Формирование ассортимента и обеспечение его устойчивости

Формирование ассортимента товаров в магазине – это подбор, комплектование различных видов товаров и их разновидностей по какому-либо признаку.

Основная цель формирования ассортимента – максимальное удовлетворение спроса потребителей.

Важнейшими принципами формирования ассортимента являются: соблюдение установленного ассортиментного профиля магазина, соответствие ассортимента характеру спроса, обеспечение широты, глубины и устойчивости ассортимента.

Широта, глубина и устойчивость ассортимента зависят от размера торговой площади, района обслуживания.

Широта ассортимента – это число товарных групп и подгрупп.

Глубина ассортимента – количество наименований товаров, сортов внутри каждой группы.

Необходимость постоянного удовлетворения покупательского спроса требует соблюдения полноты, широты и устойчивости ассортимента. Устойчивости ассортимента способствует утверждение для каждого магазина ассортиментного перечня, разрабатываемого на основе изучения спроса и конъюнктуры рынка с учетом ассортиментного профиля.

Процесс формирования ассортимента делится на три этапа.

На первом этапе разрабатывается групповой ассортимент, т.е. устанавливается ассортиментный профиль с учетом принципов размещения розничной торговой сети.

Второй этап предусматривает установление количественного соотношения товарных групп в магазине.

На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей внутри каждой товарной группы.

В условиях рыночных отношений работа в магазине по формированию товарного ассортимента значительно усложняется. Ее эффективность во многом зависит от информации о спросе потребителей, магазинов, поступления товаров, ценах и др.

ПРИЕМКА ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ

Приемка по количеству – это сопоставление данных сопроводительных документов (счетов-фактур, спецификаций, упаковочных ярлыков и др.) с фактическим наличием товаров. Если сопроводительные документы отсутствуют, товары принимаются по фактическому наличию на основе составленного акта, в котором указывают, какие документы отсутствуют.

Если в момент получения товар нельзя перевесить без тары, его принимают по весу брутто, а после продажи проверяют вес тары. Если обнаружится расхождение между фактическим весом тары и трафаретными данными, оформляется акт. Он должен быть составлен не позднее 10 дней после освобождения тары, а из-под влажных товаров – сразу же после освобождения тары.

Если в ходе приемки обнаружилась недостача, дальнейшая приемка приостанавливается, поступившая партия хранится отдельно от других товаров в магазине при обеспечении полной сохранности. Оформляется акт за подписями лиц, принимавших участие в приемке. Магазин обязан немедленно (по скоропортящимся товарам) послать поставщику вызов-уведомление, по другим товарам – не позднее 24 ч. В уведомлении указывается наименование продукции, номер счета-фактуры, характер недостачи и количество, состояние пломб.

Одногородний поставщик по скоропортящимся товарам должен явиться в течение 4 часов после получения вызова, по другим товарам – не позднее, чем в трехдневный срок, не считая времени на дорогу, если иное не предусмотрено договором поставки.

Представители поставщика должны иметь при себе удостоверение на право участия в приемке товара в данном магазине.

При неявке представителя поставщика создается комиссия с участием представителя общественности. С согласия поставщика приемка товара может быть проведена магазином в одностороннем порядке. На выявленную недостачу составляется акт.

Если в ходе приемки выявились излишки, это также отражается в акте.

Акт подписывают лица, участвовавшие в приемке. Несогласный с содержанием акта подписывает его с изложением своей точки зрения.

К акту прилагают: копии сопроводительных документов; упаковочные ярлыки, кипные карты, пломбы; удостоверение представителя поставщика; первичный акт о приостановке приемки товара при обнаружении недостачи.

ПРИЕМКА ТОВАРОВ ПО КАЧЕСТВУ

Приемка по качеству исходит из требований стандартов, ТУ, договоров, удостоверяющих качество. При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных документов приемка приостанавливается. Дальше принимаются те же самые меры, которые проводятся при обнаружении недостачи.

Способы проверки и методы оценки качества выбираются в соответствии с нормативно-технической документацией и учетом специфических особенностей товара. Если надо отобрать пробу, составляется акт, который подписывается членами комиссии.

В день окончания приемки составляется акт, к которому прилагаются все необходимые документы.

Специфические особенности имеет приемка товаров в таре-оборудовании. Она должна быть предусмотрена договором с указанием нормы отгрузки, ассортимента в одной таре-оборудовании.

Загрузка тары-оборудования должна производиться до полной вместимости, но не выше грузоподъемности и иметь схемы выкладки товаров в этой таре. В каждой единице тары-оборудования должна быть спецификация или упаковочный ярлык, в котором указываются наименование товара, вес, дата, смена и номер упаковщика.

При приемке тары-оборудования надо проверить соответствие количество единиц тары-оборудования данным сопроводительных документов, целостность самой тары, чехлов, пломб, соответствие оттисков на пломбах контрольным оттискам.

Приемка товаров производится не позднее 1 часа с момента выгрузки автомобиля. Если обнаружились несоответствия по качеству, в течение часа об этом надо оповестить поставщика.

Если между получателем и поставщиком возникают разногласия по качеству, проверка качества проводится в присутствии эксперта с порядком и сроками, предусмотренными договором.

Наши рекомендации