Организационно-правовые формы предприятий торговли. хозяйственные товарищества и общества

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА И ОБЩЕСТВА

Хозяйственное товарищество – это объединение нескольких лиц на основе соглашения между ними для осуществления предпринимательской деятельности.

Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товарищества или товарищества на вере. Участниками полного товарищества и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Вкладчиками в товариществе на вере могут быть граждане и юридические лица.

Хозяйственными обществами являются организации, создаваемые одним или несколькими лицами на основе передаваемого ими в собственность общества имущества (имущественных прав) для осуществления предпринимательской деятельности.

Хозяйственные общества создаются в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, закрытого акционерного общества и открытого акционерного общества. Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юридические лица.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ, УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан для совместной хозяйственной деятельности на основе личного трудового участия и объединения его членами имущественных взносов (паев). Производственный кооператив является коммерческой организацией.

Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размере и порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

Гражданским кодексом РФ предусмотрена возможность участия в производственных кооперативах лиц, вносящих лишь имущественный вклад, но не привлекающихся к личному трудовому участию в его деятельности. Однако в уставах кооперативов должно быть установлено ограничение на такое участие по количеству паев и голосов, имеющихся у этих «финансовых участников».

Структура управления производственным кооперативом построена с учетом принципа кооперативной демократии и преследует цель обеспечения участия в управлении делами кооператива всех его членов.

В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные коммерческие организации. Имущество их находится либо в государственной, либо в муниципальной собственности, является неделимым и принадлежит предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Руководство предприятием, как правило, осуществляется на основе единоначалия, его руководитель назначается и освобождается собственником, но, зачастую, по согласованию с трудовым коллективом.

Организации, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли, либо не имеющие целью распределение ее между участниками, являются некоммерческими и могут создаваться в форме потребительских кооперативов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

ВИДЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Розничная торговая сеть представляет собой совокуп­ность большого числа розничных торговых предприятий, осуществляющих куплю-продажу товаров и оказание ус­луг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования. Основными являются следующие виды торговой сети: стационарная, нестационарная (передвижная), посылочная.

К стационарной торговой сети относятся торговые предприятия, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строе­ниях (магазины, магазины-склады, павильоны, киоски). Магазин — специально оборудованное стационар­ное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Магазины распола­гают комплексом торговых и неторговых помещений, не­обходимых для осуществления различных торгово-технологических операций. Это позволяет применять в них сред­ства механизации трудоемких операций, создает благо­приятные условия труда торговых работников, способству­ет повышению качества торгового обслуживания покупателей, предоставлению им дополнительных услуг. Поэто­му желательно, чтобы в общей численности предприятий розничной торговли преобладали именно магазины. Магазины-склады осуществляют торговлю лес­ными, строительными и другими материалами, санитарно-техническим и отопительным оборудованием, комплекта­ми деревянных деталей для жилых и садовых домов, топ­ливом и др. В зависимости от вида реализуемых товаров в состав таких магазинов входят: торговый зал и админист­ративные помещения, зал товарных образцов, складские помещения (отапливаемые и неотапливаемые), навесы, площадки для хранения товаров.

В настоящее время к магазинам-складам относят и предприятия розничной торговли, реализующие продо­вольственные или непродовольственные товары методом самообслуживания преимущественно из транспортной та­ры (ящиков, контейнеров и др.) населению, а также пред­приятиям или индивидуальным предпринимателям для последующей перепродажи, использования в мелком про­изводстве или оказания услуг населению.

Павильоны и киоски относятся к мелкорозничной тор­говой сети. Павильон представляет собой оборудованное стро­ение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько ра­бочих мест. Киоск — оснащенное торговым оборудованием строе­ние без торгового зала. Киоск рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого размещается товар­ный запас.

Нестационарная торговая сеть функционирует на принципах разносной и развозной торговли. Она относит­ся к мелкорозничной торговой сети и представлена па­латками, автомагазинами, автоприцепами, автоцистер­нами и т. п. Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торго­вого зала и помещений для хранения товаров, рассчитан­ная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

Специальные средства, приспособленные для торговли вразвоз (автомагазины, автоприцепы, автоцистерны) или вразнос (лотки, корзины, тележки), применяются в основ­ном для обслуживания жителей населенных пунктов, в ко­торых отсутствуют магазины (например, в связи с нецелесообразностью их строительства из-за небольшой числен­ности населения). В последние годы средства передвижной торговли стали использовать и в крупных городах в местах большого ско­пления людей.

