XVI. Обеспечение сопоставимости данных
1. Наличие расхождений в данных о взаимной торговле Российской Федерации со странами-контрагентами, что затрудняет их использование в практической работе, а также их анализ, может быть вызвано различными причинами, в частности следующими:
- различия в определении охвата данных, в частности, в несовпадении списков включаемых в таможенную статистику внешней торговли и исключаемых из нее товаров;
- применение различных систем торговли;
- применение неодинаковых критериев при определении страны-партнера;
- различия в интерпретации одной и той же классификации товаров;
- различия в статистической стоимости одних и тех же товаров (вызванные, например, применением разных методов определения таможенной стоимости и курсов валют);
- включение данных, относящихся к одной и той же сделке, в различные периоды времени;
- различия в подходе к принципам учета конфиденциальных данных;
- недостоверное декларирование товаров, а именно не своим наименованием или кодом ТН ВЭД или недостоверное заявление страны происхождения товаров.
С целью повышения достоверности данных о таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации и обеспечения их международной сопоставимости проводятся обмен данными со странами-контрагентами, а также двухсторонние и многосторонние исследования расхождений и согласования данных внешней торговли.
Начальник Управления таможенной статистики и анализа генерал-майор таможенной службы | В.В.Орлов |
Приложение
к Методологии таможенной статистики
внешней торговли Российской Федерации
Условия поставки товаров
Условия поставки означают ответственность продавца и покупателя товаров по договору купли-продажи. Условия поставки были стандартизированы Международной торговой палатой и опубликованы как ИНКОТЕРМС в 1980 году, пересмотрены в 1990 и 2000 годах. Основные виды условий поставки описаны ниже.
1. Франко-завод (EXW) означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя на своем предприятии (заводе, фабрике, складе и т.п.) без осуществления выполнения таможенных формальностей, необходимых для вывоза, и без погрузки товара на транспортное средство. В этом случае у продавца минимальные обязанности, а покупатель должен нести все расходы и риски в связи с принятием товара на предприятии продавца. Если по согласию на продавца возлагается ответственность за погрузку товара в месте отправки, а также за все риски и расходы, связанные с такой погрузкой, то это делается путем внесения соответствующего дополнения в договор купли-продажи.
Франко-завод (EXW) не следует применять, если покупатель не в состоянии осуществить сам или обеспечить выполнение экспортных формальностей. В этом случае при согласии продавца на осуществление погрузки за свой счет и на свой риск целесообразно использовать условие Франко перевозчик (FCA).
2. Франко-перевозчик (FCA) означает, что продавец осуществляет передачу товара, прошедшего таможенные процедуры для вывоза указанному покупателем перевозчику, в обусловленном месте. Следует отметить, что выбор места передачи товара имеет значение в отношении обязательств о погрузке и разгрузке товара в этом месте. При осуществлении поставки в своих помещениях отвечает за погрузку товара. Продавец при осуществлении поставки в любом другом месте продавец не несет ответственности за разгрузку товара.
Данное условие может быть использовано при перевозке любым видом транспорта, в том числе при использовании смешанных перевозок.
Перевозчик - это любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется выполнить или обеспечить перевозку товара железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским, внутренним водным транспортом или в смешанной перевозке. Если покупатель уполномочивает продавца поставить товар лицу, не являющемуся перевозчиком, продавец считается выполнившим свою обязанность по поставке товара с момента передачи его данному лицу.
3. Свободно вдоль борта судна (FAS) означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке, когда товар размещен вдоль борта судна в согласованном порту отгрузки. С этого момента покупатель должен нести все расходы и ответственность за риски утраты или повреждения товара. Согласно FAS на продавца возлагается обязанность по выполнению таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара. Данное условие представляет собой полный отход от предыдущих редакций ИНКОТЕРМС, которые требовали от покупателя обеспечения выполнения таможенных формальностей, необходимых для вывоза. Если стороны желают возложить на покупателя таможенное оформление товара для вывоза, им следует добавить в договоре купли-продажи ясную формулировку. Данное условие может быть использовано только при морской перевозке или при перевозке внутренним водным транспортом.
