Рынки сырьевых товаров и продовольствия
Рынки продовольствия
В международной торговле к продовольственным товарам (СМТК 0+1+22+4) относятся продукция земледелия, животноводства, лесного хозяйства, рыболовства и морского промысла, а также полученные на их основе полуфабрикаты и некоторые готовые товары:
Раздел 0. Продовольственные товары и живые животные/Food and live animals
00. Живые животные/Live animals
01. Мясо и мясопродукты/Meat and meat preparations
02. Молочные продукты и яйца/Dairy products and eggs
03. Рыбы и морепродукты/Fish, crustaceans, mollusks and aquatic invertebrates and preparations thereof
04. Зерновые и продукты из зерна/Cereals and cereal preparations
05. Овощи и фрукты/Vegetables and fruit
06. Сахар и мед/Sugar and honey
07. Кофе, чай, какао, специи/Coffee, tea, cocoa, spices
08. Корма для скота/Feeding stuff for animals
09. Разные продовольственные товары/Miscellaneous edible products and preparations
Раздел 1. Напитки и табак/Beverages and tobacco
11. Напитки/Beverages
12. Табак и табачные продукты/Tobacco and tobacco manufactures
Из раздела 2. Сырье непродовольственное, кроме топлива/Crude materials inedible, exept fuels к продовольственным товарам относится товарная группа 22. Масличные/Oil seeds and oleaginous fruits
Раздел 4. Жиры, масла и воски растительного и животного происхождения/Animal and vagetable oils, fats and waxes включает З товарные группы:
41. Жиры и масла животного происхождения/Animal oils and fats
42. Жиры и масла растительного происхождения/Fixed vagetable fats and oils, crude, rafined or fractionaied
43. Жиры и масла животного и растительного происхождения, в другом месте не поименованные/Animal and vagetable fats and oils, processed, n.e.s.
Основные позиции на мировом рынке продовольствия занимают зерновые и продукты их переработки, маслосемена, растительные масла, жиры, шроты, овощи и фрукты, мясо и мясопродукты, молочные продукты, кофе, какао, чай, сахар, рыба и морепродукты. Последние годы наблюдается ярко выраженная тенденция к более быстрому росту торговли продовольствием, готовым к употреблению.
Торговля многими продовольственными товарами на мировом рынке осуществляется на биржах, а цены на такие товары во внебиржевой торговле ориентируются на биржевые котировки (пшеница, кукуруза, кофе, сахар, некоторые виды семян и др.). Некоторые товары продаются на аукционах, которые определяют мировые цены на них (рыба, чай, овощи, фрукты и др.). Для отдельных продовольственных товаров в качестве мировых цен служат импортные или экспортные цены основных импортеров или экспортеров. Например, цены на орехи, сухофрукты, мед определяются на лондонском рынке, на некоторые виды кормовых, овощей и фруктов — на парижском оптовом рынке или по импортным ценам Германии.
Цены на многие продовольственные товары отличаются значительной неустойчивостью из-за влияние различных факторов (погода, сезонность спроса и предложения, возможность проведения спекулятивных биржевых операций и др.). Колебания цен на многие товары могут достигать 100% в течение года, 10—13% в течение месяца.
Цены на продовольствие аналогично ценам на многие другие товары характеризуются множественностью в связи с наличием различных сортов, центров торговли, а также с разными сроками поставки и др. Сильное влияние на цены оказывает конкуренция со стороны искусственных и синтетических заменителей (хотя в большей степени это относится к сельскохозяйственному сырью). Под ее воздействием происходит сближение цен на натуральные и синтетические товары, причем последние достаточно часто становятся регулятором цен на натуральные продукты.
Некоторыми особенностями обладает ценообразование на продукцию многолетних (особенно древесных) культур. Это связано с существованием различных циклов развития этих культур, а также с сильным и продолжительным воздействием на них неблагоприятных погодных условий. Аналогичное влияние эти факторы оказывают и на рынок мяса, что обусловлено длительностью воспроизводства стада.
