Экономические основания внешнеторговой деятельности

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«ГОСУДАРТВЕНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Уровень профессионального образования: высшее профессиональное образование первого уровня – магистратура

Направление подготовки ( специальность): 40.04.01 Юриспруденция

Профиль «Правовое обеспечение экономической, управленческой и экспертной деятельности»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: (заочная)

Тула 2016 г.

Конспект лекций учебной дисциплины «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности» разработаны, к.ю.н., доцентом И.И. Звезда и обсуждена на заседании кафедры СЭиТД института права и управления (протокол заседания кафедры № 7 от «25» марта2016 г..)

Разработчик(и) дисциплины (модуля) ______________________

личная подпись(и)

Содержание

1. Экономические основания внешнеторговой деятельности

1.1. Международное регулирование внешнеторговой деятельности

1.2. Понятие мировой экономики и мирового рынка

1.3. Цели выхода предприятия на международные рынки.

2. Экономические основания мировой торговли

2.1. Международное разделение труда и межнациональные корпорации.

2.2. Глобализация мировой экономики. Причины ограничений в свободной международной торговле. Деятельность международного сообщества по расширению и регулированию свободной торговли.

2.3. Экономическая интеграция государств.

3. Внешнеторговая деятельность и платежный баланс

3.1. Регулирование платежного баланса.

3.2. Валютный рынок и регулирование валютного курса.

3.3. Финансирование внешней торговли. Структура платежного баланса. Анализ платежного баланса.

4.Правовой статус субъектов внешнеторговых правоотношений.

4.1.Юридические лица

4.2.Филиалы и представительства

4.3.Предприниматели.

5. Валютные системы и корректировка (регулирование) платежного баланса.

5.1. Система жестко фиксированных валютных курсов (Золотой Стандарт, Бреттон-Вудская система регулируемых связанных курсов)..

5.2. Система управляемых (плавающих) валютных курсов. Факторы, определяющие динамику валютного курса. Методы государственного регулирования платежного баланса и курса национальной валюты.

6. Курсы валют, используемые во Внешнеторговой деятельности

6.1. Виды валютных курсов, прямая и обратная котировка валют, кросс-курсы, спот-курс, своп-сделки, фьючерсные сделки

6.2. Установление рыночного курса рубля.

6.3. Официальный курс рубля.

6.4. Конвертируемость валюты.

7. Внешнеторговые коммерческие операции.

7.1. Понятие внешнеторговых операций.

7.2. . Виды внешнеторговых операций

7.3. Правовой режим внешнеторговых операций.

7.4. ответственность по внешнеторговым операциям

8. Понятие внешнеторговых сделок

8.1. Изучение иностранного рынка, разработка плана международного маркетинга

8.2. Выбор потенциального партнера.

8.3. Содержание запроса, оферты, заказа.

Экономические основания внешнеторговой деятельности

Экономические основания мировой торговли

Внешнеторговая деятельность и платежный баланс

Юридические лица

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1).

4. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации.

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Филиалы и представительства

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

Особенности представительства и филиала:

не являются юридическими лицами (не имеют правоспособности), они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений;

руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности;

должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица;

это подразделения (составные части) юридического лица, и в этом смысле они сопоставимы с другими его подразделениями (цехами, бригадами, участками, линиями, производствами и т.п.);

расположены вне места нахождения юридического лица, которое определяется местом его государственной регистрации;

факультативность в том смысле, что юридическое лицо может не иметь представительств (филиалов), а если имеет, может закрыть их, что никак не скажется на самом факте его существования.

Представительства и филиалы может иметь всякое юридическое лицо независимо от его принадлежности к коммерческим или некоммерческим организациям и от формы. Данное право может быть реализовано как в пределах Российской Федерации, так и за ее пределами с соблюдением законодательства соответствующего государства.

Предприниматели.

Предприниматель— лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства. Предприниматель — человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность.

Каждый предприниматель может иметь собственное дело или может помогать создавать предприятия другим предпринимателям и создавать новые торговые рабочие места для работников торговли с целью получения прибыли с торговли, с навара, в зависимости от движения товарооборота. Осуществление незаконной рекламной деятельности через интернет, через третьих лиц, в своих личных целях, не связанной с торговлей, а с целью компрометации, если эта деятельность причиняет вред здоровью, жизни, благосостоянию другому лицу, подлежит уголовному преследованию и наказанию.