4. Свободно на борту (FOB) означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара. Согласно FOB от продавца требуется выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза. Данное условие может быть использовано только при перевозке морским или внутренним водным транспортом. Если стороны не намерены осуществлять передачу товара через поручни судна, следует использовать условие FCA.
5. Стоимость и фрахт (CFR) означают, что продавец осуществляет поставку с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в согласованный порт назначения, однако риск случайной гибели или случайного повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, обусловленные событиями, возникающими после передачи товара, переносятся с продавца на покупателя. Согласно CFR на продавца возлагается выполнение таможенных процедур, необходимых для вывоза товара. Условие CFR может быть использовано только при морской перевозке или при перевозке внутренним водным транспортом. Если в намерение сторон не входит передача товара через поручни судна, целесообразно использование условия СРТ.
6. Стоимость, страхование и фрахт (CIF) означает, что продавец осуществляет поставку с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в согласованный порт назначения. Однако риск случайной гибели или случайного повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, обусловленные событиями, возникшими после передачи товара, переносятся с продавца на покупателя. Согласно CIF продавец обязан также обеспечить морское страхование товара от риска покупателя в связи со случайной гибелью или случайным повреждением товара во время перевозки. Следовательно, продавец заключает договор страхования и выплачивает страховую премию. Покупатель должен принять к сведению, что согласно условию CIF от продавца требуется лишь обеспечение страхования на условиях минимального возмещения расходов. При намерении покупателя обеспечить защиту путем более широкого возмещения ему целесообразно либо в определенной форме договориться об этом с продавцом либо за свой счет осуществить дополнительное страхование. Согласно CIF на продавца возлагается выполнение таможенных процедур, необходимых для вывоза товара. Данное условие может быть использовано только при морской перевозке или при перевозке внутренним водным транспортом. Если в намерение сторон не входит передача товара через поручни судна, целесообразно использование условия СРТ.
7. Перевозка оплачена до (СРТ) означает, что продавец передает товар названному им перевозчику, а также оплачивает стоимость перевозки, необходимой для доставки товара до согласованного пункта назначения. Это говорит о том, что покупатель несет все риски и дополнительные расходы, возникающие после передачи товара.
В данном случае перевозчик - это любое лицо, которое согласно договору перевозки обязуется осуществить или организовать перевозку железнодорожным или автомобильным транспортом, морским или воздушным транспортом, по внутренним водным линиям или путем смешанной перевозки. При транспортировке несколькими последовательными перевозчиками в согласованном направлении за риск случайной гибели или случайного повреждения товара ответственность несет первый перевозчик с момента передачи товара в его распоряжение. Согласно СРТ на продавца возлагается выполнение таможенных процедур, необходимых при вывозе товара. Данное условие может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, в том числе и при смешанных перевозках.
8. Перевозка и страхование оплачены до (CIP) означает, что продавец передает товар номинированному им перевозчику и в дополнение к этому оплачивает стоимость перевозки, необходимой для доставки товара до согласованного пункта назначения. Покупатель несет ответственность за все риски и дополнительные расходы, возникающие после передачи товара. Согласно CIP продавец обязан обеспечить страхование товара от риска покупателя в связи со случайной гибелью или случайным повреждением товара во время перевозки. Следовательно, продавец заключает договор страхования и выплачивает страховую премию. Покупатель должен принять к сведению, что по условию CIP от продавца требуется лишь обеспечение страхования на условиях минимального возмещения. Если покупатель желает иметь большее возмещения, то он должен договориться об этом с продавцом либо самостоятельно заключить договор страхования на сумму, превышающую размер минимального покрытия.
В данном случае перевозчик - это лицо, которое согласно договору перевозки обязуется осуществить или организовать перевозку любым видом транспорта. При транспортировке несколькими последовательными перевозчиками в согласованном направлении ответственность за риск случайной гибели или случайного повреждения товара несет первый перевозчик с момента передачи товара в его распоряжение. Согласно CIP на продавца возлагается выполнение таможенных процедур, необходимых при вывозе товара. Данное условие может применяться для перевозки товара различными видами транспорта, в том числе и при смешанных перевозках.
