте, в определенное время, по установленным правилам. В ходе биржевых торгов участниками биржевой торговли заключается договор (соглашение) в отношении биржевого товара, т.е. имеет место биржевая сделка. Торговля на товарных биржах ведется определенным количеством стандартного товара, который должен отвечать особым требованиям: • по качеству — быть однородным; • по количеству — определенным по числу, размеру и весу; • может быть заменен другим товаром из той же партии. После того как товар допущен к торговле, нужно определить, как складываются цены на него. Для этого существует биржевой бюллетень, где эти цены публикуются. Необходимым условием для биржевого товара является свободное ценообразование. Цена на товар должна устанавливаться в зависимости от конъюнктуры рынка, а также иных факторов (социальных, экономических, политических, форс-мажорных). Сделка может заключаться: • по текущей цене биржевого дня; • по заданной цене; • по лимитной цене (в оговоренном пределе колебания цен от И до); • по цене на определенную дату (в первый, второй, последний день торга); • по справочной цене, зафиксированной на момент открытия или закрытия биржи. Биржевые сделки на товарной бирже можно подразделить на две группы: сделки с реальным товаром и сделки без реального товара. Простейшим видом сделки с реальным товаром считается сделка с немедленной поставкой — это физический переход товара от продавца к покупателю, оговоренный в договоре купли-продажи. Концентрируя спрос и предложение, товарные биржи выявляют реальные рыночные цены на товар. Достигается это путем котировки цен: на каждой бирже регистрируются сложившиеся в течение биржевого дня средние цены, служащие для предпринимателя ориентиром при заключении сделок как на бирже, так и за ее пределами. Виды котировок цен: • указание пределов диапазона цен первой и последней сделки дня с указанием промежуточных переломов в динамике цен в течение дня; • комбинированное сочетание максимальной и минимальной цены сделок с ценами начала и конца биржевого дня; • отражение максимальных и минимальных цен и выделение типичной цены сделки. Исходной информацией о котировке цен служат сведения о контрагентах сделки и ценах, по которым они хотели бы продать либо приобрести данный товар, объем партии, цена сделки, условия ее заключения и условия на бирже, при которых были заключены сделки. Важнейшая характеристика цен — конъюнктура рынка, определение которой основывается на: • соотношении спроса и предложения на товары; • количестве совершенных сделок; • динамике цен на товар в течение данного периода биржевых торгов. На основании этих факторов определяется состояние рынка по каждому виду товара или группе товаров. Так, падение цен на рынке может быть вызвано удешевлением товаров на мировом рынке, сокращением платежеспособного спроса внутри страны, административным сдерживанием цен монополистов, затовариванием складов биржи, вследствие роста производств и увеличением товарной массы. Фьючерсные сделки — сделки без реального товара, взаимная передача прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара. Объектом сделок становится право купить или продать некоторое число ф< Наши рекомендации
|