Динамика мировых цен в значительной степени зависит от внешнеторговой политики, поскольку для продовольственных товаров характерны достаточно жесткая тарифная и нетарифная защита внутренних рынков и в промышленно развитых странах широкое субсидирование экспорта.
В связи с большими колебаниями цен на продовольствие, как и на другие сырьевые товары, на межгосударственном уровне предпринимаются шаги по стабилизации рынков. Международные товарные соглашения, в которых участвуют экспортеры и импортеры, с помощью экспортных квот, буферных запасов и других механизмов пытаются регулировать цены на кофе, какао, сахар, пшеницу и др., ассоциации стран-экспортеров — цены на перец, бананы и др.
Продукция животноводства
Это понятие объединяет несколько товарных групп (СМТК, группа 00. Живые животные; группа 01.Мясо и мясопродукты; группа 02. Молочные продукты и яйца).
Оборот мировой торговли крупным рогатым скотом составляет свыше 5 млн. голов в год, свиней — 9-10, овец — 15. В торговле племенным скотом участвуют в различной степени почти все страны, а основными экспортерами являются США, страны ЕС и Канада. Торговля живым убойным скотом носит в основном региональный приграничный характер. Такая торговля наиболее развита в США и странах ЕС.
Важным регионом сбыта живых овец и ягнят является Ближний Восток, поскольку страны этого региона в силу специфических религиозных требований к убою скота закупают мясо в виде живого скота. Главными поставщиками в этот регион являются Австралия и Турция.
Основными рынками реализации мясных лошадей и конины являются Италия, Франция, страны Бенилюкса, Австрия.
На мировом рынке мяса осуществляется торговля птицей (куры, утки, индейки, голуби, фазаны, куропатки и др.) разной степени обработки, говядиной, свининой, бараниной, козлятиной и др. в свежем, охлажденном и мороженом виде. Удельный вес поставок на мировой рынок охлажденного и замороженного мяса с каждым годом возрастает. В первой половине 90-х гг. мировое производство мяса составляло 270—280 млн. т в год, в том числе говядина и телятина — 25%, свинина — 35%, баранина и козлятина — 15%, мясо птицы — 25%.
Мировой экспорт говядины составляет около 5,5 млн. т. Основными поставщиками являются Австралия, Бразилия, Аргентина, Новая Зеландия, Уругвай, а также страны ЕС и США. Основными производителями свинины являются Китай, США и Европа, основными экспортерами —Дания, страны Бенилюкса, Канада и США. Баранина и ягнятина производятся в основном в Австралии и Новой Зеландии. Мировой экспорт баранины составляет около 1 млн. т. Основные производители битой птицы — США, страны ЕС, Китай. Мировой экспорт птичьего мяса составляет около 3 млн. т в год. Основными экспортерами являются США, Франция, Голландия, а импортерами — Германия, Япония, Гонконг, Саудовская Аравия.
Цены на рынке мяса подвержены значительным колебаниям в зависимости от качества, условий поставки и других факторов. Очень высокие требования предъявляются к качеству и санитарным характеристикам при ввозе мясопродуктов, например в странах ЕС.
Помимо непосредственно мяса на мировом рынке обращаются и субпродукты (печень, ножки, хвосты, языки, легкие и др.), кости, костная мука и др. Традиционно развитым рынком таких товаров является Западная Европа.
До конца XIX в. молочные продукты (молоко, сливочное масло, сыры) производились в основном для внутреннего потребления. Только сыры, составлявшие специализацию отдельных регионов (во Франции, Швейцарии, Италии), были в небольших количествах предметом международной торговли. Более широкое вовлечение молочных товаров в международный оборот произошло в результате использования холодильного оборудования на транспортных средствах (автомобили, суда и вагоны-рефрижераторы), а также благодаря росту потребления этих продуктов в промышленно развитых странах.
