Организационно-правовые формы деятельности предприятий торговли и общественного питания

Все предприятия торговли и общественного питания в зависимости от организационно-правовых форм деятельности делятся на индивидуальные, партнерские и корпоративные.

1. Индивидуальное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный за счет капитала только одного предпринимателя (или членов одной семьи). Индивидуальный предприниматель несет полную и неограниченную ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом, а в критических ситуациях оно может быть даже конфисковано.

Такие предприятия в соответствии с действующим законодательством могут быть созданы в следующих организационно-правовых формах:

¾ индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физического лица и исключительно на его труде;

¾ семейное предприятие, основанное на семейной собственности и использовании труда членов одной семьи, проживающих совместно. При этой форме деятельности торгового предприятия использование наёмного труда также не предусматривается;

¾ частное предприятие, основанное на личной собственности физического лица, но с правом найма рабочей силы.

1. Партнерское торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для осуществления совместной деятельности двумя и более предпринимателями, объединившими свой капитал.

В соответствии с действующим законодательством партнерские торговые предприятия создаются в таких организационно-правовых формах, как общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ:

а) общество с ограниченной ответственностью - представляет собой партнёрское предприятие, имеющее уставный фонд, поделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами.

Участники несут ответственность по его обязательствам только в пределах их вклада в уставный фонд.

Высшим органом управления общества с ограниченной ответственностью является собрание его участников, а текущее управление его деятельностью осуществляется на коллегиальной (дирекция) или единоначальной (директор) основе.

При этом членами исполнительного органа могут быть лица, не являющиеся участниками данного общества. Минимальный размер уставного фонда торгового предприятия, воздаваемого в форме общества с ограниченной ответственностью, регулируется государством.

б) общество с дополнительной ответственностью - представляет собой партнёрское предприятие, уставный фонд которого поделён на доли в определённых учредительными документами размерах.

Основной отличительной особенностью торговых предприятий, создаваемых в данной организационно-правовой форме, является то, что участники общества отвечают по его долгам своими взносами в уставный фонд, а при недостаточности этих сумм - дополнительно принадлежащим им имуществом в одинаковом для всех размере, кратном доле каждого участника.

Предельный размер ответственности участников предусматривается в учредительных документах. Управление обществом с дополнительной ответственностью осуществляется на тех же принципах, что и обществом с ограниченной ответственностью.

Минимальный размер уставного фонда торгового предприятия, создаваемого в форме общества с дополнительной ответственностью, государством не регулируется.

в) полное хозяйственное товарищество – представляет собой партнёрское предприятие, все участники которого занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность но обязательствам общества всем своим имуществом.

Основным учредительным документом товарищества является учредительный договор, в котором определяются размер доли каждого участника и форма их участия в деятельности товарищества. Управление деятельностью полного хозяйственного товарищества может осуществляться всеми его участниками, а также одним или несколькими из них (на основе доверенности).

г) коммандитное товарищество - представляет собой партнёрское предприятие, которое наряду с одним или более участниками, несущими ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом, включает также одного или более участников, ответственность которых ограничивается вкладом в имущество общества.

Если в коммандитном товариществе принимают участие .два и более участников с полной ответственностью, они несут .солидарную ответственность по долгам предприятия. Деятельность предприятия, созданного в форме коммандитного товарищества, регулируется на основе учредительного договора.

Управление деятельностью коммандитного товарищества осуществляется только участниками с полной ответственностью (где имеется один участник управления - осуществляется единолично). Остальные вкладчики не вправе препятствовать действиям участников с полной ответственностью по управлению торговым предприятием. Партнёрские торговые предприятия получили наибольшее распространение в современных условиях. При этом подавляющая часть партнёрских торговых предприятий создана в форме обществ с ограниченной ответственностью.

2. Корпоративное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, чаще всего созданный в форме акционерного общества.

Такое общество имеет уставный фонд, поделённый на определённое количество акций одинаковой номинальной стоимости и несёт ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества.

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров.

Исполнительным органом, осуществляющим оперативное управление, является правление акционерного общества во главе с его председателем.

В акционерном обществе может быть создан наблюдательный совет, осуществляющий контроль за деятельностью правления.

Минимальный размер уставного фонда торгового предприятия, создаваемого в форме акционерного общества, регулируется государством. В соответствии с действующим законодательством корпоративные торговые предприятия создаются в таких организационно-правовых формах:

а) открытое акционерное общество - представляет собой торговое предприятие, акции которого распространяются путём открытой подписки, а также купли-продажи на фондовых биржах или внебиржевом фондовом рынке;

б) закрытое акционерное общество – торговое предприятие, акции которого распределяются только между учредителями и не могут покупаться и продаваться на биржах или внебиржевом фондовом рынке.

Для принятия решения об избрании организационно-правовой формы деятельности предприятия необходимо рассмотреть преимущества и недостатки создания и функционирования торговых предприятий различных видов (табл. 3).

Таблица 3 - Преимущества и недостатки создания и функционирования торговых предприятий различных видов

Вид предприятия Преимущества Недостатки
Индивидуальные предприятия ¾ близость к покупателям ¾ возможность наибольшего учета их индивидуальных потребностей ¾ быстрота реагирования на изменения в покупательском спросе ¾ гибкость ассортиментной политики ¾ самый высокий уровень предпринимательской мотивации ¾ быстрота создания предприятия ¾ ограниченность финансовых ресурсов ¾ определяющая ограниченность масштабов торговой деятельности и более высокие темпы развития ¾ невозможность осуществления закупок товаров крупными партиями и получения соответствующих ценовых скидок ¾ высокая зависимость экономических и финансовых результатов деятельности от резких колебаний конъ­юнктуры отдельных товарных рынков ¾ низкий уровень конкурентоспособности
Партнерские предприятия ¾ возрастание финан­совых возможностей, определяющих расши­рение масштабов торговой деятельности и более высокие темпы развития ¾ возможность распре­деления функций управ­ления предприятием ¾ солидарная ответ­ственность по обяза­тельствам предприятия ¾ более низкий уровень мотивации предпринимательской деятельности ¾ меньшая оперативность в принятии управленческих решений ¾ возможность внутренних конфликтов среди учре­дителей по вопросам направлений деятельности
Корпоративные предприятия ¾ неограниченные воз­можности формирования финансовых ресурсов путем эмиссии акций и облигаций ¾ самые высокие воз­можности развития в стратегической перспективе ¾ высокая конкурентоспособность за счет удешевления закупки боль­ших партий товаров ¾ предоставление тор­говых услуг ¾ сложность управления в связи с функциональной многоструктурностью ¾ низкая оперативность принимаемых управ­ленческих решений ¾ недостаточно оперативное реагирование на изменение ситуации на потребительском рынке ¾ открытость информации о результатах деятельности ¾ продолжительный период учреждения

Наши рекомендации