Процесс сертификации товаров и услуг в мировой торговле. Виды сертификатов. Закон РФ «О сертификации продуктов и услуг».
Интеграция России в мировое экономическое сообщество предполагает вступление но Всемирную торговую организацию (ВТО). Однако в международной торговле часто возникают технические барьеры из-за различных требований к сертификации в разных странах. В мировой практике наиболее эффективным средством содействия потребителю в выборе товара или услуги является добровольная сертификация, проводимая известными и авторитетными организациями. В России же наибольшее распространение получила обязательная сертификация, котирую проходят более 80 %товаров и услуг. Сертификат ISO 9000 необходим предприятиям:работающим на международных рынках или с международными поставщиками, которые требуют наличия такого сертификата, работающим в секторах экономики, регулируемых правительством, или с правительственными организациями стран, в которых наличие сертификата ISO 9000 является обязательным, организациям, желающим достичь высоких результатов в своей отрасли. Стандарты серии ИСО 9000 - это пакет документов по обеспечению качества подготовленной членами международной делегации, известней как «ИСО/Технический Комитет 176» (ISO/ТС 176)В настоящее время семейство (серия) ИСО 900 включает: все международные стандарты с номерами ИСО 900-9004, в том числе все части стандарта ИСО 9000 и стандарта ИСО 9004; все международные стандарты с номерами ИСО 10001 - 10020, в том числе все их части; ИСО 8402; три стандарта из серии ИСО 9000 (ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003) являются основополагающими документами Системы Качества, описывающими модели обеспечения качества и представляющими три различные фермы функциональных или организационных взаимоотношений в конкретной ситуации.
Сертификат - это соответствие нормам. Сертификация услуг осуществляется в целях создания условий для деятельности организаций и предприятий на едином товарном рынке России, содействия потребителям в компетентном выборе товаров и предприятий розничной торговли, защиты потребителя от недобросовестности изготовителя и продавца, обеспечения безопасности товаров и услуг для жизни, здоровья и имущества потребителя, а также для окружающей среды.
Закон РФ «О сертификации продуктов и услуг» устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее - продукция) в РФ, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Следует отметить, что этот закон признан утратившим силу, а на смену ему принят новый №45-ФЗ от 15 декабря 2002 «О техническом регулировании».
Сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.»
Сертификация осуществляется в целях: создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле; (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции); содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Обязанности органа по сертификации
- проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;
- сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
- осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;
- приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
- предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Виды сертификатов:
Сертификат безопасности (соответствия) товаров
Понятие сертификата соответствия определено п.1.8. Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии России от 10.05.2000 N 26 «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации».
Сертификат соответствия - это документ, выданный по правилам системы сертификации, удостоверяющий, что должным образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям.
Сертификация осуществляется в следующих целях: создание условий для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействие потребителям в компетентном выборе продукции; содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.
74. Формы и варианты декларирования товаров и транспортных средств.
Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом: в письменной, устной, электронной или конклюдентной (поведение) форме сведений о товарах, об их таможенном режиме других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ. В таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде):
заявляемый таможенный режим;
сведения о декларанте, таможенном брокере представителе), об отправителе и о получателе товаров;
сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем.
сведения о товарах;
сведения об исчислении таможенных платежей.
сведения о внешнеэкономический сделке и ее основных условиях.
сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о гос. регулировании ВТД.
сведения о производителе товаров.
сведения, подтверждающие соблюдение условий возмещения товаров под заявляемый таможенный режим.
сведения о представляемых документах, необходимых для их декларирования.
сведения о лице, составившем таможенную декларацию.
место и дата составления таможенной декларации.
В случае использования таможенной декларации в качестве документа учета для целей валютного контроля, осуществляемого там.и органами, в таможенной декларации подлежат указанию также сведения, необходимые для тех целей, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.
Там. декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица, удостоверение декларации производится путем проставления печати, если в соответствии с закон-вом РФ лицо, составившее там. декларацию, должно иметь печать.
Форма декларирования определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ и иными правовыми актами РФ. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области там. дела, вправе сокращать перечень сведений, подлежащих указанию в там. декларации, с учетом категории лиц, видов товаров, требований там. режимов или исходя из вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, и формы, в которых они представляются, подлежат официальному опубликованию.
Варианты декларирования Т и ТС. Подача неполной таможенной декларации. Если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.
Подача периодической таможенной декларации. При регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени. При регулярном перемещении через таможенную границу одних и тех же товаров одним и тем же лицом таможенный орган может запретить использование одной периодической таможенной декларации при неоднократном перемещении (таких товаров в течение одного года).
Периодическое временное декларирование российских товаров. При вывозе с таможенной территории РФ российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
75. Предвар. операции и порядок там. оформления товаров и транспортных средств.
Таможенное оформление – совокупность действий, совершаемых отдельными лицами или там. организациями в отношении перемещаемых ч/з таможенную границу Т и ТС в целях опред-ия там. статуса указанных Т и ТС и для применения к ним там. пошлин, налогов, запретов и ограничений, уст-ых в соотв. с законодательством РФ. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным Кодексом РФ. (Ст 14. ТК РФ)
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы по запросу заинтересованного лица принимают предварительное решение о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД в отношении конкретного товара, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара). Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в соотв. Там. орган запрос о принятии предварительного решения, составленный в письменной форме. Указанный запрос должен содержать все необходимые сведения(пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие, технические и иные документы).Отклонение запроса о принятии предварительного решения не препятствует повторному обращению заявителя с запросом о принятии предварительного решения при условии устранения причин, послуживших основанием для отклонения указанного запроса. Предварительное решение действует в течение пяти лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано либо его действие не прекращено в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Принятое предварительное решение может быть отозвано: в случае изменения Товарной номенклатуры, принятия Всемирной там. организацией классификационных решений, обязательных для РФ; в случае, если м/н договорами РФ или актами законодательства РФ, уст-ся иные требования и условия определения страны происхождения товаров. Решение об отзыве предварительного решения должно быть принято не позднее трех дней после опубликования вышеперечисленных актов и вступает в силу одновременно с ними.
Таможенное оформление (Ст.59-68). Порядок и технологии производства там. оформления уст-ся в зависимости от видов товаров, перемещаемых через там. границу, вида транспорта, категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Таможенное оформление товаров начинается: при ввозе товаров - в момент представления там.органу предварительной декларации либо документов, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свид-щих о намерении лица осуществить там. оформление; при вывозе товаров - в момент представления там. декларации, а в случаях, пред. Кодексом, - устного заявления.
Там. оформление завершается совершением там. операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей. Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом. Перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, подлежат официальному опубликованию. Нормативные правовые акты вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования. Таможенные органы не вправе отказать в принятии документов, необходимых для таможенного оформления, из-за наличия в них неточностей, не влияющих на определение размера подлежащих уплате таможенных платежей, на принятие решений таможенных органов в отношении применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
По требованию таможенного органа заинтересованные лица или их представители обязаны присутствовать при производстве таможенного оформления. Таможенное оформление производится на русском языке, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе определять иные случаи, в которых таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей документы и сведения на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов. Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию РФ или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
При ввозе на там. территорию РФ и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенное оформление производится в упрощенном виде и в первоочередном порядке, а также для лиц:
- не имеющих на день обращения в таможенный орган о применении в отношении их специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела
- ведущих систему учета в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
Лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме о применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления. В этом заявлении указываются сведения о заявителе и его внешнеэкономической деятельности. Заявитель должен представить обязательство в письменной форме о согласии вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров, а также о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к указанной системе учета.