Ежегодный объем мировой торговли молочными товарами превышает 11 млн. т. Наиболее распространена торговля такими видами молочных товаров, как сыры, сливочное масло, сухое молоко. Для молочных товаров характерна высокая степень географической концентрации экспорта. Основными поставщиками этой продукции выступают страны ЕС, Новая Зеландия, США, Австралия, Аргентина. Объемы импорта существенно различаются по конкретным видам товаров и странам. Мировое производство сливочного масла составляет около 7 млн. т, из которых на экспорт направляется около 20%, сыра — около 10 млн. т, в том числе 20% экспортируется. Молоко продается на мировом рынке в основном в виде сухого порошка или конденсата. Мировое производство составляет 400—450 млн. т.
В 90-е гг. отмечаются высокие темпы роста мирового производства и потребления яиц, а также международной торговли ими. Это позволяет рассматривать данный рынок как один из наиболее динамично развивающихся рынков сельскохозяйственных и продовольственных товаров. Объем мирового производства яиц в 1997 г. составил свыше 710 млрд. шт. Основными производителями являются Китай (более 45%), страны ЕС (более 10%), США (более 10%), а также Япония (около 6%), Индия (около 4%) и Россия (около 4%). В 1997 г. мировой экспорт яиц составил около 6,8 млрд. шт., а в 1998 г. — свыше 7 млрд. шт. При этом около половины всех экспортных поставок осуществляется из США (около 3 млрд. шт.), более 1 млрд. экспортируется из Китая, менее 1 млрд. шт. — из Нидерландов. На эти три страны приходится около 70% мирового экспорта * . Основными покупателями являются Япония, Гонконг, Канада и Мексика. В странах ЕС торговля яйцами носит в основном внутрирегиональный характер, хотя наблюдается тенденция к росту экспорта в третьи страны.
* Кривокоченко Л.В. На мировом рынке яиц//БИКИ. 1999. №53-54.13 мая. С. 9,12.
Зерновые
Данная группа включает не только зерновые культуры, но и продуктыих переработки (СМТК, группа 04. Зерновые и продукты из зерна). Зерновые (пшеница, кукуруза, ячмень, овес, рожь и др.) являются самым массовым продовольственным товаром на мировом рынке. Зерновые используются также в качестве кормов для скота, сырья для промышленной переработки. В связи с этим развитие рынка зерновых товаров оказывает значительное влияние на торговлю продовольственными и сельскохозяйственными товарами в целом.
Наиболее важное место среди зерновых занимает пшеница, которая во многих странах считается стратегическим товаром. Мировое производство пшеницы составляет свыше 600 млн. т в год. Для потребительских целей используются твердые сорта — дурум (durum), а в качестве кормовой пшеницы — мягкие сорта.
Крупнейшим в мире продуцентом пшеницы является Китай (около 100 млн. т), который выступает на рынке и в качестве ее крупного покупателя. К основным продуцентам относятся страны ЕС, особенно Франция (около 90 млн. т), США (около 60 млн. т), Индия (около 60 млн. т), Россия (около 30 млн. т), Канада (около 25 млн. т), Австралия, Аргентина, Пакистан, Турция и Казахстан.
В год экспортируется около 100 млн. т пшеницы. Среди экспортеров выделяются США, Канада, Австралия, Аргентина, а также страны ЕС. К числу значительных импортеров пшеницы относятся Китай, страны СНГ, Япония, Бразилия, Египет, а также Алжир, Иран и Индонезия.
Пшеница является традиционным биржевым товаром. Мировые цены на пшеницу в значительной мере формируются на рынке США, которые считаются крупнейшим экспортером этого товара и центром биржевой торговли. Значительную роль в формировании цен на пшеницу играет Чикагская торговая палата (Chicago Board of Trade, CBT).
В 1997-1998 гг. мировое производство кукурузы составило почти 600 млн. т, а мировой экспорт — более 63 млн. т *. Основным производителем и экспортером кукурузы являются США.
БИКИ,1999, № 50.29 апреля. С.6.
