Отраслевые особенности организации в рыночной экономике. Организационно-правовые формы организаций.
ОПОРНЫЕ КОСПЕКТЫ
для студентов отделения заочного обучения
по специальностям:
080110 «Экономика и бухгалтерский учет»
080501 «Менеджмент»
080302 «Коммерция»
080402 «Товароведение»
Санкт-Петербург
2010-2011 уч.год
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ | СТРАНИЦА |
ТЕМА 1.Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике | |
ТЕМА 2.Организационно-правовые формы организаций (предприятий) | |
ТЕМА 3.Основные иоборотные фонды. Нематериальные активы и их роль в деятельности организации. Аренда и лизинг. | |
ТЕМА 4.Кадры организации и производительность труда | |
ТЕМА 5.Формы и системы оплаты труда | |
ТЕМА 6.Издержки производства и издержки обращения | |
ТЕМА 7.Понятие и роль цены в рыночной экономике | |
ТЕМА 8. Доходы, прибыль и рентабельность | |
ТЕМА 9.Планирование деятельности организации (предприятия) | |
ТЕМА 10.Основные показатели деятельности организации | |
ТЕМА 11. Организация (предприятие) на внешнем рынке | |
Курсовая работа |
ТЕМА 1.
ТЕМА 2.
Организационно-правовые формы организаций.
ТЕМА 3.
Среднегодовая стоимость основных фондов
2) фондоемкость (Фе) – показатель, обратный фондоотдаче, показывает, сколько необходимо основных фондов на один рубль товарооборота.
Фе = среднегодовая стоимость основных фондов
Товарооборот
3) Рентабельность основных фондов (Р)–это прибыль, приходящаяся на 1 рубль стоимости основных фондов
Р = прибыль
Среднегодовая стоимость основных фондов
4) Эффективность использования торговой площади – показывает величину товарооборота и прибыли, приходящихся на 1 кв.м. торговой площади
товарооборот
торговая площадь, кв. м. прибыль
Торговая площадь, кв. м.
Понятие оборотных активов.
Оборотные фонды в отличие от основных непосредственно участвуют в обороте, т.е. меняют свою форму стоимости за один оборот. К оборотным фондам относятся сырье, топливо, материалы, товары, тара, инвентарь сроком службы до года, денежные средства.
Оборотные фонды необходимо использовать эффективно.
Для оценки эффективности их использования организацией рассчитывают следующие показатели :
1. Оборачиваемость оборотных фондов(В) – это период времени, за который оборотные фонды совершают кругооборот, то есть переходят из товарной формы в денежную и наоборот.
Оборачиваемость рассчитывается в днях и числе оборотов.
В ( дни) = средний запас оборотных фондов
Товарооборот среднедневной
Чем меньше дней требуется организации для реализации имеющегося товарного запаса , тем эффективнее используются оборотные фонды и улучшается финансовое состояние организации.
Например.
Товарный запас - 700 тыс.руб., товарооборот среднедневной –35 тыс. руб.
Следовательно, оборачиваемость = 20 дней.
В ( обороты ) = товарооборот за период
Средний запас оборотных средств
Чем больше оборотов совершат оборотные фонды за определенный период времени, тем эффективнее они используются и соответственно лучше финансовое состояние организации.
2. Фондоотдача оборотных средств.
Фо = товарооборот
Средний запас оборотных средств
Из этого показателя видно, какой товарооборот организация получила на 1 рубль используемых оборотных фондов.
3. Фондоемкость – показатель, обратный фондоотдаче.
Фе = средний запас оборотных средств
Товарооборот
ТЕМА 4.
Производительность труда в торговле ( ПТ ) – это объем товарооборота на одного работника за единицу времени.
ПТ = Товарооборот
Численность работников
На производительность труда оказывает влияние:
· объем товарооборота. Чем он больше, тем выше производительность труда;
· структура товарооборота. Продажа различных товаров требует различных затрат времени и труда, те разной трудоемкости. Коэффициент трудоемкости является обратным коэффициенту производительности труда.
