Государственное регулирование внешней торговли.
Гос. регулирование внешнеэкон. деятельности базируется на определенных экон. и административных методах. Основы опр. в Фед. законе «О гос. регулировании внешнеэкон. деятельности».
Государственное регулирование – степень вмешательства гос-ва во внешнеэкон. деятельность. Гос-во ведет контроль монопольной деятельности, т.е. создает равные условия на внутреннем рынке.
Внимание управлению и регулированию внешнеэкон. связей уделяют: правительственные органы, гос. аппарат, негос. отечеств. и международные организации. Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осущ. Гос.е регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Госдума, которые могут принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкон. сотрудничества и взаимодействия. Общее руководство внешнеэкон. деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и закл. межправительственных договоров. Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит ЦБ, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы гос-ва в отн. с нац. или центральными банками других гос-в, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностр. валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.
Основные цели регулирования ВЭД: - использование внешнеэкон. связей для ускорения создания в РФ развитой рыночной экономики; - содействие повышению производительности труда и качества нац. продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения росс. предприятий в мировую конкуренцию; - создание условий доступа росс. предпринимателей на мировые рынки посредством оказания гос., организационного, фин., info содействия; - защита нац. внешнеэкон. интересов, защита внутреннего рынка; - создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотн. с различными гос-вами и международными организациями.
Регулирование ВЭД в РФ в условиях рыночной экономики осущ. в соотв. со след. осн.принципами:
- единство внешнеэкон. политики и внутр. экон. политики; - единство систем гос. и негос. регулирования и контроля за его реализацией; - перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экон.е методы; - четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД; - обеспечение равенства всех участников ВЭД.
В настоящее время имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции фед. органов должно оставаться решение таких важнейших вопросов, как:
- опр. основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкон. политики РФ в целом; - разработка соответствующих федеральных программ; - защита экон. интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности; - разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД; - подготовка и закл. международных договоров и гос. соглашений, контроль их исполнения; - организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом; - опр. и реализация валютной политики страны; - формирование и использование золотовалютных резервов РФ; - контроль порядка купли-продажи отдельных товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т. д.); - разработка платежного баланса РФ.
Субъекты РФ в условиях рыночной экономики правомочны:
- осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
- контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
- предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ;
- заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции;
- иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.
Опр. вопросы находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов: - координация действий участников ВЭД; - выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнен. касается интересов регионов); - разработка и выполнение межрегиональных и регион. программ ВЭД; - регулирование приграничной торговли; - информационное обеспечение ВЭД.
Государственное регулирование – степень вмешательства гос-ва во внешнеэкон. деятельность. Гос-во ведет контроль монопольной деятельности, т.е. создает равные условия на внутреннем рынке.
Сложившаяся структура органов управления внешнеэкон. деятельности отражает те изменения, которые произошли в результате либерализации экономики и разработки новой внешнеэкон. политики в РФ. В соотв. с конституцией РФ рук-во внешнеэкон. деятельностью в рамках внешнеэкон. политики осущ. Президент РФ, а исполнение – Правительство РФ. Фед. устройство РФ предполагает распределение полномочий между центральными и местными органами, обеспечивающее единство и целостность внешнеэкономической политики.
В соответствии с законодательством Президент РФ наделен следующими функциями: —осуществлять общее рук-во гос. внешнеэкон. политикой; — подписывать международные соглашения, представлять РФ на соотв. международных форумах; — регулировать военно-техническое сотрудничество; — опр. условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.
Госдума и Совет Федерации разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соотв. комитеты и комиссии участвуют в рук-ве ВЭД на гос. уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств.
Правительство РФ выполняет следующие функции: — проводит в стране единую внешнеэкон. политику, осуществляет разработку соотв. программ; участвует в формировании экспортного и импортного режимов; — осущ. упр. фед. росс. собственностью за рубежом; — регулирует величины ставок таможенного тарифа; — принимает конкретные меры по защите внутр. рынка от массированного импорта; — разрабатывает и осущ. мероприятия по реализации указов Президента РФ.
Министерство внешнеэкономических связей РФ (МВЭС РФ) участвует в формировании внешнеэкон. политики и контроле за ее реализацией, разработке механизма регулирования валютно-кредитных отн. с иностр. гос-вами, осущ. оперативное нетарифное регулирование внешнеэкон. деятельности: выдает в установленном порядке лицензии на экспорт и импорт товаров, контролирует экспорт товаров, в отн. которых применяются меры нетарифного регулирования и др.
Министерство экономики РФ разрабатывает экон. и внешнеэкон. стратегию и формирует механизм ее реализации: привлечение иностр. инвестиций, осущ. совместных программ и проектов, использование иностр. кредитов, участие в установлении экспортных и импортных пошлин и др.
Министерство финансов РФосуществляет руководство валютными резервами страны.
Центральный банк, заключает межбанковские соглашения, представляет интересы гос-ва в отн. с нац.и или центральными банками других гос-в. К основным функциям ЦБ относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностр. валюты и ценных бумаг.
На Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) возложены следующие регулирующие функции: - выработка стратегии внешнеэкон. политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами; - разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики; - осущ. контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров; - сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД; - подготовка и закл. внешнеторг. договоров и соглашений с разными странами; - координация и согласование внешнеэкон. деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами; - осущ.е мер нетарифного регулирования ВЭД.
Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) участвует в разработке и реализации таможенной политики: разрабатывает ставки таможенных пошлин, товарную номенклатуру внешнеэкон. деятельности, организует работу таможенных органов, взимает таможенные пошлины… Федеральная служба по валютному и экспортному контролю РФ координирует межотраслевые вопросы контроля над внешнеэкономической деятельностью: надзор за порядком квотирования и лицензирования, поступлением выручки от проведения валютных операций, аудиторская проверка участников внешнеэкономической деятельности.
Российский экспортно-импортный банк РФ является банком – агентом Правительства РФ и осуществляет функции по финансированию экспорта.
Представительства РФ по торгово-экономическим вопросам проводят работу по осущ. в странах пребывания внешнеэкон. политики, изучают общие экон. условия, планы, программы, конъюнктуру рынков, выдают разрешения на транзит товаров через территорию России.Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) — это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.