Посылочная торговля осуществляется специализиро­ванными организациями, в том числе и некоторыми мага­зинами, путем пересылки по почте товаров, выбираемых и заказываемых покупателями по образцам, каталогам и т. п. Оплата таких товаров производится либо предвари­тельно, либо во время их получения покупателем.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДАНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ МАГАЗИНОВ, ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕТМЫЕ К ЗДАНИЯМ

Торговые здания и сооружения классифицируют по ря­ду признаков: капитальности сооружения; особенностям объемно-планировочного решения; материалу наружных стен.

По капитальности торговые здания и сооружения де­лятся на два вида — капитальные (предназначенные для размещения магазинов) и облегченные (для уст­ройства мелкорозничных торговых предприятий, в том числе используемых в качестве филиалов крупных магазинов).

В зависимости от особенностей объемно-планиро­вочного решения торговые здания могут быть отдельно стоящими, встроенными, встроенно-пристроенными, пристроенными и образующими торговые центры. При этом здания бывают одноэтажные и многоэтажные, с цоколь­ными и подземными этажами или без них.

Более предпочтительно расположение магазинов в одно­этажных зданиях без подземных этажей: в них отсутствует необходимость устройства лестниц и применения лифтов для перемещения товаров, более удобны они и для покупателей. Однако такое размещение магазинов, особенно крупных, не всегда возможно из-за трудностей с выделением земельных участков, особенно в районах с плотной застройкой. Поэтому в городах преобладают многоэтажные магазины. Наличие подземных и цокольных этажей позволяет разместить в них технические помещения, а иногда и торговые залы. Например, в подземном этаже универмага может размещаться от­дел по продаже продовольственных товаров.

По материалу наружных стен торговые здания под­разделяют на каменные, кирпичные, шлакоблочные, желе­зобетонные и деревянные.

При строительстве магазинов в настоящее время наибо­лее часто используют сборные железобетонные каркасно-панельные конструкции с несущими наружными стенами из местных строительных материалов.

Все большее распространение получает и строительство павильонов. Их собирают из конструктивных элементов, изготовленных из профилированных стали или алюминия и других современных высокотехнологичных материалов. Для остекления павильонов применяют прозрачное, тони­рованное или зеркальное витринное стекло.

К зданиям и сооружениям для магазинов предъявляют­ся технологические, архитектурно-строительные, экономи­ческие и санитарно-технические требования.

Технологические требования предпола­гают такое устройство здания, при котором обеспечивает­ся рациональная организация торгово-технологического процесса, предусматривающая возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, применение прогрессивных методов продажи товаров.

Архитектурно-строительными требова­ниями предусматриваются прочность конструкции зда­ния, использование при строительстве готовых элементов заводского изготовления, соответствие архитектуры зда­ния композиции уже имеющейся застройки, наличие удобных подъездных путей к магазину и тротуаров для пешеходов.

В соответствии с экономическими требо­ваниями должно быть обеспечено снижение затрат на строительство и эксплуатацию здания. Этому способствует уменьшение расхода основных строительных материалов на единицу торговой площади или объема здания, приме­нение унифицированных деталей.

Санитарно-технические требования определяют устройство систем теплоснабжения, отопле­ния, вентиляции, водоснабжения, канализации, освеще­ния. Соблюдение этих требований позволяет создать усло­вия для осуществления операций торгово-технологического процесса в магазине, положительно сказывается на работе персонала, способствует повышению качества обслужива­ния покупателей.

СОСТАВ М ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОМЕЩЕНИЙ МАГАЗИНА, ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВКЕ МАГАЗИНОВ

Помещением называется пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ог­раниченное строительными конструкциями.

Помещения магазина подразделяются на: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к про­даже; подсобные; административно-бытовые; технические.

Торговые помещения являются основными в магазине. От их размеров, пропорций и планировки во многом зави­сит организация торгово-технологического процесса и экономические показатели деятельности предприятия тор­говли. К торговым помещениям относят: торговые залы магазинов; отдел заказов; зал кафетерия; помещения или площади дополнительного обслужи­вания покупателей (места отдыха покупателей, помещения для раскроя тканей, мелкой переделки швейных изделий и др.).