Трудоемкость = 1 /ПТ
ПТ х Ч ПТ (2),
Пример.
Рассчитайте численность работников магазина в планируемом году по данным:
В отчетном году товарооборот - 4788 т.р.,
численность работников - 56 чел.,
В плановом периоде товарооборот увеличится на 7, 5 %,
производительность труда продавцов увеличится на 1, 5 %,
Решение
1.Товарооборот плановый 4788 х 107,5 = 5148 т.р.
2.Производительность труда в отчетном году 4788 т.р. = 85, 5 т.р.
56 чел.
3.Производительность труда в плановом году 85, 5 х 101,5 = 86, 8 т.р.
4. Численность в плановом году 5148 = 59 чел.
86,8
Методика расчета численности работников
Расчет численности работников осуществляется в соответствии с хозяйственной целесообразностью: режимом работы, объемом товарооборота и т.д.
Но в особом порядке определяется численность продавцов и кассиров. Она зависит от режима работы предприятия и количеств рабочих мест. Расчет ведется в следующей последовательности:
1. Определяется явочная численность – это количество продавцов, которые должны ежедневно выходить на работу
Чя = РМ ( Вм + Впу )
Вп (40 час.)
РМ – количество рабочих мест,
Вм – время работы магазина в неделю,
Впу - время на подготовку и уборку рабочих мест в неделю
Вп - время работы продавца в неделю по законодательству ( 40 часов )
2. Определяют списочную численность продавцов – это численность продавцов с учетом их подмены на время отпуска и болезни.
Чс. = Чя х Д
Ф
Д – полный фонд рабочего времени продавца за год
Д = 365 дней – выходные дни – праздничные дни
Ф – фактический фонд рабочего времени продавца за год
Ф = Д – дни отпуска – дни невыхода на работу по уважительной причине.
Пример.
Рассчитайте численность продавцов по магазину на планируемый год :
число рабочих мест – 10,
часы работы магазина в неделю 6 дней по 8 часов,
время на подготовку и уборку рабочих мест в неделю - 0,5 ч. в день
Д = 253 дня
Ф = 233 дня.
Решение.
Чя = 10 х ( 48 + 3 ) = 12, 8 чел.
Ч с = 12.75 х 253 = 14 чел.
Сумма ТН = покупная цена без НДС х ТН %
100 %
ТЕМА 5.
ТЕМА 6.
Последовательность расчета.
1. Определяется плановый уровень издержек обращения
Уио план. = У ио отчет. х ( 100 +,- темп изменения Уио )
Например.
Уровень издержек обращения за 1 квартал - 14 %.
Во П квартале уровень снизится на 6 % ( по темпу снижения )
Рассчитывается уровень издержек обращенияна П квартал
Уио план. = 14 х (100 – 6) = 13.5 %
2.Определяется плановая сумма издержек обращения
ИО план. = Т план х У и.о. план
100 %
Метод технико-экономических расчетов (нормативный).
При этом методе для расчетаиздержек обращения используются нормы и нормативы расходов по отдельным статьям, которые устанавливаются российским законодательством или локальными (местными)правовыми актами (ставки налогов, оклады работников и т.д.).
Последовательность расчетов.
1. Рассчитываются расходы по каждой статье издержек обращения в сумме и в % к товарообороту.
2. Определяется общая сумма и уровень издержек обращения путем суммирования расходов по отдельным статьям.
Расходы по каждой статье планируются в соответствии с установленными нормативами, тарифами, ставками, ценами на электроэнергию, услуги и другим расчетным показателям в соответствии с объемом товарооборота, договором на коммунальные услуги и другими исходными данными.
В состав важнейших статей затрат входят:
1. Транспортные расходы. Затраты по этой статье зависят от объемов перевозимого груза, расстояния перевозки и тарифа за перевозку, который может быть установлен в рублях за 1 км или в % от стоимости перевозимого груза.
