Торговое обслуживание:услуги торговли,системы, формы и культура торгового обслуживания
Торговое обслуживание – это комплексное понятие, которое включает в себя такие понятие, как качество торгового обслуживания, культура торговли, культура обслуживания, уровень обслуживания, в основе этих понятий лежит забота о покупателе, который должен иметь возможность с наименьшими за-тратами времени и наибольшими удобствами приобрести в торговле всё необ-ходимое.
Главным направлением развития торговой фирмы в настоящие время и в перспективе является значительное повышение торгового обслуживания поку-пателей, что имеет большое социально – экономическое значение.
Высокий уровень торгового обслуживания может быть достигнут лишь в результате тесного взаимодействия всех звеньев торговли, снижения издержек потребления и предоставления разнообразных услуг населению. [15 с. 55]
Качество торгового обслуживания находится в полной зависимости от количества и качества товаров в магазине, условиях их приобретения, затратах времени покупателей и качества услуг, культуре обслуживания»
Соответственно культура торгового обслуживания – самое широкое понятие, включающее качество и культуру обслуживания покупателей. Основными составляющими культуры торговли:
• наличие в магазине широкого и устойчивого ассортимента качественных товаров, удовлетворяющего спрос обслуживаемых групп населения;
• наличие достаточной розничной торговой сети, использование наиболее эффективных типоразмеров магазина, удобное их размещение в регионе, техническая оснащённость;
• применение в магазине наиболее эффективных современных форм продажи, обеспечивающих быстрое и удобное обслуживание покупателей;
• оказание покупателям дополнительных услуг. Связанных со специфическими особенностями товаров;
• организация внутри – и внемагазинной рекламы и информации, способствующей лучшей информированности покупателей, формированию покупательского спроса и экономии времени покупателей;
• культура труда работников магазина, означающая должную профессиональную квалификацию торгового персонала, высокий этический и эстетический уровни обслуживания;
• строгое соблюдение установленных правил торговли и правил продажи отдельных товаров.
Форма торгового обслуживания включает особенности торгово-технологического процесса. К ним относятся:
- методы продажи товаров;
- дополнительные услуги;
- персональные методы продажи.
В магазине различают следующие методы продажи товаров:
- индивидуальное обслуживание покупателей или продажа товаров через прилавок (традиционный метод продажи);
- открытая выкладка товаров;
- продажа товаров по образцам или каталогам;
- продажа товаров по предварительным заказам;
- продажа методом самообслуживания.
6. Этапы проведения коммерческой сделки на рынке товаров и услуг и их содержание.
Проведение коммерческой сделки можно разделить на несколько этапов:
– поиск и выбор контрагента;
– подготовка к подписанию контракта купли-продажи;
– заключение контракта;
– реализация условий контракта.
Предположим, отечественное предприятие решило закупить оборудование. Прежде всего, покупатель должен определить круг возможных поставщиков, затем – порядок финансирования сделки (за наличные деньги, за счет кредита, в обмен на часть продукции, за счет реализации другого экспортного товара).
Следующий шаг – подготовка технико-экономического задания, в котором указывают все необходимые параметры оборудования (производительность, номенклатура готового продукта, режимы работы, инженерное обеспечение и т.д.), а также оговаривают порядок платежа, условия поставки, сроки изготовления заказа, возможность послепродажного обслуживания и т.п.
Каждому возможному партнеру направляют письмо с технико-экономическим заданием и указанием срока, в течение которого предложение будет действительно. Если по истечении установленного срока предложение оставлено без ответа, это означает нежелание участвовать в сделке. Если же кто-то из возможных партнеров отозвался на предложение, можно приступать к заключению сделки, уточнив предварительно технические решения, гарантии качества, способ доставки и другие вопросы. Отдельно необходимо, обсудить условия платежа, от которых во многом зависит окончательная цена контракта.
На этапе подготовки сделки покупатель должен рассчитать себестоимость конечного продукта с учетом затрат на приобретение и эксплуатацию оборудования, а также на реализацию товаров для погашения кредита либо оплаты всей сделки. Базой для расчета может служить цена партнера и сумма всех затрат покупателя. При закупках оборудования на валюту необходимо учесть, что цена на это оборудование поддерживается государством на фиксированном заниженном уровне за счет государственных дотаций.
При подписании контракта стороны согласуют текст статей и парафируют контракт постатейно либо по листам текста, окончательно определяют цену сделки с учетом различных скидок в зависимости от величины заказа, условий платежа и доставки, гарантий и т.п.
Согласованный контракт подписывают два уполномоченных лица. С момента вступления контракта в силу начинается этап его реализации, который включает деловую переписку, банковские операции, заключение соглашений с фирмами, обеспечивающими транспортировку, страхование, получение лицензий на ввоз и вывоз и т.д.