Организационные формы торговли сырьевой продукцией на мировом рынке. М/н тов. соглашения. М/н товарные биржи. Фьючерсные и опционные сделки. Хеджирование. М/н товарные аукционы.

Сырьевые товары - понятие объединяет минеральное сырье и продукты его обогащение и переработки (черный, цв. металл), с/х сырье растительного и животного происхождения и продукты его переработки, хим. продукцию и продовольствие. Торговля сырьем произв-тся в разл.формах, как присущих только ей, так и хар-ных для торговли др.видами продукции.

В зависимости от целевого механизма м/н тов. соглашения делятся на 3 группы: 1)стабилизационная: базируется на эк. механизме фин-ния в рамках соглашения max и min уровня цен, заключается в обяз-вах круп.экспортеров по ограничению поставок сырья, квотный механизм колич., ограничение поставки для всех эксп-в или для отд. стран (индивид. квоты); 2)административные: заключаются с целью анализа ситуации на сырьевых рынках и выработки общих рекомендаций по ее стабилизации, явл. предметом обсуждения этих проблем м/н раундах; 3)по мерам сырьевого развития направлены на расширение и укрепление эксп. потенциала стран-производителей какого-либо сырья. М/н тов. согл-ния(МТС) по сырью предст.собой межправительственные договоры импортеров и экспортеров определенного вида сырья. Их цель - регулирование и ограничение сферы деятельности транснациональных компаний (ТНК), замедление спекулятивных и демпинговых процессов. Распространенные – стабилизационные -базируются на эк.механизме, способном воздействовать на уровень мировых цен конкретных, видов сырья (нефти, олова, натурального каучука, кофе, какао) двумя способами: путем создания стабилизационного запаса «удержаний» сырья и установления квот. Система «удержаний» используется в случае недостаточного воздействия первого способа и заключается в обязательствах крупнейших экспортеров по ограничению поставок сырья. Квотный механизм применяется в виде количественных ограничений поставки либо для всех экспортеров-участников (общие квоты), либо для отдельных из них (индивидуальные квоты). Международные товарные биржи (МТБ) — это постоянно действующие рынки, где осуществляется торговля большими массами однородных товаров, имеющих устойчивые и четкие качественные параметры, и где совершается до 20% международных торговых операций с сырьем. Участниками МТБ выступают члены бирж — физ.лица или представители национальных и зарубежных фирм (торговые фирмы, совершающие сделки за свой счет и от своего имени; промышленные фирмы, реализующие продукцию своих предприятий; перерабатывающие фирмы; брокеры или маклеры, выступающие в качестве торговых посредников и заключающие сделки от имени и за счет своих клиентов). Объектом м/н биржевой торговли служат однородные и взаимозаменяемые сырьевые товары и полуфабрикаты массового производства, объединяемые в группы: зерновые, масличные культуры, промышленное, цветные и драгоценные металлы, продовольствие. Предметом торговых операций на МТБ выступают типовые контракты на установленный объем продукции определенного качества при согласовании цены и сроков. Задачами международных бирж являются предоставление удобного для торгов места, торгово-экономической информации и связи, разработка стандартов на товары и типовых контрактов, единых правил и норм; определение биржевых котировок, качества товаров, а также выполнение арбитражных функций. Товарные биржи используются в трех основных направлениях: купли-продажи товара, спекулятивных сделок и страхования (хеджирования). Международный характер товарных бирж: определяется несколькими критериями. Это центры, обслуживающие потребности всего мирового рынка соответствующего товара, цены на которых отражают колебания спроса и предложения.