2. Расчет расходов на оплату труда рассматривался выше. При планировании обеспечить опережающий прирост товарооборота по сравнению с фондом заработной платы. То есть рост средней заработной платы не должен опережать рост производительности труда.
3. Отчисления на социальные нужды планируются исходя из расходов на оплату труда и установленных ставок Единого социального налога, тарифов платежей в Пенсионный фонд и др. платежей.
4. Расходы на аренду зданий и сооружений определяются на основе предусмотренного в договоре аренды размера арендуемой площади и ставки арендной платы за 1 кв. м площади.
5. Амортизация основных средств определяется исходя из среднегодовой стоимости основных средств и норм амортизационных отчислений. Планирование среднегодовой стоимости осуществляется с учетом предполагаемого ввода или выбытия основных средств.
6. Расходы на ремонт основных средств предусматриваются в соответствии с потребностью в ремонте помещений, оборудования, инвентаря.
ТЕМА 7.
Порядок регулирования цен.
В условиях рынка порядок установления цен предусматривает наличие двух видов цен: свободных ( рыночных ) и регулируемых.
Свободные цены – формируются только под воздействием спроса и предложения. Регулируемые - это цены, размер которых ограничивается, лимитируется государством или законодательными органами власти на местах.
В настоящее время регулирование цен осуществляется тремя путями:
- установление предельного размера рентабельности у производителя продукции. Постановлением Совета Министров – Правительством РФ от 7 октября 1993 г. № 1013 предельный уровень рентабельности на продукты детского питания установлен в размере 20 %. Р = прибыль : себестоимость х 100 %.
Это значит, что изготовитель не имеет права включать в цену сумму прибыли, превышающую 20 % от себестоимости продукции .
- установление предельных размеров оптовых и торговых надбавок.
Распоряжением Губернатора СПб № 1420-р установлен предельный размер торговых надбавок на лекарства не более 25 % и 35 % от фактической цены закупки в зависимости от их вида по установленному перечню, предельный размер оптовых надбавок установлен в размере 15 % от фактической отпускной цены предприятия- производителя лекарственных средств.
Распоряжением мэра С-Пб от 02.02.94 № 96-р на продукты детского питания предельный размер оптовых и торговых надбавок установлен в размере 50 %.
- установление минимальных цен на водку и др. алкогольную продукцию крепостью свыше 28 % (не менее 60 руб. в оптовой торговле за 1 л. и 62 руб. за 1 литр – в розничной торговле ).
Виды цен.
В зависимости от характера обслуживаемого оборота система цен представлена следующими видами:
· оптовые
· розничные
· закупочные
Все эти цены одновременно выступают как покупные и продажные.
Оптовые цены устанавливаются на продукцию промышленных предприятий, т.е. действуют в сфере промышленного производства.
Оптовые цены делятся на два вида:
1. Оптовая цена предприятия ( ОЦП ) – это цена определяющая стоимость продукции для ее производителя.
ОЦП = себестоимость + прибыль.
2. Отпускная цена (ОтпЦ) – это цена, по которой производитель продает свою продукцию.
ОтпЦ = ОЦП + А + НДС, где А – это акциз, НДС – это налог на добавленную стоимость
3. Цена закупки (ЦЗак)- это цена, по которой посредник реализует свою продукцию или покупатель закупает продукцию у посредника.
ЦЗак = ОтпЦ + ОН + НДС, где ОН - оптовая надбавка
Розничные цены (РЦ) - это цены, по которым потребительские товары реализуются непосредственно населению для личного потребления.
РЦ = покупная цена + ТН + НДС, где ТН - торговая надбавка.
Закупочные цены – это цены, которые действуют в сфере обращения сельскохозяйственной продукции. По этим ценам сельскохозяйственная продукция и сырье реализуется промышленным предприятиям для переработки, розничным предприятиям для реализации населению. Уровень закупочных цен зависит от климатической зоны и сезона. Закупочная цена отражает затраты по производству сельскохозяйственной продукции и дает производителю 4.
С/С
Рентабельность показывает, сколько прибыли (чистого дохода) получила организация на каждый рубль средств, затраченных на произведенные товары.
