Доходы, прибыль и рентабельность
Валовой доход торговли, его значение, источники образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода.
Валовой доход - это общая сумма денежных средств, поступающих в пользу предприятия от его хозяйственной деятельности.
В производственной деятельности валовым доходом является выручка от реализации продукции (работ, услуг).
В торговле основным источником валового дохода являются оптовые и торговые надбавки.
Валовой доход предназначен для покрытия расходов организации и получения прибыли, т.е. от размера валового дохода зависит величина прибыли.
Валовой доход в торговле измеряется двумя показателями:
- в сумме - абсолютный показатель
- в % к товарообороту или уровень ВД - относительный показатель.
Уровень валового дохода (средний % торговой надбавки) рассчитывается по формуле:
сумма ВД х100
У ВД = Т
Уровень валового дохода показывает, какой доход в копейках предприятие получает с каждого рубля товарооборота.
На сумму валового дохода влияют следующие факторы:
1. Объем товарооборота - чем больше объем товарооборота, тем больше сумма валового дохода и наоборот.
2. Структура товарооборота - чем больше в товарообороте доля товаров с высоким уровнем торговой надбавки, тем больше сумма валового дохода и наоборот.
3. Размер торговой надбавки – чем выше ее процент, тем больше сумма валового дохода и наоборот.
Планирование валового дохода
Целью составления плана валового дохода является определение необходимого дохода для возмещения расходов и получения прибыли.
Планирование валового дохода может осуществляться 2 методами.
Экономико-статистический метод.
При этом методе используются данные об уровне валового дохода за несколько прошлых лет (обычно за 3 года), а также изменения, которые могут произойти в деятельности предприятия в предстоящем периоде. На основании данных за прошлые периоды рассчитывается среднегодовой темп изменения валового дохода, который и берётся за основу.
Расчёт производится в следующем порядке.
1. Определяется плановый уровень валового дохода:
Факт. Увд х ( 100 +,- темп изменения Увд )
План. Увд = 100
2. Определяется плановая сумма валового дохода:
сумма ВД план. = Т план. х Увд план.
Метод экономико-статистический целесообразно применять при стабильной экономике, когда нет колебания цен.
Нормативный метод или метод технико-экономических расчётов.
При этом методе используются плановые показатели и нормы:
- плановый объём товарооборота в целом по предприятию и товарным группам (структура товарооборота);
- установленный организацией размер торговых (оптовых) надбавок;
- материалы анализа валового дохода за предшествующий период.
Порядок расчёта:
1. Определяется сумма валового дохода (торговых надбавок) по отдельным товарным группам:
Т х % ТН (ОН)
Сумма ВД = 100 + % торговой надбавки
2. Определяется общая сумма валового дохода путём сложения суммы торговых надбавок по всем товарным группам.
3. Определяется плановый уровень валового дохода :
сумма ВД план. х 100 %
План. Увд = Т план.
Прибыль, ее значение.
Целью предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики является получение прибыли.
Прибыли как экономическая категория характеризуется следующими функциями: 1.Оценочная функция - качество работы организации оценивается размером получаемой прибыли и рентабельности.
2.Распределительная функция - полученная организацией прибыль распределяется между организацией и госбюджетом, так как в соответствии с действующим законодательством организация обязана уплатить в бюджет налог на прибыль в размере 24 %. Оставшаяся часть полученной прибыли направляется в распоряжение организации.
3.Стимулирующая функция - работники организации должны быть заинтересованы в повышении эффективности работы организации и , соответственно, в получении максимальной прибыли, так как за счет прибыли работникам оказывается материальная помощь, приобретаются путевки, оплачиваться стоимость проезда и так далее.
Виды прибыли и показатели измерения.
В торговой организации рассчитываются следующие виды прибыли:
- прибыль от продаж (Пп) – это прибыль, полученная от основной деятельности организации.
Пп = ВД - ИО
-бухгалтерская прибыль (Пбух ) –это прибыль с учетом прочих доходов и прочих расходов Этот показатель характеризует конечный финансовый результат деятельности организации.
Пбух = ВД – ИО + ПД -- ПР
где ПД - прочие доходы
ПР - прочие расходы
Прочие доходы и расходы учитываются в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету № 9/99 « Доходы организации» и № 10/99 « Расходы организации», утвержденные Приказами Минфина № 32-н от 06.05.99 и № 33-н от 06.05.99.
К прочим доходам относятся поступления от сдачи имущества в аренду, от продажи основных средств, пени, штрафы, неустойки, полученные организацией за нарушение условий хоздоговоров, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, положительные курсовые разницы по валютным счетам, страховые возмещения в случае пожара, наводнения, аварий и др.
К прочим расходам относятся оплата организацией услуг банков, уплата налогов, штрафы, пени, неустойки, уплаченные организацией за нарушением условий хоздоговоров, убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, судебные расходы, расходы, возникшие в результате чрезвычайных обстоятельств и др.
- чистая прибыль (ЧП) – это прибыль, остающаяся в распоряжении организации на его нужды после уплаты налога на прибыль Решение о распределении чистой прибыли принимают учредитель организации. Если прибыль не расходуется на производственное или социальное развитие организации, то она остается как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственных средств организации.
ЧП = БП - налог на прибыль
Прибыль измеряется двумя показателями:
- в сумме – абсолютный показатель
- в % к товарообороту (уровень прибыли -Уп) - относительный показатель.