9. Поставка на границе (DAF) означает, что продавец осуществляет поставку товара с момента предоставления его в распоряжение покупателя неразгруженным на прибывшем транспортном средстве, прошедшего таможенное оформление, необходимое для вывоза товара, но не прошедшего таможенное оформление, необходимое для ввоза товара, в согласованном пункте или месте на границе до поступления на таможенную границу сопредельного государства.
В данном случае граница - это любая граница, в том числе граница страны вывоза. В связи с этим при использовании данного условия важно точно определить соответствующую границу путем указания конкретного пункта или места. Если согласно намерению сторон предполагается возложить на продавца ответственность за разгрузку товара с прибывшего перевозочного средства и связанные с этим риски, а также расходы на проведение разгрузочных операций, то это должно быть четко выражено в соответствующем пункте, который дополняет договор купли-продажи. Условие DAF может быть использовано независимо от способа транспортировки, когда передача товара осуществляется на сухопутной границе. Если передача товара происходит в порту назначения с борта судна или с причала, целесообразно использовать условие DES или DEQ.
10. Поставка с судна (DES) означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента предоставления его в распоряжение покупателя на борту судна в согласованном порту назначения и не прошедшим таможенное оформление, необходимое для ввоза товара. Все расходы и ответственность за риски, связанные с доставкой товара в согласованный порт назначения, но до его разгрузки, несет продавец. При намерении сторон возложить на продавца расходы на проведение разгрузочных операций и ответственность за связанные с этим риски целесообразно использовать условие DEQ. Данное условие может применяться только при перевозке товара морским, внутренним водным транспортом или путем смешанной перевозки при доставке товара в порт назначения на судне.
11. Поставка с причала (DEQ) означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента предоставления его в распоряжение покупателя на причале (пристани) в согласованном порту назначения и не прошедшим таможенное оформление, необходимые для ввоза товара. Все расходы и ответственность за риски, связанные с доставкой товара в согласованный порт назначения и его разгрузкой на причал (пристань), несет продавец. Согласно DEQ на покупателя возлагается выполнение таможенных процедур, необходимых для ввоза товара, а также оплата выполнения всех расходов, связанных с таможенным оформлением при ввозе товара. Это принципиальное изменение по сравнению с предыдущими редакциями ИНКОТЕРМС, согласно которым выполнение таможенных процедур, необходимых для ввоза товара, возлагалось на продавца. Если стороны намерены включить в обязанности продавца полную или частичную оплату расходов, взимаемых при ввозе товара, то это должно быть в ясной форме выражено в соответствующем пункте, который дополняет договор купли-продажи. Условие DEQ может использоваться только при перевозке товара морским, внутренним водным транспортом или в смешанной перевозке, если его разгрузка на причал (пристань) в порту назначения производится с судна. Если стороны намерены возложить на продавца ответственность за расходы на перемещение товара с причала в иное место (склад, терминал, станцию и т.п.) в порту или за его пределами, должно быть использовано условие DDU или DDP.
12. Поставка без оплаты пошлин (DDU) означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности с момента предоставления покупателю товара, не прошедшего таможенное оформление, необходимые для ввоза товара, и не разгруженным с перевозочного средства, прибывшего в согласованный пункт назначения. На продавца возлагаются все расходы и ответственность за риски, связанные с передачей товара, а также оплата, если потребуется, иных сборов - "any duty" (сюда входит ответственность за выполнение таможенных процедур и за риски, которые могут возникнуть в этот период, а также оплата таможенных пошлин, налогов и иных сборов), взимаемых при ввозе товара в страну назначения. На покупателя возлагаются сборы, расходы и риски, связанные с несвоевременным выполнением им таможенных процедур, необходимых при ввозе товара. При намерении сторон включить в обязанности продавца выполнение таможенных процедур и возмещение всех связанных с этим расходов и несение ответственности за возникающие при этом риски, а также оплату некоторых расходов, взимаемых при ввозе товара, необходимо дополнить соответствующим пунктом в договор купли-продажи в ясной форме. Условие DDU может быть использовано независимо от способа перевозки. При передаче товара в порту назначения на борту судна или на причале (пристани) следует использовать условия DES и DEQ.
