Проблемы, создаваемые ТНК в стране базирования и в принимающих странах
Несмотря на оче-видные конкурент-ные преимущества и высокий уровень экономической эф-фективности ТНК рассматриваются как экономические субъекты, способ-ные создать эконо-мические про-блемы как в стране базирования, так и в принимающих странах.
Наиболее часто упреки в адрес ТНК в странах базирова-ния связаны с обви-нениями в сокраще-нии занятости внут-ри этих стран: пря-мые иностранные инвестиции, осу-ществляемые ТНК за рубежом, приво-дят к «экспорту ра-бочих мест».
Страны базирования ТНК не имеют срав-нительных преиму-ществ по товарам, в производстве которых интенсивно ис-пользуется неквали-фицированный или полуквалифициро-ванный труд. Такие производства ТНК предпочитают переносить в страны с низким уровнем зарплаты. Потерянные рабо-чие места частично могут быть компенсированы за счет расширения занятости в голов-ной компании в стране базирования. Понятно, что это не является полной компенсацией. Сле-дует, однако, иметь в виду, что рабочие места в соответ-ствующей отрасли в стране базирования могут быть потеряны и без инвестирования за границей, например, в резуль-тате иностранной конкуренции. Пре-тензии в странах базирования выска-зываются в адрес ТНК и в случае экс-порта ими передо-вых технологий для использования в зарубежных подразделениях.
Еще одно отрица-тельное последст-вие деятельности ТНК для своей страны может возникнуть при применении практики расчета трансфертных цен, а также в резуль-тате перенесения своей деятельности в страны с низкими налогами.
Серьезные претен-зии предъявляются к ТНК и в принимающих странах.
Важнейшая из этих претензий – доми-нирующая роль ТНК в национальной эко-номике.
Еще одним негативным последствием деятельности ТНК в принимающих странах является переправка в страну базирования финансовых ресурсов, пред-назначенных для НИОКР. Это пре-пятствует техноло-гическому разви-тию принимающей страны.
25.Международные альянсы в системе МЭО.????
Стратегический альянс (Strategic Alliance) – соглашение о кооперации
двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих
целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих
стратегических ресурсов компаний.
В широком смысле к международным стратегическим альянсам (МСА)
относятся функциональные соглашения (например, по совместным научно-
исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР), развитию
производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), соглашения
об участии в активах с созданием новой организации (например, совместные
предприятия) и без образования новой организации (обмен акциями,
приобретение доли участия).
Роль и место транснациональных банков (ТНБ) в транснационализации мировой экономики.
В 80-х - начале 90-х годов в структуре международных экономических отношений капиталистических стран продолжалось относительное увеличение доли международных услуг и операций банковских и финансовых учреждений, разрастание международных валютно-кредитных рынков и рынков ценных бумаг. В последние годы количественный рост различных параметров банковской системы Запада сопровождался глубокими качественными изменениями внутренних взаимосвязей в этой области. Внутрибанковские процессы отразились на характере транснациональных операций банков, на регулирование их со стороны национальных и международных органов контроля и надзора.
Под транснациональными банками подразумеваются крупные банковские и финансовые группы с миллиардными оборотами и активами, играющие доминирующую роль в международных валютно-кредитных отношениях той или иной страны, хотя в последнее время типичные транснациональные операции проводят не только крупные банки, но и сранительно небольшие по размерам.
Долгое время в советской экономической науке в деятельности ТНБ особенно выделялась перераспределительная функция, т.е. перераспределение денежных ресурсов общества в свою пользу и в пользу их главных клиентов крупных промышленных торговых корпораций, в пользу финансовой олигархии.
Вместе с тем долгие годы оставались за пределами внимания наших экономистов другие функции и операции ведущих капиталистических банков, такие как обеспечение быстроты оборачиваемости капитала, концентрация капитала в наиболее передовых отраслях экономики, определяющих научно-технический прогресс, предоставление огромного количества банковских и финансовых услуг, дающих клиентам свободу пользования валютными расчетами, доступ к самым разнообразным видам кредитов, объединяющих в производственный комплекс его различные элементы - производственное оборудование, научно-технические идеи, квалифицированных рабочих, земли, помещения и т. д. -все то, без чего, например, невозможно возникновение необходимой продукции, воплощение в жизнь новой технологи, эффективной торговли. Поэтому в период банковской реформы в экономике страны в организации банковского обслуживания предприятий, работающих на новых принципах, в финансировании научно-технических разработок, внешнеэкономической деятельности^ внутренней и внешней торговли и т. д. отмечается недостаток изученного опыта.
