Стандартные кризисы менеджеров по продажам

Вся работа менеджера по продажам идет волнообразно: то вверх, то вниз. За подъемами всегда следуют спады. Качество вашей системы продаж определяет, от какого среднего уровня эти волны будут ходить вверх-вниз. Если в самой нижней точке продажи будут приемлемыми ваша команда будет стабильной. В обычных отделах продаж колебания идут от максимума до нуля и ниже. Поэтому даже опытный сотрудник такого отдела может уйти из компании на очередном спаде Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru И неважно, какой по счету этот спад – второй или пятый Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

Спады продаж

Откуда они берутся? Посмотрим, как идет работа менеджера по продажам во времени Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Сначала он набирает клиентскую базу. Составляются длинные списки. Делаются звонки Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Назначаются встречи новым клиентам Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Проводятся переговоры и подписываются контракты, что требует времени, к примеру от месяца до двух Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

Посмотрим, что происходит каждый месяц. В первый месяц активно наращивается клиентская база. Большинство клиентов отсеивается Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru С оставшимися ведутся переговоры на результат. К концу первого месяца подходят первые контракты Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru К этому моменту практически все время и внимание менеджера по продажам сосредоточено на наиболее перспективных клиентах.

Весь второй месяц продолжается «дожим» этих клиентов. Предположим, что из первоначальной клиентской базы осталось 10 перспективных клиентов Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Тогда график продаж может выглядеть так:

• в конце первого месяца – 1 продажа;

• второй месяц – 3 продажи и 1 отказ;

• третий месяц – 1 продажа и 4 отказа.

К концу второго месяца мир прекрасен Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Немало денег уже заработано. И еще столько же впереди: ожидаются от клиентов, готовых платить Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

К концу третьего месяца все ужасно. Клиенты, на которых вы так рассчитывали, обманули вас в лучших чувствах. Они кинули вас с особым цинизмом Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Оставили вас без средств к существованию Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Новых наметок нет Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Наработок нет. До следующих продаж нужно пахать минимум один-два месяца Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru А денег нет уже сейчас.

В этой прискорбной ситуации ваши менеджеры по продажам оказываются каждые два-три месяца Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Несмотря на весь свой опыт, они раз за разом попадают в ту же яму Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Рано или поздно эта ситуация окончательно им надоедает. И бойцы уходят из компании.

В чем же корень зла? Конечно, в слабом управлении командой продаж Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Источник проблемы в том, что не поддерживается стабильный приток новых клиентов.

Почему сначала часть перспективных клиентов покупают, а потом остальные отказываются? Причина в том, что клиенты в разной степени готовы совершить покупку. Те, кто готов больше, быстрее принимают решение Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru И покупают. А те, кто вроде бы готов, но сомневается? Они оттягивают окончательное решение. Они говорят вам, что согласны. И тянут резину. Потом их одолевают сомнения. И они отказываются все равно. Если вы посмотрите на ситуацию с этой точки зрения, все сразу станет ясным. Дело просто в том, что уверенное «да» говорят быстро Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru А тянуть резину и в результате сказать «нет» занимает больше времени.

Как же не допустить сильного падения? На самом деле рассчитывать на вторую половину контрактов было ошибкой. С самого начала нужно было решить для себя: удача – если хоть один из этих контрактов сработает. А если не сработает ни один – это норма Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Дожидаться отказов ни к чему Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Лучше сразу начать нарабатывать новых клиентов Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

Ирония в том, что, если приступать к этому в конце второго месяца спад будет все равно Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Ведь вам требуется один-два месяца, чтобы довести клиента до продажи! На что же вы будете жить весь следующий месяц?

Поэтому начинать наработку новых клиентов нужно в начале второго месяца Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Но в это время вы по уши заняты имеющейся клиентской базой Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Первый контракт только что оплачен Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru На подходе еще девять – как вам кажется Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Вы видите свою жизнь в розовом свете. Зачем же напрягаться?

Здесь менеджеру по продажам должны помочь руководители продаж. Человек слаб, ленив и несовершенен Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru А потом сам же страдает от своей слабости, лени и несовершенства. Только руководство может оказать сотруднику столь необходимую ему поддержку Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

Как? Конечно, ежедневными пинками! И это лучшая помощь, которую вы можете оказать сотруднику Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Если вы его не будете пинать с утра до вечера каждый день – вы его неизбежно потеряете Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru И в этом будете виноваты только вы сами.

Теперь вы знаете, как укрепить вашу систему продаж и не допустить спад у опытных сотрудников Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Беда в том, что у молодых бойцов в начале работы будет минимум два таких спада Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Они наступают даже у тех новичков, у которых уже неплохие продажи. Скажу больше: каждый раз, когда опытный менеджер по продажам переходит на новое место работы, он попадает под эти два спада Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

У бойца с начала деятельности в новой компании мало опыта. Многие просто не умеют продавать. Те же, кто умеет, еще не освоились со спецификой товаров и услуг Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru В первые рабочие недели молодые бойцы учатся всему методом проб и ошибок Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Именно сейчас у них меньше всего уверенности в том, что они действительно подходят для этой работы. Неудивительно, что среди новых сотрудников отделов продаж такая ужасающая текучка.