В состав помещений для приемки, хранения и подготов­ки товаров к продаже входят: разгрузочные; приемочные; кладовые (в том числе охлаждаемые камеры); помещения для подготовки товаров к продаже; кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела за­казов; вспомогательные помещения кафетерия.

Подсобные помещения предназначены для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслужи­ванию технологического процесса. К таким помещениям относятся: помещения для хранения контейнеров обменного фонда и тары, упаковочных и обвязочных материа­лов, торгового инвентаря, спецодежды, уборочного инвентаря и моющих средств; помещения для приема стеклянной тары от населения; моечные; камеры для мусора и охлаждаемые камеры пищевых отходов; мастерские для мелкого ремонта оборудования и ин­вентаря; рекламно-декорационные мастерские; экспедиции по доставке товаров на дом и др.

В группу административно-бытовых помещений входят: помещения аппарата управления; комната персонала; предприятия питания для персонала (столовая, буфет); помещения для приема пищи; главная касса; гардеробные; здравпункт; санитарно-бытовые помещения и др.

Технические помещения предназначены для размеще­ния технических служб и выполнения работ по техниче­скому обслуживанию рабочих мест и оборудования. Тех­нические помещения включают в себя: машинные отделения охлаждаемых камер и лифтов; вентиляционные камеры; электрощитовую; котельную; тепловой узел; камеру кондиционирования воздуха; радиоузел; телефонные коммутаторы и др.

Расположение основных групп помещений магазина (их планировка) должно быть таким, чтобы между ними обеспе­чивалась технологическая связь, способствующая перемеще­нию товаров кратчайшими путями, исключались пересече­ния движения потоков товаров и покупателей.

Кроме того, планировка магазина должна обеспечивать возможность увеличения площади торговых помещений за счет неторговых.

При осуществлении планировки помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;

помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также тор­говыми залами, особенно в том случае, когда товары поступают в таре-оборудовании;

помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной бли­зости от помещений для подготовки товаров к про­даже;

помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть непосредственно связаны с соответствующими отделами торговых залов и распо­лагаться на одном уровне с ними;

административно-бытовые помещения размещают та­ким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между ними и другими неторговыми, а также и торго­выми помещениями;

взаимное расположение административно-бытовых помещений определяется их функциями (например, должна быть обеспечена связь между помещениями для отдыха и приема пищи);

помещения, входящие в одну функциональную груп­пу, следует, по возможности, объединять (например, небольшие по площади помещения для хранения това­ров объединять в одно, в мелких магазинах выделять в помещениях для хранения товаров площадь для их подготовки к продаже).

К планировке магазинов предъявляется ряд требований: удобное для покупателей расположение входов, выходов, отделов; создание наилучших условий для перемещения товаров из помещений для их хранения и подготовки к продаже к местам размещения и выкладки; эффективное использование площади торгового зала при размещении торгового оборудования; обеспечение свободного движения потоков покупателей; рациональная организация расчетных операций.

ВИДЫ ПЛАНИРОВОК ТОРГОВОГО ЗАЛА

Рациональное использование площади магазина может быть обеспечено за счет правильного размещения и при­менения торгового оборудования. В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов про­дажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.

При продаже товаров по методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового за­ла, когда расстановка оборудования и проходы для поку­пателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных перпендикулярно линии контрольно-кассового узла. При этом часть оборудования (пристенные горки, ох­лаждаемые прилавки, тару-оборудование) устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффек­тивностью использовать его площадь.

С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков, организо­вать единый контрольно-кассовый узел магазина. Она обес­печивает хороший просмотр торгового зала. Одновременно находящиеся в зале покупатели получают возможность са­мостоятельно отобрать товары и таким образом совершить комплексную покупку, затратив на это минимум времени.

Различают три варианта линейной планировки: продольную, при которой линии торгового обо­рудования выстроены вдоль торгового зала; поперечную, когда оборудование образует ли­нии, идущие поперек торгового зала; комбинированную, сочетающую в себе и про­дольную, и поперечную планировки. Продольная линейная планировка применяется, как правило, в том случае, когда торговый зал магазина имеет небольшую (до 12 м) глубину. При большей глубине торгового зала удобнее использовать поперечную или комбини­рованную планировку.