Право на предпринимательскую деятельность является одним из основополагающих прав человека и защищено ст. 34 Конституции России. Это конституционное право фактически неотделимо от права свободно распоряжаться своим имуществом и осуществлять экономическую деятельность.

Поэтому предпринимателями именуют себя и граждане, занимающиеся предпринимательством эпизодически, не имея каких-либо документов, дающих им право заниматься этой деятельностью, например, лица, перепродающие товар

Предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом, незарегистрированным в качестве предпринимателя или не имеющим в силу законодательства прав заниматься избранным им видом деятельности, является незаконным предпринимательством и преследуется в уголовном порядке.

Российское дореволюционное торговое законодательство называло предпринимателя купцом. Купцом, с точки зрения торгового права, признавался тот, кто занимался производством торговых сделок в виде промысла от своего имени.

В законодательствах других государств существует понятие коммерсанта. Статус коммерсанта признаётся за лицом, которое осуществляет от своего имени сделки и иные хозяйственные деяния в виде предпринимательства.

В бывшем СССР предприниматели впервые приобрели законное признание после вступления в силу с 19 ноября 1986 года Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

Этот Закон допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Документами, удостоверяющими право граждан заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, являлись регистрационные удостоверения или патенты, выдаваемые на определённый срок.

Российский Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1991 года закрепил право граждан вести предпринимательскую деятельность как индивидуально, но не применяя наёмный труд, так и создавая предприятия с привлечением наёмных работников. Такие граждане регистрировались в качестве физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

Ныне действующий Гражданский кодекс Российской Федерации называет таких граждан индивидуальными предпринимателями.

Социальный предприниматель может создавать и управлять как коммерческими, так и некоммерческими организациями, но их существование обусловлено выполнением определённой социальной миссии. Для проведения требуемых социальных перемен индивиду необходимо обладать инициативностью и волей отстаивать интересы других людей[5].

Личные качества, отличающие социального предпринимателя от обычного предпринимателя:

просоциальность личности — забота о благополучии и правах других людей, стремление принести им ту или иную выгоду,

гражданская мотивированность — готовность оказывать поддержку своей организации, выходя за рамки служебного долга (это качество важно в большей степени для корпоративного социального предпринимательства),

проактивность личности — способность брать инициативу в свои руки для изменения обстоятельств в лучшую сторону.

Требуемые от социального предпринимателя компетенции включают[7]:

трансформационные компетенции — лидерство, тимбилдинг, управление изменениями;

трансакционные компетенции — организация эффективной команды, контроль за работой волонтёров и удержание их,

компетенции социальной работы — самообучение, поиск стейкхолдеров и работа с ними, маркетинг.

Официальный курс рубля.

Связь между экономиками различных стран осуществляется через торговлю товарами и услугами и финансовые операции. Посредником в них выступают деньги. В результате складываются валютные отношения, связанные с функционированием денег в мировом хозяйстве.

Конкретной формой организации и регулирования валютных отношений выступает валютная система. В процессе развития общества формируются национальные, региональные и международные валютные системы.

Валютная система — это совокупность отношений, отражающих функционирование денег (валюты) в открытой экономике, и государственных, а также международных институтов (организаций, учреждений, правовых норм и т.п.).

Важнейший элемент валютной системы — валюта.

Термин "валюта" (от итал. valute — цена, стоимость) может использоваться в двояком смысле. Во-первых, как денежная единица страны — один из элементов ее национальной денежной системы. Во-вторых, как денежные знаки иностранных государств и выраженные в них кредитные и платежные средства. В более строгом определении под валютой понимается особый способ использования национальных денег в международном платежно-расчетном обороте.

Во всех странах мира в качестве законного средства платежа используется национальная валюта. Для оплаты иностранных товаров и услуг необходим обмен национальной валюты на иностранную. Международная торговля и обмен иностранных валют осуществляется на внешних валютных рынках. Они представляют собой самую значительную часть финансового рынка мира. Расчеты на валютном рынке осуществляются наличным (где используются валюта, дорожные чеки и многовалютные пластиковые карточки) и безналичным путем.

Объем спроса и предложения валюты зависит от ее цены — валютного курса.

Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой.

Он представляется разными способами: как число единиц национальной валюты (например, рублей), необходимое для приобретения одной единицы иностранной валюты (обменный курс), и как число единиц иностранной валюты, необходимое для приобретения одной единицы национальной валюты (девизный курс). Такое представление называется двусторонним номинальным валютным курсом.

Цена равновесия или рыночная цена валюты — это обменный курс, при котором предложение валюты на валютном рынке равно спросу на него. Кривые спроса и предложения валют — доллара и рубля представлены на рис. 30.2. Точка E — точка равновесия на валютном рынке; e* — номинальный обменный курс (прямая котировка иностранной валюты, например 28 руб./дол.); M* — масса (количество) валюты.

Установление обменного курса рубля к доллару

Кривые спроса и предложения имеют классический вид, однако факторы, определяющие спрос и предложение, несколько иные. Предложение иностранной валюты формируется импортерами российских товаров и услуг, зарубежными инвесторами, российскими экспортерами. Спрос на валюту формируется российскими импортерами и инвесторами, экспортерами российских товаров и услуг. В результате спрос на доллары за рубли является убывающей функцией от обменного курса, а предложение долларов за рубли — возрастающей функцией обменного курса. Чем больше спрос превышает предложение, тем дороже становится валюта.

В отличие от других рынков на этом рынке нет общей единицы измерения, оценивающей каждый товар — валюту. Следовательно, этот рынок можно рассматривать как бартерный, на котором необходимо попарно анализировать соотношение различных валют.

В России в результате ежедневных торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) устанавливается официальный курс рубля по отношению к основным, конвертируемым валютам.

Конвертируемыми, т.е. обратимыми, называются такие валюты, которые свободно обмениваются на другие национальные денежные единицы, товары и услуги.

Современную международную экономическую жизнь просто невозможно представить себе без таких валют. Именно благодаря обратимости (конвертируемости) валют совершается в мире огромный товарооборот и еще более громадный оборот капиталов. Все это подчеркивает важность проблемы конвертируемости валют.

Одну валюту можно конвертировать в другую непосредственно или через третью валюту. В последнем случае устанавливается кросс-курс двух валют. Поскольку стоимость рубля изменяется по отношению ко всем валютам, то рассчитывается индекс многостороннего, или эффективного, обменного курса. Он представляет собой цену представительной корзины иностранных валют, удельный вес каждой из которых соответствует величине торговли с Россией. Эффективный валютный курс отражает изменение среднего номинального валютного курса. Для оценки изменения соотношения цен на отечественные и зарубежные товары используется показатель реального валютного обменного курса (РВК). Он показывает конкурентоспособность национальных товаров в мировой торговле. Его можно рассчитать как отношение рублевых цен в зарубежных странах к ценам на внутреннем рынке России:

РВК = е Pz / P,

где Pz и P — уровень цен соответственно на зарубежном и внутреннем рынках; e — рублевая цена иностранной валюты (обменный курс).

Реальный валютный курс показывает относительный уровень цен. Рост реального валютного курса отражает, что цены на иностранные товары в рублях превышают цены на аналогичные товары отечественного производства. Происходит обесценение реального обменного курса. При прочих равных условиях это приведет к повышению конкурентоспособности российской продукции, поскольку производимые в России товары становятся дешевле заграничных. И наоборот, снижение реального обменного курса означает удорожание реального обменного курса и приводит к потере конкурентоспособности отечественных товаров.

Конвертируемость — это, по существу, связь внутреннего и мирового рынков через гибкий валютный курс национальной денежной единицы при существующей свободе торговли.

Различают следующие формы конвертируемости валют (рис. 30.3).

Формы конвертируемости валют

Конвертируемость валют в условиях золотого стандарта является абсолютной. При всех других условиях функционирования международной валютной системы конвертируемость валют можно охарактеризовать только как относительную. В этом случае она проявляется в обмене валюты одной страны только на валюты других стран, но не на золото.

Существующие виды конвертируемости можно подразделить на две условные группы: полная конвертируемость и конвертируемость частичная.

Полная конвертируемость означает отсутствие каких-либо ограничений для национальных и иностранных владельцев валюты данной страны на ее ввоз-вывоз или перевод за границу при совершении любых операций в любое время.