Фьючерсные и опционные сделки - совершение сделок только с такими товарами, которые являются объектом активной международной торговли; формирование цен на основе спроса и предложения мирового рынка с отражением принципов его ценообразования. Фьючерсная торговля подразумевает срочные сделки на МТБ, куплю-продажу сырьевых товаров, золота по фиксированной в момент заключения сделки цене с исполнением операций через определенный промежуток времени. Опцион — это контрактное обязательство, предоставляющее право покупки или продажи (товара, фьючерсных контрактов) по цене, установленной в момент заключения сделки, в течение оговоренного в опционном контракте периода времени. В отличие от обычных контрактов купли-продажи в опционах права и обязанности продавца и покупателя не сбалансированы, т.е. покупатель, заключив сделку, приобретает только право на получение товара, а в случае неудовлетворенности условиями рынка он может это право не реализовывать. Хеджевые сделки - дополняют обычные коммерческие и являются своего рода страховыми операциями в случае неблагоприятных колебаний цен на мировом рынке. Основой хеджевой сделки является (одновременно с заключением контракта на поставку реального товара через определенный срок по сложившейся надень поставки цене) заключение фиктивной сделки о покупке аналогичного товара на тот же срок. Цель операции — избежать потерь поставщика в случае повышения цен на мировом рынке на момент поставки. Виды хеджирования: в зависимости от целевого назначения хеджирование бывает нескольких видов: обычное или «чистое»(состоит в сбалансированности по времени и количеству противоположных по направлению обязательств как на рынке реального товара, так и на фьючерсном), арбитражное(ради извлечения выгоды из ожидаемого благоприятного изм-ия соотношения цен реального товара и биржевых котировок, за счет к-го фин-ся расходы по хранению), селективное(сделка на фьючерсном рынке проводится не одновременно с заключением таковой на реальный товар и не равнозначна по кол-ву), предвосхищающее(заключается в покупке или продаже фьючерсного контракта до того, как подобная операция совершена с т-ом). М/н товарные аукционы. Аукционная торговля — публичные торги по продаже аукционной (предварительно осмотренной покупателем) продукции гласным или негласным способом с состязательным характером их проведения, в результате чего товары переходят в собственность покупателя, предложившего наивысшую цену. М/н аукционы относятся к добровольным и регулярным формам организации торговли на внешнем рынке, имеющим публичный характер с предоставлением возможности участия в торговых операциях всем заинтересованным экспортерам и импортерам. Преимущества м/н аукционов - позволяют создать открытую конкуренцию, выявить цену товара, быстро его реализовать в большом объеме теми экспортерами, которые обладают более сильными фин. позициями и более высококачественным товаром. Организаторами аукционов выступают аукционные компании — монополисты, союзы или ассоциации продавцов. Процедура м/н аукциона склад-ся из 4 стадий: подготовки аукциона, осмотра товара, проведения аукционных торгов и оформления аукционных сделок — расчетов с покупателями и отгрузки товара. Оформление аукционных сделок вкл. сост-ние контракта, расчеты с пок-лем и отгрузку проданных т-ов, пол-ие покупателем в день продажи товара контракта, к-ый явл-ся док-ом, подтв-щим закл-ную в аукционном зале сделку.

77. Орг-ция торговли готовой продукцией. Аренда и ее виды. Формы и участники лизинговых операций. М/н торги и их орг-ция. Тендерная документация. Орг-ция торговли готовой продукцией. Предпродажный сервис и доработка. Техническое обслуживание. М/н выставки и ярмарки.

Торговля готовой продукцией на внешнем рынке (продукцией, предназначенной для конечного потребления) проходит между ее производителями (экспортерами) и потребителями (импортерами) или осуществляется через посредников. В современных условиях она требует выполнения посредниками дополнительных работ, связанных с повышением конкурентоспособности товаров: предпродажного сервиса и доработки, тех. обслуживания машино-технической продукции.