Боксовая планировка представляет собой разбивку всей площади торгового зала на изолированные друг от друга отделы (боксы). При этом каждый отдел имеет собствен­ный контрольно-кассовый узел, что делает такую плани­ровку менее удобной для покупателей, совершающих ком­плексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции им приходится затрачивать дополнительное время.

Боксовая планировка наиболее часто применяется в крупных магазинах или магазинах, расположенных в жилых домах и имеющих вытянутые пропорции торговых залов. Оправдано ее применение и в магазинах с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров, особенно при продаже товаров, требующих примерки (обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные изделия и т. п.).

Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тка­ней, обоев, телевизоров, стиральных машин и др. Товары демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах, расположенных на специально отведенной для их показа площади. Смешанная планировка торгового зала сочетает в себе различные виды планировок.

ФОРМЫ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ

Существуют следующие формы продажи товаров: продажа товаров через прилавок обслуживания; самообслуживание; продажа товаров по образцам; продажа товаров с открытой выкладкой; продажа товаров по предварительным заказам.

При продаже товаров через прилавок обслуживания основная нагрузка ложится на продавца. От его квалификации зависит скорость и качество обслуживания населения. В обязанности продавца входит предложение и показ товаров покупателям, предоставление информации о них, консультации и помощь в выборе новых и сопутствующих товаров. Кроме того, он должен уметь быстро и хорошо выполнять такие технологические операции, как нарезка, отмеривание, взвешивание и упаковка товаров, производить расчет с покупателем. Применение в магазинах традиционной формы продажи товаров снижает качество обслуживания населения: увеличивает затраты времени на приобретение товаров, ограничивает самостоятельность покупателей в выборе товаров.

Самообслуживание занимает основное место среди современных методов продажи. С его помощью экономится время покупателей, увеличивается скорость торгового обслуживания и т.д.

Продажа товаров по образцам получила широкое распространение при реализации тканей, обоев, мебели, телевизоров, холодильников, стиральных машин и других товаров. При использовании этого метода в магазине покупатель самостоятельно или с помощью продавца-консультанта знакомится с выставленными в торговом зале образцами товаров. В случае совершения покупки покупателю передается товар, точно соответствующий образцу. Продажа товаров по образцам часто применяется в сочетании с доставкой оплаченных крупногабаритных товаров на дом покупателям.

Продажа товаров с открытой выкладкой заключается в том, что их запасы открыто выкладываются на рабочем месте продавца, на пристенном и островном оборудовании, в ячейках кассет прилавков или вывешиваются на кронштейнах. Открытой выкладкой продают галантерейные, чулочно-носочные, парфюмерно-косметические, канцелярские товары, посуду, игрушки, школьно-письменные товары и т.д.

Разновидностью продажи товаров с открытой выкладкой является торговля с открытом доступом к товарам. При этой форме продажи продавец обслуживает значительно больший участок торгового зала. Его применяют при продаже одежды, товаров культурно-бытового назначения.

По предварительным заказам осуществляется продажа и продовольственных, и непродовольственных товаров. Такая форма продажи может применяться как специализированными магазинами, так и отделами заказов магазинов общего профиля. Перечень товаров, реализуемых по заказам, должен быть вывешен в магазине.

ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ ТОВАРОВ К ПРОДАЖЕ

Одним из обязательных условий обеспечения беспере­бойного технологического процесса в магазине является на­личие достаточных запасов товаров. В магазине их разме­щают непосредственно в торговом зале (рабочий запас) и в помещениях для хранения товаров (резервный запас). При этом следят за перемещением товаров в кладовых, укладкой их на хранение, соблюдением сроков хранения отдельных товаров и режима хранения, нормальной работой холодиль­ных установок, поддержанием в помещениях чистоты.

Порядок и способы размещения и укладки товаров на хранение должны соответствовать рациональному использо­ванию помещений магазина, системе материальной ответст­венности, способствовать созданию удобств для работы.

При размещении товаров на хранение рекомендуется закреплять за каждым из них постоянное место, что упро­щает процесс учета и контроля состояния товарных запасов, обеспечивает оптимальные условия и режим хранения.

Товары, запасы которых пополняют и реализуют срав­нительно медленно, размещают в глубине помещений. Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, громоздкие, тяжелые, а на верхних полках — легкие.