Производство ячменя сконцентрировано в северном полушарии. Основные производители — страны СНГ, Канада, Великобритания. На мировой рынок попадает около 15% всего мирового производства.
Основными производителями овса считаются страны СНГ, ЕС, США и Канада, а основными производителями ржи, которая используется в основном для выпечки хлеба, — страны СНГ;
Организацией, занимающейся прогнозированием и в некоторой степени регулированием мирового рынка зерновых, является Международный совет по зерну (МСЗ).
Мировой рынок риса представляет собой несколько обособленный сегмент рынка зерновых в силу специфики его производства и потребления. Рис является одним из основных продуктов питания в ряде азиатских и некоторых других странах, что определяет значительные объемы производства и мировой торговли этим товаром. Наиболее высококачественным считается сорт «white basmati», цены на который почти в два раза превышают цены на остальные сорта. Мировое производство риса в 1994—1996 гг. составляло свыше 530 млн. т. в год. Основными производителями являются Китай (около 33%), Индия (около 23%), Индонезия (около 9%), Бангладеш (около 5%), а также Вьетнам, Таиланд, Мьянма, Япония, Филиппины, Бразилия*. Потребление риса с начала 90-х гг. превышает его производство, что приводит к общему сокращению запасов.
* Зотов Г.М. Современное состояние мировых рынков сырья//Международный бизнес России. 1996. № 6. С. 28.
Объем мировой торговли рисом в середине 90-х гг. составлял 15-20 млн. т. Лидирующие позиции в мировом экспорте риса занимают Таиланд, США, Вьетнам, Мьянма и Пакистан. Крупнейшим импортером риса в 1995 г. была Индонезия (14% мирового импорта). Значительными импортерами выступали Бангладеш, КНДР, Иран, Саудовская Аравия, Бразилия, ЕС.
Производство остальных видов зерновых культур имеет региональный характер, как, например, сорго и просо в Африке и Азии.
Помимо зерновых на мировой рынок поступают хлебопродукты (хлеб, макароны, вафли, сухари и др.) и продукция мукомольной промышленности (мука, битый рис, солод, крахмал и др.). Рынок хлебопродуктов сформировался в последней четверти XX в. в результате диверсификации пищевой промышленности, что определяет широкую номенклатуру товаров этой группы и разнообразие цен. Цены на продукцию мукомольной промышленности находятся под влиянием цен исходного сырья, так как затраты на переработку не подвержены существенным колебаниям. Крупным экспортером является Германия, а импортером — Япония.
Овощи и фрукты
Овощи и фрукты не имеют такого большого значения в международной торговле, как, например, зерновые. Они выращиваются по всему миру и различаются в ассортиментах по регионам, в зависимости от почвенных и климатических условий. За последние годы роль овощей и фруктов в современной диете человека возрасла, что привело к увеличению площадей их выращивания и расширению ассортимента, особенно в районах крупных промышленных агломераций.
Среди фруктов наибольшее значение в международной торговле имеют цитрусовые и бананы. Их мировое производство в 90-х гг. составляло 75—80 млн. т в год. Торговля цитрусовыми осуществляется в основном между странами Средиземноморского бассейна и европейскими странами, а бананами — между Латинской Америкой, Северной Америкой и Европой. Объем мирового экспорта бананов в 90-е гг. составлял 10—12 млн. т.
Среди фруктов умеренной климатической зоны наибольшее значение в международной торговле имеют яблоки. В середине 90-х гг. их мировое производство составляло свыше 30 млн. т, в том числе свыше 10 млн. т экспортировалось.
В Европе достаточно активно развивается торговля свежими и замороженными ягодами (клубника, малина, вишня и др.).
Сахар
Сахар производится в тропической зоне из сахарного тростника (около 2/3 мирового производства) и в умеренной климатической зоне из сахарной свеклы. Основными производителями сахара из сахарного тростника являются Куба, Бразилия, а также ЮАР, Индия, Китай. Производство свекловичного сахара осуществляется в основном в промышленно развитых странах и обходится дороже, чем выработка сахара из сахарного тростника, поэтому в странах производящих свекловичный сахар, как правило, применяются правительственные субсидии, особенно для стимулирования экспорта по ценам, которые могли бы конкурировать с ценами тростникового сахара.