Прибыль необходима для:
- совершенствования материально-технической базы организации;
- расширения производства;
- улучшения финансового состояния организации;
- стимулирования своих работников;
- часть прибыли поступает в бюджет в виде налога на прибыль ( 24 % ).
Акциз – это косвенный налог, который включается в цену товара продавцом и оплачивается конечным потребителем (т.е. населением). Продавец является посредником по взиманию данного налога с населения и перечислению его в бюджет. Акциз в полном объеме поступает в государственный бюджет.
Акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с главой 22 Налогового Кодекса РФ ( НК РФ ). Данным налогом облагается определенный перечень товаров, называемых подакцизными, а именно:
1. спирт этиловый
2. алкогольная продукция
3. пиво
4. табачные изделия
5. автомобили легковые и др.
Экономическая суть данного налога - усиление налогового бремени на потребителей вышеперечисленных товаров.
Ставки акциза устанавливаются в процентах или в рублях и копейках за единицу измерения подакцизного товара.
Например: за 1 литр безводного этилового спирта – 18 руб.,
сигареты с фильтром за 1000 штук – 60 руб.
Ставки акцизов периодически пересматриваются в законодательном порядке.
Налог на добавленную стоимость (НДС ) – это косвенный налог, включаемый в цену товаров продавцом, так же как и акциз. Взимается на всех стадиях движения товара и уплачивается в государственный бюджет в соответствии с гл. 21 НК РФ.
По действующему законодательству НДС исчисляется по следующим ставкам:
0 % - на экспортируемые товары;
10 % - на продовольственные товары, лекарства, детский ассортимент по утвержденному перечню;
18 % на остальные товары, работы, услуги.
Для включения НДС в продажную цену его надо рассчитать по установленным ставкам от продажной цены товара с учетом акциза (если товар подакцизный).
Например: себестоимость 1 изделия 100 руб., прибыль 30 руб., НДС –18%. Определите сумму НДС, а также отпускную цену.
1.Оптовая цена = 100 руб. + 30 руб. = 130 руб.
2.Сумма НДС = 130 руб. х 18 : 100 = 23,4 руб.
3.Отпускная цена = 130 + 23,4 =153,4 руб.
Оптовая надбавка – элемент розничной цены, включаемый в нее оптовым предприятием (посредником ) для возмещения издержек обращения и получения прибыли. Оптовая надбавка устанавливается самостоятельно с учетом спроса и предложения за исключением перечня товаров, по которым введены ограничения по ее размерам.
Оптовая надбавка устанавливается в %:
- к отпускной цене без НДС, если посредник закупает товар непосредственно у предприятия-изготовителя по отпускной цене;
- к закупочной цене, если закупается у сельскохозяйственного производителя;
Другими словами, оптовая надбавка устанавливается в % к покупной цене без НДС.
Сумма ОН = покупная цена без НДС х % ОН.
Торговая надбавка - этоэлемент цены, включаемый в нее розничным предприятием для возмещения издержек обращения и получения прибыли. Размер торговой надбавки устанавливается самостоятельно в зависимости от спроса и предложения за исключением ограниченного перечня товаров, по которым введены ограничения торговой надбавки.
Торговая надбавка устанавливается в процентах к покупной цене (к отпускной, закупочной и цене закупки) без НДС.
ТЕМА 8.
Или
план. Уп (рентабельность) = план. УВД– план. УИО
ТЕМА 9.
Планирование деятельности организации
Понятие планирования и прогнозирования.
Планирование – это процесс формирования целей деятельности организации и путей их достижения.
Различают 2 типа планирования:
- директивное – носит обязательный характер для исполнителей
- индикативное – носит информационный, ориентирующий характер.
Принципы планирования:
- научность (знание законодательства);
- принцип скользящего планирования (постоянная корректировка, т.е. изменение, уточнение в процессе исполнения плана) Например, годовой план корректируется ежеквартально с учетом каких-либо факторов, влияющих на производство, в свою очередь квартальные планы могут корректироваться ежемесячно.