Аренда и ее виды. Аренда (lease) — это временное пользование имуществом на условиях, устанавливаемых в договоре между собственником имущества и лицом в пользу которого оно передается (арендатором). Суть аренды состоит в предоставлении арендодателем клиенту-арендатору какого-либо товара (чаще всего эта машины и оборудование) в исключительное пользование на точно установленный срок за определенное вознаграждение на основе арендного контракта. Аренда предоставляет арендатору лишь право на временное использование товара; право собственности на сданный внаем товар остается за арендодателем. Основными преимуществами аренды являются: ускорение научно-технического прогресса без единовременной мобилизации значительных финансовых средств на приобретение современного оборудования; рост эффекта при сокращении общих капиталовложений. В практической деятельности применяются три основных вида аренды: 1) долгосрочная (на срок от трех до пяти лет, иногда до 15—20 лет), получившая название лизинг (leasing) - целью является кредитование сдаваемой в аренду собственности, характеризуется особенностями: сдача предмета лизинга, осуществляется финансовым учреждением – лизинговой компанией; 2)среднесрочная (на срок от одного года до двух-трех лет), называемая хайринг (hiring) - используется в случае аренды уникальных видов измерительного и другого обор-ния, при этом тех. обсл-ние оборудования арендодатель берет на себя лишь в отд. случаях; 3)краткосрочная (от нескольких часов до года), к-рую называют рейтинг (renting) - арендодатель полностью берет на себя не только тех. обсл-ние предмета аренды (автомобиля, самолета, морского судна), но и страхование его, а часто и самого пользователя (чартер).

Лизинг: его формы и участники лизинговых операций

Эк. сущность лизинга состоит в том, что лизингополучатель берет в долгосрочную арену конкретное имущество и по поручению арендодателя обязуется выполнить с помощью этого имущества определенные работы и не выполнять работ, не оговоренных условиями контракта. Участниками современной лизинговой сделки являются: 1)лизингодатель – организация, приобретающая в собственность имущество и передающая его во временное пользование за определенную плату; 2)лизингополучатель – предприятие, заинтересованное в использовании и, возможно, в дальнейшем приобретении арендуемого имущества; 3)продавец, в качестве которого выступает предприятие —изготовитель необходимого имущества; 4)банки (или другие кредитные учреждения), предоставляющие кредиты лизингодателю для приобретения оборудования; 5)страховые компании, осуществляющие страхование имущества лизингодателя.

Финансовый лизинг предусматривает в течение периода действия контракта выплату арендатором сумм, которые покрыли бы полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя. По окончании срока действия контракта арендатор должен возвратить объект аренды арендодателю, а также он имеет право заключить новый контракт на аренду данного имущества или произвести выкуп предмета лизинга по остаточной стоимости.

Групповой лизинг предполагает участие нескольких компаний в роли лизингодателей. Используется при сдаче в аренду крупных объектов (бурового, железнодорожного оборудошшия) и требует, как правило, привлечения заемных средств.

Оперативный лизинг (краткосрочный или с неполной окупаемостью) предусматривает сдачу предмета аренды на срок значительно меньше полного срока амортизации. Предметом краткосрочного лизинга служат автомобили, ПК и копировальное оборудование, бытовая техника. Арендные платежи в течение срока договора частично компенсируют первоначальную стоимость предмета аренды, и по истечению срока договора он повторно сдается в аренду. Арендодатель несет все обязанности по обслуживанию, ремонту и страхованию оборудования.

Международные торги и их организация. Тендерная документация.

М/н торги – метод конкурсной закупки (поставки), при котором организаторы этих торгов (покупатели, заказчики) путем официальных оповещений привлекают к заранее объявленному сроку предложения от поставщиков (продавцов), что дает им возможность выбрать оптимальный вариант с точки зрения цен и других условий.

К осн. преимуществам м/н торгов относятся: 1) обострение конкуренции между поставщиками, что позволяет разместить заказы на 15-20% дешевле, чем при обычных переговорах; 2) создание условий для получения более выгодных условий контракта; 3) препятствование коррупции, т.к. решение о закупках принимается коллегиально.

Организация международных торгов. Основное требование м/н торгов – соблюдение их участниками положений, содержащихся в тендерной спецификации, чертежах, планах и др. документах. Торги проводятся: открытые (публичные) и закрытые (негласные). Об открытых торгах участники информируются через средства массовой информации. Закрытые торги предполагают рассылку приглашений заранее избранным участникам.