ТНК и финансово-промышленные группы (ФПГ) в Республике Беларусь.
Наряду с общеиз-вестными предпо-сылками, обеспечи-вающими актуаль-ность формирова-ния ФПГ в приоритетных для Беларуси направлениях про-мышленности, су-ществуют и более конкретные. К ним относятся:
острая потребность в создании новой системы инвестирования промышленности;
формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка; возрастание финан-совых активов ком-мерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности;
серьезный струк-турный и финансо-во-инвестиционный кризис промышлен-ности, особенно в сфере НИОКР и высоких техноло-гий; необходимость укрепления уже сложившихся тех-нологических и ко-оперированных связей по производству конкурентоспособ-ной продукции, а также их развитие на общепринятой в мировой практике основе; сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечествен-ных предприятий на внешние рынки; потеря значительной доли внутреннего товарного рынка Беларуси из-за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснацио-нальных компаний.
Создание ФПГ в отраслях, тяго-теющих к концентрации производства, представляется одним из наиболее эффективных путей решения указанных проблем и ФПГ должно служить реализации имеющихся пре-имуществ и потен-циала промышлен-ности Беларуси и преодолению недо-статков.
Отношение к госу-дарственной к про-грамме содействия формированию ФПГ определяется тем, что они рассматриваются двояко - как одна из мер преодоления кризиса в промыш-ленности и как "несущая кон-струкция" совре-менной развитой экономической си-стемы.
Создание ФПГ в Республике Бела-русь можно осуще-ствить в рамках общей программы выхода экономики из кризиса, ее оздоровления и дальнейшего экономического роста. Стратегия формирования ФПГ основывается на существующих в республике эконо-мических реалиях, анализе рынков по-ставок и сбыта, сложившихся свя-зях предприятий внутри страны и с иными регионами, общего-сударственных приоритетах. Эта стратегия согласуется с другими програм-мами - структурной перестройки, анти-монопольной поли-тики, развития ма-лого и среднего бизнеса, конверсии и т.д.
ФПГ, хотя и имеют ряд объективных предпосылок для своего создания, являются сейчас инородным образованием в экономике рес-публики. Для ста-новления такого нового класса структур, как ФПГ, необходимо выполнение ряда мероприятий, создающих благо-приятную среду (правовую, эконо-мическую, инфор-мационную и др.).
Сегодня корпорации контролируют более половины
мирового промыш-ленного производ-ства, 63% внешней
торговли, а также примерно 4/5 патентов и лицен-зий
на новую технику, технологии и ноу-хау.
Главную роль в формировании по-токов капитала между странами и регионами играют транснациональные корпорации (далее — ТНК). Что же подразумевается под понятием “трансна-циональная корпо-рация”? В Совре-менном экономиче-ском словаре, из-данном в 1997 году, дано опреде-ление: “транснациональная корпорация - фирма, корпорация, компания, осуществляющая основную часть своих операций за пределами государ-ства, в котором она зарегистрирована, чаще всего в не-скольких
странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий”. Известный российский иссле-дователь междуна-родных потоков капитала и транснаци-онализации эконо-мических процессов А. Г. Мовсесян приводит следующее определение ТНК: “под транс-национальными корпорациями по-нимаются предприятия, не зависимые от страны их проис-хождения, и формы собственности (частные, государ-ственные или сме-шанные), имеющие отделения в двух или более государ-ствах, которые функционируют в соответствии с си-стемой принятия решений, позволя-ющей производить согласованную по-литику и общую стратегию”. Еще одно определение
ТНК, широко рас-пространенное в
США и Западной Европе: “транс-национальные кор-порации - междуна-родно оперирующие фирмы, имеющие свои хозяйствующие подразделения в двух и более странах и управляющие эти-ми подразделени-ями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет им проводить согласованную политику и общую стратегию, распре-деляя между собой в рамках “своей” корпорации ресурсы, технологию и ответственность для достижения наивысшего результата». Из перечисленных определений ТНК необходимо выде-лить следующие основные черты (принципы) их работы:
● планетарное видение масштабов своего бизнеса;
● осуществление деятельности в двух и более стра-нах;
● наличие мощного экономического, финансового и ад-министративного ресурса;
● наличие общей, согласованной кор-поративной политики и страте-гии;
● наличие управля-ющего центра (цен-тров);
● высокая степень внутренней инте-грации в единую международную сеть управления, которая, в свою очередь, интегри-рована с другими сетями ТНК;
● высокая степень применения
новых научно-технических дости-жений в своей работе и наличие мощных исследовательских институтов, позволяющих гене-рировать новые научные
знания.