Размещение товаров может быть и свободным. В этом случае на освободившихся площадях размещают товары других групп. Такой способ позволяет максимально ис­пользовать площади кладовых, но затрудняет учет из-за расположения однородных товаров в нескольких местах.

При хранении товаров необходимо строго соблюдать ус­тановленные противопожарные правила. Расстояние от то­варов, размещенных на стеллажах и в штабелях, до прибо­ров отопления должно быть 20-50 см (это расстояние должно быть увеличено, если этого требуют условия хранения това­ра), до пола — 15-30 см, до источников освещения — 50 см, до стен помещения — 70 см. Опасные в пожарном отноше­нии товары следует хранить в изолированных, специально приспособленных для этого помещениях.

Обязательно также соблюдение требований техники безопасности. В частности, при отсутствии механизмов вы­сота укладки товаров в штабеля не должна превышать 2 м.

Товары в магазине хранят в упакованном или распако­ванном виде. Способы их хранения зависят от свойств то­варов, вида складских помещений, продолжительности хранения (сезонное, краткосрочное, длительное). Различа­ют штабельный (на поддонах и подтоварниках) и стеллаж­ный способы хранения товаров.

На стеллажах размещают распакованные товары. Укла­дывают их стопками, рядами, для облегчения подсчета — десятками, сотнями маркировкой наружу. Громоздкие, тя­желовесные товары, ящики, мешки, кипы размещают штабельным, способом.

При хранении товаров применяют различные приемы ук­ладки. Их выбор зависит от свойств товара, вида упаковки.

Товары в таре (ящиках, мешках) укладывают нескольки­ми рядами в высоту, используя при этом прямой, перекре­стный и обратный способы укладки. Прямую ук­ладку применяют для товаров, упакованных в ящики одного размера, ставя их один на другой маркировкой на­ружу. При этом способе каждый верхний ряд должен сов­падать с нижним. Перекрестным способом укладывают товары в ящиках удлиненной формы, поме­щая верхние ящики поперек нижних, что обеспечивает устойчивость. Еще более устойчивой является обрат­ная укладка, применяемая при штабелировании то­варов в мешках. Нижний ряд при такой укладке образует­ся из ярусов, состоящих из трех, пяти и более мешков, а последующие ряды из сгруппированных таким же образом мешков, но уложенных в обратном порядке.

Различают сроки хранения, годности и реализации то­вара.

Срок хранения — период, в течение которого свойства товара, указанные в нормативной или техниче­ской документации, не изменяются (при соблюдении уста­новленных условий его хранения). По истечении этого сро­ка товар пригоден для потребления, однако его потре­бительские характеристики могут быть снижены.

Срок годности — устанавливаемый изготовите­лем период, по истечении которого товар считается непри­годным для использования по назначению. Устанавливая срок годности, изготовитель обязан гарантировать при соблюдении условий хранения соответствие товара требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.

Срок реализации — дата, до которой товар мо­жет предлагаться потребителю для использования по назна­чению и до которой он не теряет своих потребительских свойств. Срок реализации устанавливают с учетом некоторого разумного периода хранения товаров в домашних условиях.

Трудности в размещении товаров на хранение зачастую вызваны тем, что на ограниченной площади кладовых и тор­гового зала магазина приходится хранить товары, требующие для этого различных режимов. В частности, следует строго соблюдать температуру и относительную влажность воздуха.

Относительная влажность — отношение количества во­дяного пара, содержащегося в воздухе, к наибольшему ко­личеству пара, насыщающего воздух при данной температуре, выраженное в процентах. Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют специальными приборами – термометрами и психометрами.

В процессе хранения товаров влажность воздуха регулируют. При ее повышении помещения магазина проветривают, отапливают, используют влагопоглащающие средства, при понижении – воздух увлажняют (моют полы, разбрызгивают воду пульверизатором, применяют специальные увлажнители).

Хранение товаров в магазине производят с учетом их физико-химических свойств, соблюдения правильного то­варного соседства, исключающего возможность вредного воздействия товаров друг на друга (передача запахов, вла­ги). Учитываются сроки хранения и реализации, очеред­ность поступления и подачи товаров в торговый зал. В первую очередь продают ранее завезенные товары.