Частичная конвертируемость указывает на существование определенных валютных ограничений, которые распространяются насубъектов, объекты и зоны обратимости.

Введение частичной конвертируемости для резидентов, т.е. местных держателей валюты, означает предоставление им права свободного ввоза-вывоза и перевода средств за границу, покупки иностранной валюты без каких-либо ограничений. Такая форма частичной конвертируемости вводится с целью либерализации импорта и называется внутренней.

Введение частичной конвертируемости только для нерезидентов (по счетам иностранных физических и юридических лиц) получило название внешней конвертируемости. Для резидентов валютные ограничения в этом случае сохраняются.

Частичная конвертируемость может распространяться на отдельные виды валют и валютных средств. Так, если объектом конвертируемости являются валютные средства, полученные в результате текущих операций (т.е. связанные с внешней торговлей, туризмом и др.), то мы имеем дело с так называемой коммерческой конвертируемостью.

Различают также и частично конвертируемость по операциям, отражающим движение капиталов. Устранение ограничений на движение капиталов — одно из направлений развития валютной интеграции в современных условиях. Например, страны ЕЭС полностью отменили валютные ограничения в этой области с 1992 г.

Следует назвать также частичную конвертируемость в пределах той или иной валютной зоны, когда разрешена взаимная обратимость валют стран, входящих в данную зону.

Основным условием, способствующим введению конвертируемости валюты, является равновесие баланса текущих платежей.

Иными словами, страна не должна иметь дефицит платежного баланса, т.е. ее платежи за границу не должны быть выше платежей из-за рубежа. Кроме того, конвертируемость валюты требует практически беспрепятственного движения товаров и определения уровня цен преимущественно под воздействием спроса и предложения. При этом влияние рыночного механизма на формирование внутренних и мировых цен должно быть равнозначно и в значительной степени предопределять одинаковые тенденции в их динамике и невозможность существенных долговременных различий в уровнях этих цен.

Один из важнейших факторов, влияющих на состояние платежного баланса и тем самым создающих условия для конвертируемости, — реальные курсовые соотношения, отражающие стоимостные условия и пропорции обмена данной страны с остальным миром.

Все отмеченные признаки свойственны национальным экономикам только высокоразвитых стран, которые занимают господствующее положение на мировом товарном, денежном рынке и рынке капиталов. Эти страны имеют громадный устойчивый внешнеторговый оборот, поставляют на мировой рынок основную массу товаров.

Сегодня национальная валюта 60 государств полностью конвертируема. Только ряд из них (доллар США, евро, английский фунт стерлингов, японская иена, швейцарский франк) используются для большинства международных расчетов, официальных резервов, определения валютного паритета и курса для других стран. Эти валюты называются резервными или ключевыми.

Валютная политика государства

Валютная политика — это политика государства в области регулирования валютного рынка, которая характеризуется различной степенью его участия в этом рынке.

В связи с этим различают два типа валютной политики, основанных на двух противоположных системах организации валютного курса: система жестко фиксированных валютных курсов и режим свободно плавающих валютных курсов.

В условиях фиксированных обменных курсов изменения спроса и предложения на валютном рынке не приводят к колебанию валютного курса. Это достигается посредством сильного государственного вмешательства в функционирование валютного рынка.

Покупка или продажа центральным банком иностранной валюты называется валютной интервенцией. Ее объем определяется величиной сальдо платежного баланса и накопленными золотовалютными резервами. При длительном дефиците платежного баланса, вызванном утратой конкурентоспособности страны на мировом рынке, резервные активы снижаются до критической точки. Корректировать отрицательное сальдо платежного баланса с помощью интервенций становится невозможно. В этом случае центральный банк объявляет девальвацию своей валюты, что означает официальное понижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным расчетным средствам. Объективной основой девальвации является завышение официального валютного курса по сравнению с реальной покупательной способностью денег. Если платежный баланс страны длительное время сводится с положительным сальдо, то центральный банк может принять решение о ревальвации — повышении курса национальной валюты по отношению к иностранным.

При системе свободно плавающих (гибких) валютных курсов центральные банки совершенно не вмешиваются в функционирование валютного рынка, не осуществляют интервенции. Курсы обмена валюты определяются спросом и предложением.