В 1995—1996 гг. объем продукции в 110 странах-продуцентах, согласно оценке специалистов, составил примерно 120 млн. т (на общую сумму 25 млрд. дол.); около 28% было поставлено на внешний рынок.
Производство сахара является важной отраслью сельского хозяйства многих стран, поэтому национальные рынки сахара обычно защищаются с помощью различных инструментов (контингенты, контролируемые цены внутреннего рынка и др.). В ближайшие годы потребление сахара будет возрастать примерно на 1,2% ежегодно и достигнет к концу столетия 125 млн. т. Этому будет способствовать политика правительств по поддержке национальных производителей, а также действие Международного соглашения по сахару.
В то же время в пищевой промышленности увеличивается потребление заменителей сахара, которые вытесняют с рынка натуральное сырье. К ним относятся, например, сахарин, кукурузные сиропы (распространены в США) и др. Производство заменителей сахара также будет увеличиваться, прежде всего в промышленно развитых странах. Заменители будут вытеснять натуральный сахар, особенно при изготовлении безалкогольных напитков, кондитерских изделий и других продовольственных товаров. В результате совершенствования технологий в производстве заменителей сахара должны снизиться цены на них, что будет способствовать увеличению их потребления и ослабит позиции натурального сахара даже в традиционных сферах его применения в пищевой промышленности.
Цены на сахар характеризуются большой нестабильностью, усиливаемой спекуляциями на биржах. Три четверти мировой торговли сахаром осуществляется на свободном рынке, где наиболее представительными ценами являются котировки Лондонской, Нью-Йоркской и Парижской бирж. Остальная часть сахара реализуется по высоким ценам преференциальных рынков, например импорт сахара в страны ЕС из стран Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана.
Регулирование мирового рынка сахара осуществляется на основе Международных соглашений по сахару, первое из которых было заключено в 1932 г. На основе решений Международного соглашения по сахару 1968 г. была создана Международная организация по сахару (International Sugar Organization, ISO) со штаб-квартирой в Лондоне. Высшим органом этой организации является Международный совет по сахару (International Sugar Council, ISC).
Пищевкусовые товары
К пищевкусовым товарам относятся товары группы 07 СМТК:
кофе, чай, какао, специи.
Кофе выращивается в тропической климатической зоне более чем в 70 странах. Основные сорта — «арабика» (около 90% мирового производства кофе) и «робуста», который выращивается в основном в Африке. В некоторых странах (Либерия, Конго, Ява) выращивается также сорт «либерика», который качественно уступает первым двум и почти не имеет значения в международной торговле.
Основными продуцентами кофе являются Бразилия, а также Колумбия, Кот-д'Ивуар, Индонезия, Мексика, Индия, Вьетнам. Значительная часть кофе в сыром виде экспортируется в развитые страны, где оно подвергается дальнейшей обработке, потребляется или экспортируется в другие страны в готовом к употреблению виде. Крупнейшими потребителями кофе в мире являются страны ЕС (особенно Германия и Франция) и США (самая крупная страна-импортер).
Торговля кофе осуществляется как непосредственно между фирмами стран — производителей и потребителей, так и посредством бирж, в основном в Нью-Йорке и Лондоне. Сделки с реальным товаром осуществляются, как правило, в Гамбурге, располагающем крупнейшими в Европе складами в свободной таможенной зоне.
