Предоставление тарифных преференций в отношение товаров ввозимых из числа развивающихся стран в рамках нсп
Приказом ГТК РФ №258 от 26.04.1996 в приложении 3 определен перечень развивающихся стран. На сегодняшний момент в него входит 104 страны, которые характеризуются становлением и развитием национальной экономики, развитием машиностроения, легкой промышленностью, с более высоким уровнем дохода на душу населения, чем у наименее развитых стран. В группу этих стран вошли стран Африки, Латинской Америки, Азии, Европы.
Сущность данных тарифных преференций:
В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и происходящих из развивающихся стран применяются ставки таможенных пошлин в размере 75 процентов от базовых ставок определенных приказом ГТК РФ №258 от 26.04.1996.
Механизм практической реализации.
Согласно основным правилам «Соглашения об Унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 05.06.80» оговорены конкретные условия предоставления преференций.
Тарифные преференции предоставляются при выполнение 3-х основных условий:
а) При осуществлении непосредственной закупки. Правилом «непосредственной закупки» предусматривается, что товар должен быть закуплен непосредственно у фирмы, зарегистрированной в стране, на которую распространяется таможенный преференциальный режим. При возникновении ситуаций, когда товар закупается у фирмы, зарегистрированной в одной стране (например, Республика Корея) на которую распространяется преференциальный режим России, а отгрузка товара осуществляется из другой страны, пользующейся аналогичным преференциальным режимом (например Китай) т.е. действует «принцип кумулятивности» возникает вопрос—правомочно ли предоставление преференции? Согласно информационному письму ГТК № 07-10/10108 от 06.06.96 тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из указанных стран, предоставляются только при условии непосредственной закупки данных товаров в этих странах и прямой их поставки в Россию, минуя их выпуск в свободное обращение на территории третьих стран. Что касается принципа кумуляции, то действующим таможенным законодательством, а также нормативными актами ГТК России его применения не регламентировано и следовательно, его использование на практике не может быть обоснованным.
б) прямая отгрузка в Россию минуя их выпуск в свободное обращение на территорию третьих стран. Правило «прямой отгрузки» считается выполненным также в отношении товаров которые:
*транспортируются в РФ транзитом через территорию третьих стран вследствие географических, транспортных, технических, экономических причин. Примером может служит поставка груза из Вьетнама, товар вьетнамский длинный белый рис. Груз был отправлен из порта Хошимин морским транспортом. Согласно инвойса порт выгрузке по данной поставке являлся порт в Латвии, а грузополучателем – московская фирма. По товаросопроводительным документам можно проследить перемещение товара, груз из трюмов сухогруза был выгружен на склады порта Лиепая, затем загружен в железнодорожные вагоны и направлен в Россию. На железнодорожно-транспортных накладных таможенными органами Латвии была сделана отметка (гр. 26 ж/д накладной), что данный груз находился в режиме транзита. Условия прямой отгрузки было соблюдено, особенность транспортировки обуславливалась географическими причинами.
*находятся в режиме временного складирования под таможенным контролем на территории третьих стран;
*приобретены в третьей стране во время или после проведения выставки или ярмарки. Тарифные преференции предоставляются при условии, когда импортер закупил этот товар в том виде, в каком он поступил на выставку или ярмарку, когда товар удовлетворяет требованиям правилам достаточной переработке и когда он не использовался для других целей, кроме выставочных. При этом в сертификате происхождения указывается наименование и продолжительность выставочного мероприятия.
в) предоставление сертификата происхождения товаров по форме «А».
В целях предоставления тарифных преференций таможенными органами к рассмотрению принимается только сертификат о происхождении товаров по форме “А”, выполненный на бланке с защитной сеткой и имеющий 12 граф. Сертификаты выполненные на иных бланках (в том числе, содержащие другое количество граф) несмотря на сходное наименование, не рассматривается в качестве основания для предоставления преференций.
Особое внимание в представленных сертификатах следует обращать на:
1. соответствия сведений об экспортере и импортере (гр. 1.2) сведениям, заявленных в других грузосопроводительных документах.
2. соответствие указанного в сертификате номера счета-фактуры (гр. 10) номеру предъявленного счета фактуры
3. расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать +5%
Сертификат предоставляется вместе с другими товаросопроводительными документами при таможенном оформлении, но не позднее, чем через год после поставки товара.