Тендерная документация. В тендерной документации выделяют основные разделы: 1)Общие условия торгов, отражающие законодательство по данному вопросу, действующее в стране организатора торгов; 2)Технические условия, включающие описание характера работ или услуг; 3)Условия организации работ, сроки их выполнения, порядок привлечения местных и иностранных субподрядных фирм и найма местных рабочих; 4)Формы и образцы документов, которые должны быть заполнены оферентом – участником торгов.

Торговля готовой продукцией на внешнем рынке (продукцией, предназначенной для конечного потребления) проходит между ее производителями (экспортерами) и потребителями (импортерами) или осуществляется через посредников. В современных условиях она требует выполнения посредниками дополнительных работ, связанных с повышением конкурентоспособности товаров: предпродажного сервиса и доработки, тех. обслуживания машино-технической продукции.

Предпродажный сервис и доработка. Предпродажный сервис включает комплекс работ, связанных с расконсервацией товара, приведением его в состояние полной готовности к потреблению. Эти операции осуществляются на территории покупателя (импортера) в оборудованных складских помещениях. В процессе этой работы не создается дополнительной стоимости, а затраты поставщиков на предпродажный сервис покрываются за счет части стоимости, созданной при производстве товаров.

Предпродажная доработка товаров осуществляется торговыми посредниками с целью повышения конкурентоспособности товаров, и для удовлетворения индивидуальных запросов потребителей. В предпродажную доработку входят: доукомплектование поставленной продукции дополнительными агрегатами, например, для соответствия климатическим условиям импортера тракторы, поставляемые в страны с тропическим климатом, доукомплектовываются кондиционерами; замена узлов и деталей в целях соответствия стандартам страны-импортера.

Техническое обслуживание. Состоит из двух этапов: техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный период, которое представляет собой гарантийную или коммерческую эксплуатацию построенного комплексного объекта. Осуществление техобслуживания и предоставление сервисных услуг имеет важное значение при комплектных поставках оборудования. Экспортеры получают дополнительные возможности поставки запасных частей, предоставления услуг через квалифицированных специалистов. Все это создает на потребительском рынке широкую сеть сервисного обслуживания, что выгодно как для импортера, так и для экспортера.

М/н выставки и ярмарки. Являются одной из важных форм реализации продукции на м/н рынке. Исп-ся не только в целях рекламы товаров, но и для установления прямых контактов между партнерами, непосредственного сбыта продукции на внешнем рынке.

Под торговой промышленной выставкой подразумевается эпизодическая демонстрация в различных промышленных центрах наиболее представительной продукции одной или нескольких отраслей производства. Предусматривает реализацию конкретного товара или информационных материалов с целью содействия продаже.

Международные торгово-промышленные ярмарки имеют регулярную демонстрацию, в определенном месте, значительной части видов продукции.

Отличие ярмарки от выставки состоит в крупномасштабности и периодичности проведения, а также стационарности размещения.

Объектом торговых операций на выставках и ярмарках служат либо экспонаты, либо товары, аналогичные демонстрируемым образцам. Для приобретаемой продукции в странах, где организуются выставки и ярмарки, устанавливается более либеральный таможенный режим: предоставление лицензий сверх количества, определяемого общими импортными контингентами, беспошлинный режим импортера, упрощенный порядок таможенного оформления ввоза и вывоза.

Характерными чертами международной выставочной деятельности являются: 1)престижность (неучастие фирм в международных выставках и ярмарках воспринимается как свидетельство финансового или производственно-технического неблагополучия); 2)масштабность и расширение выставочной инфраструктуры – компьютерное оснащение справочных центров; 3)поиск путей повышения экономической отдачи как для участников, так и для потенциальных покупателей в части обеспечения их информацией о новейших видах продукции, процессах и методах сбыта.

В качестве новых эффективных форм, обеспечивающих экономическую отдачу международных выставок и ярмарок, следует назвать системную экспозицию, которая охватывает комплекс взаимосвязанных экономических проблем. Например, выставка посвященная упаковке, охватывает и ее производство, применение и утилизацию.

Наши рекомендации