Регулирование рынка кофе осуществляется Ассоциацией стран — продуцентов кофе (Association Coffee Producing Countries, ACPC), а также на основе Международных соглашений по кофе. Первое Международное соглашение по кофе заключено в 1962 г., второе — в 1968 г., третье — в 1976 г., четвертое — в 1983 г., пятое — в 1994 г. на период до сентября 1999 г., однако фактически перестало действовать уже за несколько месяцев до этого срока. Дерегулирование рынка кофе произошло вследствие реализации в большом объеме его излишков и запасов бразильскими продуцентами, которые использовали благоприятный момент для получения прибыли в результате обесценения бразильской валюты после финансового кризиса.
Какао, так же как и кофе, выращивается в тропической зоне, а затем в сыром виде зерна какао экспортируются в развитые страны. Основными районами выращивания какао являются Центральная Африка (Кот-д'Ивуар, Гана, Нигерия, Камерун) и Латинская Америка (Бразилия и Мексика), а также Малайзия.
Ежегодные объемы мирового производства какао, как правило, значительно отличаются, что приводит к постоянным колебаниям цен на мировом рынке. Основными факторами, влияющими на объемы производства, являются засуха в Африке, проливные дожди или холода в период сбора какао, бобов в Бразилии, а также частые изменения площади выращивания какао под влиянием низких цен международного рынка в предыдущем периоде.
Основными потребителями какао считаются США, Германия, Голландия, Великобритания, Швейцария.
Международная торговля какао осуществляется как между фирмами стран — производителей и потребителей, так и посредством бирж, в основном в Лондоне и Нью-Йорке.
Регулирование рынка какао осуществляется на основе Международных соглашений по какао. Первое Международное соглашение было заключено в 1972 г., второе — в 1975 г., третье — в 1980 г., четвертое — в 1986 г., пятое — в 1993 г.
Чай выращивается в тропической и субтропической зонах. Наиболее ценными сортами черного чая обладают Кения и Шри Ланка, а также Индонезия, которая поставляет очень ароматный чай золотистого цвета. На рынке также присутствует зеленый чай из Китая, однако его популярность относительно не велика.
Основными производителями чая в 1998 г., как и в прошлые годы, оставались Индия (867 тыс. т), Кения (294 тыс. т), Шри Ланка (280 тыс. т), а также Индонезия и Бангладеш, основными экспортерами — Шри Ланка (271 тыс. т), Кения (264 тыс. т), Индия (205 тыс. т)*. В Индии большая часть чая потребляется на внутреннем рынке.
БИКИ, 1999. № 57. 20 мая. С. 6.
Чай является традиционным товаром аукционной торговли. В 1679 г. в Лондоне прошел первый аукцион чая, а 29 июня 1998 г. — последний. Великобритания была единственной, не производившей чая страной, в которой проходили чайные аукционы. Теперь они проходят только в странах-производителях. В 1997 г. Кения отказалась участвовать в лондонских аукционах, аналогичным образом поступили Шри-Ланка, Малави и Танзания. Наибольшее значение имеют чайные аукционы в Калькутте (Индия), Джакарте (Индонезия), Момбасе (Кения), Коломбо (Шри-Ланка).
Наиболее представительными ценами на специи (черный и белый перец, кардамон, тмин, гвоздика, имбирь и др.) являются цены Лондонского оптового рынка.
В последние годы отмечалось значительное увеличение потребления перца в странах Азии. В таких государствах, как Индонезия и Китай, все большее количество перца направляется на внутренний рынок. В то же время растет потребление перца и в других странах. В этой связи наблюдается существенное превышение потребления перца над его производством и, как следствие, сокращение запасов и рост цен.
В середине января 1997 г. цены на белый перец на европейском рынке составляли 5600 дол. за т, а на черный перец — 3000 дол. Черный и белый перец получают с одного растения. Если разница в ценах на черный и белый перец превышает 1500 дол. за т, продуценты переключаются на выпуск первого.
На долю США приходится около 90% мировых закупок черного перца. Он производится в Индии, Бразилии, Индонезии, Малайзии и Вьетнаме.
Основным поставщиком белого перца выступает Индонезия, а также Бразилия и Малайзия. Крупнейшими потребителями белого перца являются Германия, Индонезия, США, страны Восточной Европы.