13. Поставка с оплатой пошлин (DDP) означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности с момента предоставления покупателю товара, прошедшего таможенное оформление, необходимые для ввоза товара, и не разгруженным с перевозочного средства, прибывшего в согласованный пункт назначения. На продавца возлагаются все расходы и ответственность за риски, связанные с такой передачей товара, в том числе оплата, если потребуется, иных сборов - "any duty" (сюда входит ответственность за выполнение таможенных процедур и за риски, которые могут возникнуть в этот период, а также оплата таможенных пошлин, налогов и иных сборов), взимаемых при ввозе товара в страну назначения. При использовании условия EXW на продавца возлагаются минимальные обязанности, при DDP - максимальные. Условие DDP не может использоваться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить получение импортной лицензии. При намерении сторон исключить из обязанностей продавца оплату некоторых расходов, взимаемых при ввозе товара (например, НДС), в договор купли-продажи должно быть внесено дополнение. Если стороны намерены возложить на покупателя ответственность за все риски и возмещение всех расходов, связанных с выполнением таможенных процедур, необходимых при ввозе товара, целесообразно использовать условие DDU. Условие DDP может применяться независимо от способа перевозки товара. При передаче товара в порту назначения на судне или на причале (пристани) следует использовать условия DES или DEQ.
ЛИТЕРАТУРА
- Таможенная статистика: Учебное пособие: Вып. 1. – М.: РИО РТА, 1996.
- Таможенная статистика: Учебное пособие: Вып. 2. – М.: РИО РТА, 1997.
- Копылва О. Ф. Индексный метод анализа в статистике: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: РИО РТА, 2001.
- Сельцовский В. Л. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли. – М.: Финансы и статистика, 2004.
- Информационное обеспечение в таможенных органах: Учебник / П. Н. Афонин, И. А. Сальников. – СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2006.
- Статистика: Учебное пособие / Харченко Л. П., Долженкова В. Г., Ионин В. Г. и др.; Под ред. канд. эконом. наук В. Г. Ионина. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.
- Основы таможенного дела: учеб. пособие. В 2 т. Т. 2 / под общ. ред. Ю. Ф. Азарова. – М.: РИО РТА, 2005.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….….3
Раздел 1. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ…………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ……………………………………………………5
1.1. Таможенная статистика: предмет, объект, цели
и задачи………………………………………………………….….5
1.2. Организационные основы таможенной статистики………...7
1.3. Официальные публикации по таможенной статистике…….9
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ОТЧЁТНОСТИ ПО ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКЕ…………………………………………….…….11
2.1. Первичные данные и формы отчётности по таможенной статистике…………………………………………………………11
2.2. Выходные данные и формы таможенной статистической отчётности…………………………………………………………16
Раздел 2. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ (ТСВТ)……………………………………………..20
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ…………………………….20
1.1. Статистическое наблюдение в таможенной статистике внешней торговли………………………………………………...20
1.2. Статистическая сводка и группировка показателей в таможенной статистике внешней торговли……………………..21
1.3. Табличный и графический методы в таможенной статистике внешней торговли………………………………………………...24
1.4 Исчисление абсолютных и относительных величин……….27
1.5. Исчисление средних величин……………………………….30
1.6. Составление рядов динамики……………………………….33
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ АНАЛИЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ………………………………………………………....36
2.1 Задачи статистического изучения структуры……………….36
2.2 Атрибутивные ряды распределения…………………………37
2.3. Вариационные ряды распределения………………………...39
2.4. Ведение временных рядов и их представление…………….45
2.5. Изучение динамики и прогнозирования……………………47
ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАТОРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………49
3.1. Понятие, принципы построения и методы
классификации…………………………………………………….49
3.2. Стандартная международная торговая классификация (СМТК) ООН. Номенклатура совета по таможенному сотрудничеству (НСТС). Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)………………..50
3.3. Классификаторы, используемые таможенными органами России………………………………………………………...……53
ГЛАВА 4. ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ: БАЗЫ ДАННЫХ НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ И БАЗЫ ДАННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ……………………………55
4.1. Создание и развитие региональных пунктов сбора информации (РПСИ)……………………………………………...55
4.2. Порядок сбора, передачи и хранения информации для ведения ТСВТ……………………………………………………..57
4.3. Базы данных, используемые для ведения ТСВТ. База данных нормативно-справочной информации (НСИ)…………………...58