Прибыль, выраженная в % к товарообороту называется рентабельностью.
Уп = Пп х 100
Т
Уровень прибыли или рентабельность можно рассчитать по другой формуле:
Уп =Увд – У ио
На величину прибыли оказывают влияние следующие факторы:
1.Товарооборот ( объем продаж) –чем больше товарооборот, тем больше сумма прибыли и наоборот.
2. Валовой доход - чем больше валовой доход, тем больше сумма прибыли и наоборот.
3. Издержки обращения - чем больше издержки обращения, тем меньше сумма прибыли и наоборот.
4. Прочие доходы - увеличивают прибыль.
5.Прочие расходы –уменьшают прибыль.
Распределение и использование прибыли
Распределение и использование чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли.
Объектом распределения является бухгалтерская прибыль организации. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и на нужды организации. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налога и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции организации.
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
· прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
· величина прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов, не должна снижать заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
· прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной — на потребление.
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов использования прибыли. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, на социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.
К расходам, связанным с развитием производства относятся расходы на научно-исследовательские и технологические работы, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков процентов по ним. Взносы из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средств перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.
Распределение прибыли на социальные нуждывключает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансированию строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного хозяйства, проведению оздоровительных, культурно-массовых мероприятийи т. п.
К затратам на материальное поощрениеотносятся временные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.
При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных долгов, финансирования различных затрат.
Нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.
Экономическое обоснование прибыли.
Для финансирования производственного и социального развития организация должна определить величину прибыли, которая необходима для этих целей в предстоящем периоде.
План прибыли представляет собой разницу между плановыми суммами доходов и расходов. Расчет прибыли на планируемый период производится двумя методами.
Экономико-статистический метод.
Порядок расчетов:
1. Определяется уровень прибыли на планируемый период
план. Уп = Уп отчет. Х ( 100 % +, - темп изменения Уп )
2.Определяется плановая сумма прибыли от продаж
Пп = Т план. х план. Уп
3. Определяется плановая бухгалтерская прибыль
план. Пбух = Пп + ПД - ПР
Метод технико-экономических расчетов (нормативный метод).
Порядок расчетов:
1. Определяется плановая сумма прибыли
план. Пбух = ВД план. – ИО план. + ПД – ПР
2. Определяется плановая рентабельность
план. Уп (рентабельность) = Пп план. х 100
Т план.
Или
план. Уп (рентабельность) = план. УВД– план. УИО
ТЕМА 9.
Планирование деятельности организации
Понятие планирования и прогнозирования.
Планирование – это процесс формирования целей деятельности организации и путей их достижения.
Различают 2 типа планирования:
- директивное – носит обязательный характер для исполнителей
- индикативное – носит информационный, ориентирующий характер.
Принципы планирования:
- научность (знание законодательства);
- принцип скользящего планирования (постоянная корректировка, т.е. изменение, уточнение в процессе исполнения плана) Например, годовой план корректируется ежеквартально с учетом каких-либо факторов, влияющих на производство, в свою очередь квартальные планы могут корректироваться ежемесячно.
- Многовариантность (составляется не один вариант плана, а несколько, с учетом работы в наилучших, наихудших и оптимальных условиях).
По срокам составления планы делятся:
- долгосрочные – сроком на 3 – 5 лет. Они определяют стратегию организации;
- среднесрочные – от 1 до 3 лет.
- краткосрочные – до 1 года. Они более детальные и конкретные.
Методы планирования
Методы планирования:
· Балансовый метод– обеспечивает соответствие между ресурсами и их использованием. При этом методе составляется двухсторонняя таблица - баланс.
Различают балансы
А) Материальные: баланс товарооборота - увязывает приход и расход товаров.
Б) Стоимостные или денежные: Государственный бюджет, Финансовый план предприятия - увязывает доходы и расходы.
· Экономико-статистический метод – при его использовании за основу берутся фактические данные сопоставимых периодов и, учитывая намечающиеся изменения в работе организации, рассчитывают показатели на будущее.
Например: товарооборот магазина за январь 70 тыс. руб.
В феврале товарооборот увеличится на 10 % по сравнению с январем.
Рассчитываем товарооборот в феврале с учетом его роста.
70 тыс.руб. - 100 %
х - 110 %
х = 70 х 110 % = 77 тыс.руб.
· Нормативный метод (технико-экономических расчетов) – при этом методе расчеты осуществляются при помощи норм, нормативов, тарифов, ставок и т.д.
Этим методом планируются товарные запасы, расходы организации.
· Бизнес-планирование -в условиях рыночной экономики план работы организации может быть назван бизнес-планом.
Бизнес-план, его значение и содержание.
Как правило, бизнес-план разрабатывается на 3-5 лет и ежегодно корректируется. Бизнес план представляет собой комплексный план развития фирмы.
Это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
В конечном счете бизнес-план отвечает на вопрос – стоит ли вообще вкладывать деньги в дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
Разделы бизнес-плана:
1.Описание фирмы (название организации, адрес, история развития, сфера бизнеса, контактный телефон, режим работы).
2. Маркетинговая стратегия
3. Сведения о конкурентах
4. План экономической стратегии, в котором отражаются количественные и акчественные показатели работы организации.