Теории международной торговли: - теория абсолютных преимуществ; -теория сравнительных преимуществ - теория конкурентных преимуществ.€

Теория соот-ия факторов произв-ва-теория Хекшера-Олина обращает вним-е на различ-ю наделенность стран факторами произ-ва (трудом и кап-ом,т.к.Хекшер и Олин сосред-сь только на 2факторах). Обилие, избыток одних факторов в стране делает их деш-ми по срав-ю с др, скудными факторами. Согласно теории Хекшера-Олина страна эксп-ет те тов-ы, выпуск кот-х базируется на избыт-х для нее факторах произв-ва, и имп-ет товары, для выпуска кот-х она хуже наделена факторами произв-ва.Парадокс Леонтьева, исследуя внешнюю торговлю США в 1947, 1951 и 1967 гг., указал, что эта страна со срав-но дешевым кап-м и дорогой рабоч.силой уча-ет в м/н торговле не в соотв-ии с теор. Хекшера—Олина: более капиталоемким оказался не экспорт, а импорт. парадокс Леонтьева объясняли по-разному: высококвалиф-ая амер-ая рабоч.сила требует для своей подг-ки больших затрат кап-ла (т.е. амер-й кап-л больше вклад-ся в челов-е рес-сы, чем в производ-ые мощности); на произв-во амер-их эксп-х тов-в затрач-ся в больших объемах имп-ое минеральное сырье, куда были вложены огромные фин-е сре-ва.парадокс Леонтьева явл-ся предуп-ем от прямолинейного исполь-ия теории Хекшера-ОлинаТеорема Рыбчинского Для того чтобы цены на товары оставались пост-ми, неизм-ми д.б. цены на факторы произ-ва. Цены на факторы произ-ва могут оставаться пост-ми, когда отношение факторов, испол-ых в 2отраслях, остается пост-ым.роста одного фактора-увелич-и произ-ва в той отрасли, в кот-й интенсивно примен-ся этот фактор, и сокращении произ-ва в др. отрасли, что приведет к высвобождению фиксир-го фактора, кот-й станет доступен для исп-ия вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.голла́ндская боле́знь (эффект Гронингена)открытием в конце50-х-60-х г. XX века месторождений прир-го газа в принад-ей Нидерландам части Северного моря.Последов-ий за этим рост экс-та прир-го газа повлёк за собой сущ-ое удорожание нац-ой валюты, что негативно сказалось на др. экспортно-ориентированных отр-х. «голландская болезнь»-рост реал-го обменного курса за счёт увел-я объёмов экс-та одних отра-й, что оказ-т негат-е возд-е на др. отрасли и на эк-ку в целом.голландская болезнь — это когда произв-ые рес-сы перетекают из промыш-ти в сырьевой сектор, а также сектор услуг.Приток кап-ла в страну увел-ет потреб-ий спрос, однако испытывающая давление голландской болезни пром-сть не успевает за ростом дох-в, что усил-ет инф-ю.Теории неотехнол-го направ-я связаны с проц-м радикальной перестройки сисмы м\н разделения труда и м\н торг-ли на основе разв-я последствий науч-технич. революции. теория эффекта масштаба (теория международной торговли на основе монопол-ой конк-ии) (Пола Кругмана) объяс-т, почему сущ-ет торг-ля м\у странами, кот-е один-во наделены фак-ми произ-ва. По мере возр-ия масш-ов произв-ва, кот-е обычно идет в рамках монопол-ой конкур-ии, изд-ки произ-ва каждой ед-цы прод-ии сниж-ся. Теория технол-го разрыва,Если в той или иной отрасли нач-т прим-ся технол-ие новшества, то тем самым страна получает сравн-ые преим-ва. Произ-дя товар с мен-ми издер-ми, она может получить на мир-м рынке доп-ю прибыль. Поэтому эксп-ры заинт-ны в увел-и произ-ва данного то-ра и его реал-и на мир-м рынке.технол-ие новш-ва не м.б узурпированы той или иной страной: пост-но они стан-ся достоянием и др.стран. В рез-те ранее образов-ся технологич-ий разрыв оказ-ся преод-м, а первонач-е преим-ва утрач-ми. Теория жиз-го цикла прод-та(Р.Верноном) новый продукт проходит своеоб-й «жизненный» цикл. в жизни нового прод-та набл-ся фазы внедрения, быстрого роста (расширения), зрелости и старения.Теория абсол-х преим-в(Адам Смит)-стране целесооб-но имп-ть те тов-ы, по кот-м у нее изд-и произ-ва выше, чем у заруб-х стран, и экспор-ть те тов-ы, по кот-м у нее изд-и произ-а ниже, чем за рубежом, т.е. им-ся абсол-е преим-ва.наиболее сильная сторона теории абс-х преим-в-демонстр-ия преим-ва м\н торговли для всех ее участ-в,слабая сторона- она не оставляет в м\н торговле места тем странам, у кот-х все тов-ы произв-ся без абсол-х преим-в перед др.странами.Теория конкурентных преимуществ (Майкла Портера) на основании анализа более 100 отраслей и подотраслей из 10 стран приходит к выводу, что м\н конк-е преим-ва действ-х в этих отр-х и подотр-х нац-х фирм зависят от того, в какой макросреде осущ-ся их деят-ть в собств-й стране. Макросреда опре-ся не только фак-ми произ-ва, но и хар-м спроса на внут-м рынке,развитостью родст-х и смежных отр-й, уровнем менед-та и конк-ии в стране,экон-ой пол-й правит-ва и даже случ-ми событ-ми (войной, неожид-ми изобр-ми и т.д.). Сочетание этих 6 глав-х парам-в опред-т конкур-е преим-ва фирм, подотраслей и стран на мир-м рынке. Соврем-е тенд-ии изме-я конкурентосп-ти1)обостр-сь конкур-я борьба на мир-х рынках в связи с ростом знач-я внешнеэкон-х связей для эк-ки капиталис-х стран, увел-м числа участ-в мир-о обмена, усил-м соперн-ва м\у США, странами Запа.Европы и Японией, разв-м хоз-ва и эксп-х возмож-й освобод-ся гос-в, а также затяжными спадами в эк-ке стран разв-го капитализма.2)ускор-сь измен-е изд-к произ-ва под влиян-м инфл-и, колеб-й курсов валют, сдвигов впропорциях цен , освое-я новых площадей и рес-в. Опред-е общего ур-я и общих тенд-й конкурентосп-ти отд-х стран, так же как и конкурентосп-ти по товар-м групп-м и тов-м, важно для устан-я рацион-х направ-й м\н специал-и, выбора наиболее выгод-х торг-х парт-в по эксп-ту и им-ту .Критер-ми м.б: доход на душу нас-я, ур-нь инфл-и, внешнеторг-ый баланс, темпы роста эк-ки, эффек-ть пром-го произ-ва (выпуск прод-ии на ед. затрат), масштабы внедрения нововведений, роль гос-ва. Прин-ся во вним-е прир-е ископ-е, разв-е инфрастр-ры, ср-ва коммуникации и ряд др. факторов.





Наши рекомендации