- Многовариантность (составляется не один вариант плана, а несколько, с учетом работы в наилучших, наихудших и оптимальных условиях).
По срокам составления планы делятся:
- долгосрочные – сроком на 3 – 5 лет. Они определяют стратегию организации;
- среднесрочные – от 1 до 3 лет.
- краткосрочные – до 1 года. Они более детальные и конкретные.
Методы планирования
Методы планирования:
· Балансовый метод– обеспечивает соответствие между ресурсами и их использованием. При этом методе составляется двухсторонняя таблица - баланс.
Различают балансы
А) Материальные: баланс товарооборота - увязывает приход и расход товаров.
Б) Стоимостные или денежные: Государственный бюджет, Финансовый план предприятия - увязывает доходы и расходы.
· Экономико-статистический метод – при его использовании за основу берутся фактические данные сопоставимых периодов и, учитывая намечающиеся изменения в работе организации, рассчитывают показатели на будущее.
Например: товарооборот магазина за январь 70 тыс. руб.
В феврале товарооборот увеличится на 10 % по сравнению с январем.
Рассчитываем товарооборот в феврале с учетом его роста.
70 тыс.руб. - 100 %
х - 110 %
х = 70 х 110 % = 77 тыс.руб.
· Нормативный метод (технико-экономических расчетов) – при этом методе расчеты осуществляются при помощи норм, нормативов, тарифов, ставок и т.д.
Этим методом планируются товарные запасы, расходы организации.
· Бизнес-планирование -в условиях рыночной экономики план работы организации может быть назван бизнес-планом.
Бизнес-план, его значение и содержание.
Как правило, бизнес-план разрабатывается на 3-5 лет и ежегодно корректируется. Бизнес план представляет собой комплексный план развития фирмы.
Это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
В конечном счете бизнес-план отвечает на вопрос – стоит ли вообще вкладывать деньги в дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
Разделы бизнес-плана:
1.Описание фирмы (название организации, адрес, история развития, сфера бизнеса, контактный телефон, режим работы).
2. Маркетинговая стратегия
3. Сведения о конкурентах
4. План экономической стратегии, в котором отражаются количественные и акчественные показатели работы организации.
ТЕМА 10.
Тодн
где ТЗ – товарный запас,
Тодн – однодневный или среднедневной товарооборот
Тодн = Т за период
Д в периоде ,где Д – число дней в периоде.
Для расчета принимается:
месяц – 30 дней, квартал – 90 дней, год – 360 дней
Например. Товарные запасы на 1 октября 350 т.р.,
товарооборот в день - 50 т.р.,
товарные запасы в днях = 350 т.р. : 50 т.р. = 7 дней.
При расчете товарных запасов в оптовой торговле надо учитывать одну особенность, которая заключается в том, что товарные запасы рассчитываются исходя из величины складского товарооборота.
ТЗ в днях = ТЗ в сумме
Тодн (складской)
ТЗ в сумме = ТЗ в днях х Тодн (складской )
Товарные запасы классифицируются по разным признакам:
-по назначению;
-по срокам;
-по размерам;
- по местонахождению;
- по единицам измерения.
На размер товарных запасов влияют следующие факторы:
- объем товарооборота;
- сложность ассортимента;
- состояние материально-технической базы организации;
- частота завоза;
- физико-химические свойства товара;
- географические особенности;
- сезонность производства и потребления товаров;
- спрос на товары;
- квалификация работников.
Понятие товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость – это время, за которое реализуется товар, то есть товарооборачиваемостью называется скорость реализации товаров.
Товарооборачиваемость является одним из важнейших показателей эффективности работы торговых организаций, так как при ее ускорении у организации увеличивается товарооборот, валовой доход и прибыль, улучшается финансовое положение, а денежные средства, вложенные в товары, высвобождаются.
При замедлении товарооборачиваемости все экономические показатели ухудшаются, а денежные средства, вложенные в товары, « замораживаются».