При хранении большинства непродовольственных, а также продовольственных нескоропортящихся товаров оп­тимальными считаются температура 12-18°С и относи­тельная влажность 60-70%.

Хранение многих продовольственных товаров требует создания условий, способных затормозить биохимические и микробиологические процессы в продуктах, предохра­нить их от испарения и увлажнения.

Скоропортящиеся продовольственные товары хранят при пониженных температурах в холодильных емкостях. Так, мороженое мясо хранят при температуре не выше -9°С, а мороженую рыбу — не выше -18°С. При положи­тельных температурах близких к нулю хранят колбасные изделия и копчености, сливочное масло, сыры, некоторые молочнокислые товары и др. Применение холода позволяет сохранить потребительские свойства продуктов, товарный вид, сократить товарные потери.

Одним из условий правильного хранения товаров явля­ется строгое соблюдение санитарного режима: вентиляция помещения для хранения товаров, мытье полов с примене­нием дезинфицирующих растворов, своевременное устра­нение трещин на стенах и потолках, борьба с грызунами и другими вредителями.

Особенно внимательно следует относиться к хранению в магазине сезонных товаров, нереализованных в предыду­щем сезоне или завезенных до наступления сезона, по­скольку длительное их хранение без соблюдения соответст­вующих условий приводит к ухудшению качества.

Многие из поступивших в магазин товаров не могут быть переданы в торговый зал в том же виде, в каком они завезены, то есть нуждаются в подготовке к продаже. Она включает в себя такие операции, как распаковка (освобо­ждение от внешней тары) и сортировка (группировка из­делий по размерам, фасонам, сортам, ценам). Распаковка товаров относится к операциям, производимым с боль­шинством товаров. При этом главное внимание должно быть уделено сохранности качества товаров и тары.

При подготовке товаров к продаже также производятся следующие операции:

проверка соответствия цен, сортности, указанных в сопроводительных документах и на маркировке;

облагораживание товаров (очистка от пыли, удаление смазки, устранение мелких неисправностей, утюжка, протирка верхнего слоя некоторых продовольствен­ных товаров);

фасовка, предварительная нарезка товаров, укладка их в специальную тару для подачи в торговый зал;

комплектование подарочных наборов;

оформление и прикрепление ярлыков цен.

Предварительная фасовка и подготовка товаров способ­ствуют повышению производительности труда продавца, более быстрому обслуживанию покупателей, снижению то­варных потерь.

Подготовка товаров к продаже в небольших магазинах производится продавцами, а в крупных — специальными работниками. Готовят товары к продаже в предназначен­ных для этого помещениях, используя необходимое обору­дование и инвентарь.

ПРИЕМКА ТОВАРОВ ПО КАЧЕСТВУ

Приемка по качеству исходит из требований стандартов, ТУ, договоров, удостоверяющих качество. При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных документов приемка приостанавливается. Дальше принимаются те же самые меры, которые проводятся при обнаружении недостачи.

Способы проверки и методы оценки качества выбираются в соответствии с нормативно-технической документацией и учетом специфических особенностей товара. Если надо отобрать пробу, составляется акт, который подписывается членами комиссии.

В день окончания приемки составляется акт, к которому прилагаются все необходимые документы.

Специфические особенности имеет приемка товаров в таре-оборудовании. Она должна быть предусмотрена договором с указанием нормы отгрузки, ассортимента в одной таре-оборудовании.

Загрузка тары-оборудования должна производиться до полной вместимости, но не выше грузоподъемности и иметь схемы выкладки товаров в этой таре. В каждой единице тары-оборудования должна быть спецификация или упаковочный ярлык, в котором указываются наименование товара, вес, дата, смена и номер упаковщика.

При приемке тары-оборудования надо проверить соответствие количество единиц тары-оборудования данным сопроводительных документов, целостность самой тары, чехлов, пломб, соответствие оттисков на пломбах контрольным оттискам.

Приемка товаров производится не позднее 1 часа с момента выгрузки автомобиля. Если обнаружились несоответствия по качеству, в течение часа об этом надо оповестить поставщика.

Если между получателем и поставщиком возникают разногласия по качеству, проверка качества проводится в присутствии эксперта с порядком и сроками, предусмотренными договором.

