Внешнеторговой деятельности (п. 8 ст. 4 ТК ТС).

Запреты и ограничения– комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий(рис. 1):

1) меры нетарифного регулирования,

2) меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов,

3) особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами,

4) меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования,

5) санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза (Евразийской экономической комиссии) и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Внешнеторговой деятельности (п. 8 ст. 4 ТК ТС). - student2.ru

Рис.1. Структура запретов и ограничений внешнеторговой

деятельности

То есть к нетарифному регулированию не относится широкий круг мер, которые в литературе традиционно называли (и некоторые специалисты до сих пор называют) нетарифными,

Например,

1) сертификация (обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям технических регламентов) импортируемых товаров,

2) разрешительный порядок ввоза/вывоза отдельных категорий товаров,

3) меры экспортного контроля,

4) санитарно-карантинные меры при перемещении товаров через таможенную границу и т.д.

Такие меры входят в категорию «запреты и ограничения», но не входят в категорию «меры нетарифного регулирования» согласно действующему законодательству.

Нетарифное регулирование по российскому законодательству отличается от нетарифного регулирования в рамках законодательства Таможенного союза набором самих мер (рис.2 и рис. 3).

Внешнеторговой деятельности (п. 8 ст. 4 ТК ТС). - student2.ru

Рис. 2. Структура нетарифного регулирования в России

Внешнеторговой деятельности (п. 8 ст. 4 ТК ТС). - student2.ru

Рис. 3. Структура нетарифного регулирования в Таможенном союзе

Как видно из рисунков, нет единого подхода в части применения таких мер, как:

– наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров. Согласно российскому законодательству о государственном регулировании внешнеторговой деятельности данная мера не относится к нетарифному регулированию;

– специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры. Согласно таможенному законодательству Таможенного союза данные меры установлены отдельным соглашением[1] и не относятся к единым мерам нетарифного регулирования.

К единым мерам нетарифного регулирования ТСне относятся:

1. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов(меры, не носящие экономического характера)(если необходимы, то вводятся):

1) для соблюдения общественной морали или правопорядка;

2) для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

3) относятся к экспорту и (или) импорту золота или серебра;

4) применяются для защиты культурных ценностей и культурного наследия;

5) необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;

6) связаны с ограничением экспорта отечественных материалов для обеспечения достаточным количеством таких материалов внутренней обрабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие материалы держится на более низком уровне, чем мировая цена, в результате осуществляемого правительством плана стабилизации;

7) необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;

8) необходимы для выполнения международных обязательств;

9) необходимы для обеспечения обороны и безопасности;

10) необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным обязательствам правовых актов, касающихся применения таможенного законодательства, охраны окружающей среды, защиты интеллектуальной собственности, и иных правовых актов.

2. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие экономического характера могут, вводиться в виде:

1) запрет ввоза и (или) вывоза;

2) количественное ограничение ввоза и (или) вывоза;

3) предоставление исключительного права на ввоз и (или) вывоз;

4) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза;

5) иных меры регулирования.

Например,

такого рода меры регулирования применяются, при перемещении через таможенную границу:

1) опасных отходов,

2) озоноразрушаюших веществ,

3) наркотических средств,

4) психотропных веществ и их прекурсоров,

5) лекарственных средств и фармацевтических субстанций,

6) шифровальных (криптографических) средств или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации,

7) органов и ткани человека, крови и ее компонентов и т.п.

3. Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами.

Такие меры вводятся в целях:

1) защиты внешнего финансового положения,

2) поддержания равновесия платежного баланса.

Решением ЕЭК ТС внешняя торговля товарами может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия государств-членов Таможенного союза в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН. ЕЭК вводит такие меры на основании решения высшего органа таможенного союза.

В целом, понимание сущности и содержания категории «меры нетарифного регулирования» является обязательным условием грамотного применения таможенного регулирования.

Рассмотрим единые меры нетарифного регулирования, установленные законодательством Таможенного союза.

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Наши рекомендации