Таким образом, основной задачей организации является ускорение товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость рассчитывается в днях и числе оборотов.
Товарооборачиваемость в днях показывает, за сколько дней реализуется средний товарный запас или среднее время реализации.
В (дни) = ТЗ средний : Тодн, где В – товарооборачиваемость.
Средний товарный запас за период рассчитывается по формуле средней хронологической:
ТЗ средний = ТЗ1 : 2 + ТЗ2 + ТЗ3 +… + ТЗ п : 2
П –1
где п - количество дат, на которые берется величина запасов.
Товарооборачиваемость в оборотах показывает, сколько оборотов за данный период совершит средний товарный запас.
В ( обороты) = Т : ТЗ средний
Пример.
Рассчитайте товарооборачиваемость в днях и числе оборотов, если товарооборот за квартал 558 т.р., средний запас – 80, 3 т.р.
товарооборот однодневный 558 т.р. = 6, 2 т.р.
- рассчитывается норматив товарных запасов в суммев целом по организации путем сложения товарных запасов в сумме по всем товарным группам
- рассчитывается среднюю норму товарных запасов в днях в целом по организации.
Средняя норма = НТЗ в сумме по организации
Планирование товарооборота на основе удельных весов товарных групп в общем объеме товарооборота.
Последовательность расчетов:
-определяется удельный вес товарооборота товарной группы (%) в общем объеме товарооборота отчетного периода
Уд. вес = Т товар. группы х 100
Т общий
-определяется удельный вестоварооборота товарной группы в плановом периоде
Уд. вес = Уд. вес в отчет. периоде +,- изменения удельного веса в план. периоде
- определяется плановый товарооборот по товарным группам
Т план. по товар. группе = Т общий план. х Уд. вес товар. группы план.
3. Планирование товарооборота на основеиндексов изменения показателей.
При этом способе расчетов планируется товарооборот по отдельным товарным группам, для чего применяются индексы изменения показателей численности населения, среднедушевого потребления данного товара и цен на товары.
Последовательность расчетов :
1. Определяется общий индекс товарооборота путем умножения индексов изменения численности населения, среднедушевого потребления и цены.
Например: численность населения уменьшилась на 2 %, среднедушевое потребление кондитерских товаров увеличилось на 3 %, цены выросли на 5 %.
Рассчитываются индексы этих показателей
J численности населения = (100 – 2) : 100 = 0, 98
J потребления в среднем на душу населения = (100+3) : 100 = 1, 03
J цены = (100 + 5) : 100 = 1,05
Определяется общий Jтоварооборота
J общ. = J числ. х J потреб. х J цен
Jобщ. = 0, 98 х 1, 03 х 1, 05 = 1,059. Это значит, что товарооборот в плановом периоде составит 105, 9 % по сравнению с отчетным.
2. Определяется плановый товарооборот
Т плановый = Т отчетный х Jобщ.
товарооборот отчетного периода составил 150т. р.
Т плановый = 150 т.р. х 1,059 = 158, 9т.р.
Определение оптимального размера товарных запасов.
Целью планирования товарных запасов является расчет оптимальный величины товарных запасов для данной организации, которая при наименьших затратах обеспечит бесперебойную продажу товаров. Плановая величина запасов называется нормативом (Н).
Товарные запасы планируются в днях и в сумме.
При планировании используется нормативный метод.
Последовательность планирования:
1. Расчет товарных запасов по товарным группам.
Сначала рассчитывается норма товарных запасов в днях по элементам.
Затем рассчитывается норматив товарных запасов в сумме по каждой товарной группе
НТЗ по = Т одн. по товар. х НТЗ в днях по товар.
Товар. группе группе группе
2. Расчет товарных запасов в целом по организации.
После расчета товарных запасов в днях и в сумме по каждой товарной группе необходимо определить товарные запасы в целом по организации.
Последовательность расчетов:– поступления товаров.