ПОДГОТОВКА К ПРОДАЖЕ ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Одновременно с приемкой хлеба и хлебобулочных изделий по количеству и качеству производится осмотр товара, отбор недобро­качественных товаров. Продукция может быть направлена для опре­деления физико-химических показателей.

Хлеб и хлебобулочные изделия сортируют по видам, сортам, офор­мляют ценники.

Хлеб и хлебобулочные изделия, поступившие в таре-оборудова­нии продают непосредственно из нее. При правильной организации продажи хлеба без упаковочного материала для покупателей подго­тавливают упаковочную бумагу (листы прямоугольной формы). В на­стоящее время в основном хлеб и хлебобулочные изделия (баранки, сушки и др.) упаковывают перед продажей в полиэтиленовые паке­ты. Для определения свежести хлеба в магазинах самообслуживания используют специальные лопаточки.

ПОДГОТОВКА К ПРОДАЖЕ БАКАЛЕЙНЫХ ТОВАРОВ

В настоящее время бакалейные товары в основном поступают рас­фасованными. При подготовке их к продаже проверяют целостность упаковки, товары в нарушенной упаковке приводят в надлежащее состояние, если это невозможно — переупаковывают и маркируют с указанием точной массы товара или ее доводят до исходной.

Пакеты с расфасованными товарами выставляют на полки шка­фов и прилавков по видам, сортам и наименованиям.

Весовой товар, кроме макаронных изделий, должен быть высы­пан в выдвижные ящики и лари с крышками. Держать крупу и соль на рабочих местах продавцов в мешках или ящиках запрещается.

Макаронные изделия продают из тары, в которой они поступили в магазин. Эту тару ставят на внутренние полки прилавка.

Бочки с растительным маслом осматривают, освобождают проб­ку, переливают или перекачивают масло с помощью насоса в бачки из которых производят продажу.

В витринах, в торговом зале должны быть выставлены образцы всех имеющихся в продаже товаров.

ПОДГОТОВКА К ПРОДАЖЕ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Все кондитерские изделия перед поступлением в торговый зал должны быть проверены по качеству, рассортированы и размещены на рабочих местах продавцов по видам и сортам.

Весовую карамель, драже, конфеты в завертке перекладывают в выдвижные ящики и кассеты прилавков и пристенных шкафов. Весо­вое печенье, вафли, мягкие конфеты, фруктово-ягодные и шоколад­ные изделия продают из тары, в которой они поступили от поставщи­ка (ящиках, коробках). Ящики обычно располагают на внутренних полках прилавков, картонные коробки и ящики малых размеров — на прилавках в фабричных лотках.

Пирожные, рулеты, кексы размещают на прилавках в фабричных лотках и на листах. Торты и пирожные с кремовой или фруктовой отделкой выставляют в охлаждаемых шкафах и витринах.

Кондитерские изделия, расфасованные в коробки, банки, пач­ки, размещают на полках шкафов, прилавках, горках. Кондитерс­кие изделия без фабричной обертки выставляют в стеклянных бочатах и банках, вазах, жестяных банках, инвентарных корзинах, блюдах. Стеклянные банки можно одновременно использовать для показа товара на прилавке.

В торговом зале на прилавках и витринах должны быть выставле­ны образцы всех имеющихся в продаже видов и сортов кондитерских изделий, снабженные четко заполненными ценниками.

ПОДГОТОВКА К ПРОДАЖЕ МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ТОВАРОВ

Молоко и молочные товары подают в торговый зал и на рабочее место продавца в ящиках, кассетах из пластмассы или полиэтиле­на, при необходимости их протирают сухим чистым полотенцем. Если в торговом зале нет холодильного оборудования, запас моло­ка и молочнокислых продуктов должен быть рассчитан на 2—3 ч, сыра — на 3—4 ч реализации.

Расфасованные сметану, творог, масло выкладывают в охлаж­даемых прилавках. Молоко, сметана, творог могут поступать во флягах. Фляги протирают, проверяют их целостность, удаляют пломбу. Молоко и сметану перемешивают мутовкой, перед продажей переливают в эмалированные или луженые бачки, творог за­чищают (верхний слой).

Монолит сливочного (коровьего) масла освобождают от тары и перекладывают монолит на лоток, предварительно снимают с него пергамент (или полиэтилен) и зачищают специальным ножом дви­жением от себя со всех сторон от шт

Наши рекомендации