Теперь рассмотрим подробнее, когда и как возникают эти два кризиса и как с ними бороться Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

Первый стандартный кризис

Он обычно возникает у молодого бойца в конце первой – начале четвертой недели с начала работы Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

Симптомы.

• «Эта компания, ее товары и услуги никуда не годятся!»

• «Товары и услуги, которые я предлагаю, никому не нужны!»

• «Я никогда и ни при каких обстоятельствах не смогу ничего продать!»

• «Я не создан для работы продавца, и у меня никогда ничего не получится!»

Истинная причина Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Начав звонить по своему первому длинному списку, молодой боец нарывается на огромное количество отказов. Их он получает потому, что просто не умеет назначать встречи. Несколько организовать все-таки удается Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Но и они большей частью срываются Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Причина в том, что боец не заинтересовал потенциального клиента во время телефонного разговора Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru А значит, клиент не очень-то хочет встречаться. И предпочтет отказаться под благовидным предлогом. Немногие состоявшиеся встречи тоже не дают результата Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Причина та же – недостаток у молодого бойца опыта и умения работать Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

На самом деле все движется в правильном направлении. Ваш молодой боец активно набирает опыт. Но внешне все выглядит ужасно. Время прошло, клиенты запороты, результатов нет. Отсюда и кризис.

Что делать.

• Лучшее противоядие – принимать тот же яд заранее, в малых дозах Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Расскажите молодым бойцам о двух стандартных кризисах менеджеров по продажам в первый же рабочий день Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Упомяните про них еще через два-три дня Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru И еще раз – на тренинге Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

• «Кто предупрежден – тот вооружен» Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Теперь, когда вы видите, что молодой боец заскучал, вытягивайте его на откровенный разговор Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Как только вы понимаете, что речь идет о стандартном кризисе, –поздравьте молодого бойца! Скажите: «Ты быстро дошел до первого кризиса, молодец!» Пусть знает, что кризисы – это норма Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Через них проходят все Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

• После этого в шутливой манере расскажите, как вы сами сходили с ума незадолго до своего первого крупного контракта Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Как вас точно так же мучили сомнения. Как вы думали, что не созданы для этой работы Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Как вскоре после этого деньги потекли к вам рекой. Хорошо будет привести аналогичные примеры других сильных менеджеров по продажам вашей компании. Особенно уместно задать кому-то из них вопрос: «Алексей, ты помнишь, как загонялся в первый месяц•» На что заранее подготовленный Алексей отвечает: «Точно! Переживал – сил нет! Думал, никогда ничего не продам Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Зато как я поднялся за второй месяц!»

• Единственное настоящее лекарство – это, конечно, клиенты. Они нас калечат – они же нас и лечат Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Так что – новые списки клиентов, звонки и встречи Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Кризис завершится после нескольких удачных встреч или первой продажи Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

Второй стандартный кризис

Он обычно возникает у молодого бойца в четвертую неделю –второй месяц с начала работы.

Симптомы.

• «Все-таки компания вполне нормальная Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Товары и услуги действительно нужны многим клиентам Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Но я не создан для этой работы» Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

• «Определенные результаты у меня есть Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru И все же продажи – это не мое».

• «Может быть, я когда-нибудь смогу выйти на средненькие продажи. Но настоящим профессионалом продаж мне не стать никогда» Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

Истинная причина. Первые результаты есть. Но они неустойчивы. Встречи более-менее назначаются. И вроде бы проходят неплохо Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Но большинство не завершается продажами Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Хотя внешне все делается правильно Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru На самом деле причина та же – недостаточный опыт и профессионализм молодого бойца Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Просто на фоне того, что он многое делает правильно, больше заметны оставшиеся ошибки.

Что делать. То же самое, что и при первом кризисе Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Настоящеелекарство в данном случае – первые заметные результаты продаж Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

Оклад ваших бойцов, скорее всего, невелик, проценты выплачиваются только от результатов продаж Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Поэтому финансовая сторона вопроса также играет важную роль для успешного выживания молодняка в команде Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Все просто Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Молодой боец должен сделать первые продажи в первый месяц работы в вашей компании. В крайнем случае – во второй Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Если он не сделает продажи в третий месяц, он все равно уйдет. А если не уйдет – зачем вам такой нужен? Действительно, зачем вам менеджер по продажам, который три месяца не делает продаж и сидит на голом окладе?

Поэтому, если хотите удержать у себя молодого бойца, разговоров «за жизнь» и психологической поддержки недостаточно Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru Помогите ему сделать первые продажи. И как можно скорее! А потом не забывайте пинать его каждый день Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

И вот тогда вы будете жить вместе долго и счастливо. Как в сказке Стандартные кризисы менеджеров по продажам - student2.ru

Обучение бойцов

Для эффективного обучения ваших бойцов необходимы четыре вещи:

• профессиональные тренинги продаж;

• внутрикорпоративные тренинги продаж;

• наставничество руководителей продаж и опытных бойцов;

• самостоятельное изучение книг, технологий и статей по продажам.

Наши рекомендации