Кроме этих систем валютных курсов существует и множество промежуточных. В США, например, в настоящее время нет ни плавающих, ни фиксированных курсов, а существует система "управляемого плавания". Она допускает изменение курса других валют по отношению к доллару. В результате происходит обесценение или удорожание валюты. Например, при росте цены 1 долл. с 27 до 30 руб. стоимость рубля понижается — рубль обесценивается. Одновременно происходит удорожание доллара — рост его обменного курса по отношению к рублю.

На долгосрочных временных интервалах обменный курс каких-либо двух валют колеблется вокруг паритета покупательной способности — уровня обменного валютного курса, при котором покупательная способность национальных валют одинакова. Это означает, что соотношение, например, рубля и венгерского форинта обеспечивает приобретение одинаковых потребительских наборов товаров за равные при данном курсе суммы.

Конвертируемость валюты.

Конвертируемость валюты – это способность валюты обмениваться на другие иностранные валюты. Режим обратимости валют может различаться для резидентов и нерезидентов, может распространяться на текущие операции, связанные с повседневной внешнеэкономической деятельностью, и операции, отражающие движение капиталов.

Конвертируемость представляет собой режим национальной валюты, характеризующийся отсутствием ограничений по текущим операциям (торговля товарами и услугами), рыночным валютным курсом, разрешением нерезидентам проводить в нем операции (а резидентам – в иностранных валютах). Конвертируемость – это, по существу, связь внутреннего и мирового рынков через гибкий валютный курс национальной денежной единицы при существующей свободе торговли.

Конвертируемость валют в условиях золотого стандарта является абсолютной. При всех других условиях функционирования международной валютной системы конвертируемость валют можно охарактеризовать только как относительную. В этом случае она проявляется в обмене валюты одной страны только на валюты других стран, но не на золото.

Существующие виды конвертируемости можно подразделить на две условные группы: полная конвертируемость и конвертируемость частичная. Полная конвертируемость означает отсутствие каких-либо ограничений для национальных и иностранных владельцев валюты данной страны на ее ввоз-вывоз или перевод за границу при совершении любых операций в любое время. Частичная конвертируемость указывает на существование определенных валютных ограничений, которые распространяются насубъектов, объекты и зоны обратимости. Введение частичной конвертируемости для резидентов, т.е. местных держателей валюты, означает предоставление им права свободного ввоза-вывоза и перевода средств за границу, покупки иностранной валюты без каких-либо ограничений. Такая форма частичной конвертируемости вводится с целью либерализации импорта и называется внутренней. Введение частичной конвертируемости только для нерезидентов (по счетам иностранных физических и юридических лиц) получило название внешней конвертируемости. Для резидентов валютные ограничения в этом случае сохраняются. Частичная конвертируемость может распространяться на отдельные виды валют и валютных средств. Так, если объектом конвертируемости являются валютные средства, полученные в результате текущих операций (т.е. связанные с внешней торговлей, туризмом и другими), то мы имеем дело с так называемой коммерческой конвертируемостью.

Различают также и частичную конвертируемость по операциям, отражающим движение капиталов. Устранение ограничений на движение капиталов – одно из направлений развития валютной интеграции в современных условиях. Например, страны ЕЭС полностью отменили валютные ограничения в этой области с 1992 г. Следует назвать также частичную конвертируемость в пределах той или иной валютной зоны, когда разрешена взаимная обратимость валют стран, входящих в данную зону.

Ещё выделяют внутреннюю и внешнюю конвертируемость. Внешняя конвертируемость означает, что иностранные государства, предприятия и граждане могут свободно переводить за границу свои вклады, сделанные в национальной валюте. Этот вид конвертируемости связан с операциями движения капиталов и кредитов. Внутренняя конвертируемость – это право предприятий и граждан того или иного государства свободно покупать иностранную валюту для проведения деловых операций.

Основным условием, способствующим введению конвертируемости валюты, является равновесие баланса текущих платежей. Иными словами, страна не должна иметь дефицит платежного баланса, т.е. ее платежи за границу не должны быть выше платежей из-за рубежа. Кроме того, конвертируемость валюты требует практически беспрепятственного движения товаров и определения уровня цен преимущественно под воздействием спроса и предложения. При этом влияние рыночного механизма на формирование внутренних и мировых цен должно быть равнозначно и в значительной степени предопределять одинаковые тенденции в их динамике и невозможность существенных долговременных различий в уровнях этих цен.

Один из важнейших факторов, влияющих на состояние платежного баланса и тем самым создающих условия для конвертируемости, - реальные курсовые соотношения, отражающие стоимостные условия и пропорции обмена данной страны с остальным миром.

Все отмеченные признаки свойственны национальным экономикам только высокоразвитых стран, которые занимают господствующее положение на мировом товарном, денежном рынке и рынке капиталов. Эти страны имеют громадный устойчивый внешнеторговый оборот, поставляют на мировой рынок основную массу товаров.

Содержание запроса, оферты, заказа.

Оферта (от лат. offero «предлагаю») - это предложение лица (физического или юридического) заключить гражданско-правовой договор, под офертой подразумевается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: От 30.11.1994 № 51-ФЗ.-В ред. от 06.12.2007.-Ст. 435)

Оферта отличается от простого рекламного объявления или проспекта содержанием конкретных условий, например указанием стоимости продукции, сроков передачи товаров и сообщением иной коммерческой информации, необходимой и достаточной, по мнению оферента, для того чтобы заинтересовать потенциального заказчика или покупателя.

Оферту так же иногда применяют с целью секретного раздела рынка между крупными фирмами, такая оферта в международной торговле называется защитной, по сути она выступает источником информации в виде запроса покупателей о высылке оферты.

Виды оферты

В международной практике различают два вида оферт: твердая и свободная.

Твердая оферта - это документ, в котором дается письменное предложение на продажу определенной партии товара, посланное продавцом одному возможному покупателю, с указанием срока, в течение которого продавец является связанным своим предложением.

Срок оферты зависит от спроса на рынке предлагаемого товара: чем больше спрос, тем короче срок действия оферты.

Если покупатель согласен со всеми условиями оферты, он посылает продавцу письменный ответ на предложение или контроферту с указанием своих условий и срока для ответа. Если продавец согласен со всеми условиями контроферты, он ее акцептует и письменно уведомляет об этом покупателя. При несогласии он либо считает себя свободным от своих обязательств по оферте, о чем письменно извещает покупателя, либо посылает ему новую оферту, с учетом предложенных покупателем условий или на новых условиях, отличных от предложенных покупателем.

Неполучение ответа от покупателя в течение установленного в оферте срока, равносильно его отказу от заключения сделки на предложенных условиях и освобождает продавца от сделанного им предложения.

Только после отказа покупателя товар может быть предложен другому, но на тех же условиях, на которых выдана первая твердая оферта.

Согласие покупателя с условиями, изложенными в такой оферте, подтверждается твердой контрофертой. После подтверждения (акцепта) контроферты продавцом сделка считается заключенной.

Свободная оферта - это документ, который может быть выдан на одну и ту же партию товара нескольким возможным покупателям. Он не связывает продавца своим предложением, не устанавливает срок для ответа.

Количество выдаваемых свободных оферт желательно ограничить, иначе на рынке может создаться впечатление, что предлагаемого товара много и его хотят скорее продать. По существу это предложение вступить в переговоры.

Согласие покупателя с условиями оферты подтверждается твердой контрофертой, где излагаются его условия. Если продавец акцептирует контроферту и письменно известит об этом покупателя, сделка считается заключенной, и стороны обязаны выполнить все условия, изложенные в контроферте. Пока договор не заключен, предложение может быть отозвано продавцом, если в оферте не указано, что она безответная, до того времени, пока покупатель не послал подтверждение об акцепте. Если подтверждение акцепта направлено с опозданием, то акцепт может сохранять свою силу, если это устраивает продавца, и он письменно известит об этом покупателя.

Отличительные признаки оферты

По российскому законодательству оферта должна:

быть достаточно определённой;

выражать намерение лица считать себя заключившим договор с адресатом;

содержать все существенные условия договора.

Особенности оферты:

- Оферта должна содержать существенные условия договора

- Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.

- Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается не полученной.

- Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.

Публичная оферта. Признаки публичной оферты

Публичной офертой считается реклама товара или услуги в СМИ, т.е. обращение к неопределенному кругу лиц. Таким образом, публичнаяофферта это:

- Реклама и иные предложения, адресованн

Наши рекомендации