Поступление товаров рассчитывается как в целом по организации, так и по каждой товарной группе исходя из балансовой взаимосвязи между показателями товарооборота
П = Р + Зк + Еу + ПрВ - Зн
Поступление товаров в организации торговли осуществляются на основе договоров поставки или разовых сделок. Как правило, договор поставки предусматривает долговременные отношения.
В договоре поставки указываются период доставки товаров, их ассортимент, форма расчетов и др.
Особенности планирования показателей товарооборота в оптовой торговле
В оптовой организации расчет показателей товарооборота осуществляется аналогично их расчету в розничной торговле. Но при этом следует учитывать некоторые особенности.
В оптовом предприятии расчет товарных запасов осуществляется только по складскому товарообороту, как было рассмотрено выше.
При расчете товарного обеспечения составляются два плана:
План поступления товаров на склад оптового предприятия. При этом учитывается только складской оборот
П = Рскл. + Зк – Зн
2. План закупок товаров оптовым предприятием (Зак). При его составлении учитывается весь оптовый оборот с участием в расчетах.
Зак = Робщ. + Зк – Зн
ТЕМА 11.
ОПОРНЫЕ КОСПЕКТЫ
для студентов отделения заочного обучения
по специальностям:
080110 «Экономика и бухгалтерский учет»
080501 «Менеджмент»
080302 «Коммерция»
080402 «Товароведение»
Санкт-Петербург
2010-2011 уч.год
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ | СТРАНИЦА |
ТЕМА 1.Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике | |
ТЕМА 2.Организационно-правовые формы организаций (предприятий) | |
ТЕМА 3.Основные иоборотные фонды. Нематериальные активы и их роль в деятельности организации. Аренда и лизинг. | |
ТЕМА 4.Кадры организации и производительность труда | |
ТЕМА 5.Формы и системы оплаты труда | |
ТЕМА 6.Издержки производства и издержки обращения | |
ТЕМА 7.Понятие и роль цены в рыночной экономике | |
ТЕМА 8. Доходы, прибыль и рентабельность | |
ТЕМА 9.Планирование деятельности организации (предприятия) | |
ТЕМА 10.Основные показатели деятельности организации | |
ТЕМА 11. Организация (предприятие) на внешнем рынке | |
Курсовая работа |
ТЕМА 1.
Отраслевые особенности организации в рыночной экономике. Организационно-правовые формы организаций.
Сущность и значение торговли.
В рыночных условиях экономическое содержание торговой услуги заключается в посреднической деятельности по продвижению товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи. Произведенные товары поступают в сферу потребления через стадию обмена. Обмен, осуществляемый при посредстве денег, называется товарным обращением. Обращение потребительских товаров называется торговлей.
Торговля – это отрасль, осуществляющая функции товарного обращения предметов потребления.
Сущность и значение торговли выражается в двух функциях:
1.Доведение предметов потребления до потребителя. При этом работники торговли выполняют такие операции как, транспортировка товаров, упаковка, фасовка, сортировка и т.д.
2. Смена формы стоимости товаров или обмен товаров на деньги, т.е. продажа товаров. При этом работники торговли осуществляют следующие операции: реклама товаров, инкассация выручки, ведение кассового хозяйства и т.д.
Выполнение организациями торговли этих функций имеет важное экономическое значение:
- возмещаются затраты на производство продукции;
- формируются денежные средства, необходимые для оплаты труда работников сферы материального производства;
- образуется прибыль для расширенного воспроизводства и обеспечивается поступление налоговых платежей в государственный бюджет.
Следовательно, торговля в условиях рыночных отношений занимает одно из ключевых мест в экономике страны.
Роль торговли.
· Торговля оказывает влияние на производство и на потребление и организует связи между производителями и потребителями.
Торговля должна воздействовать на производителя с целью улучшения качества товаров и расширения ассортимента. Такое воздействие лучше оказывать тогда, когда организованы прямые связи между производителями и торговлей.
· Оказывает влияние на потребителя с целью увеличения объема продаж посредством использования рекламы, презентаций (представление реализуемой продукции), выставок-продаж и т.д.
· Торговля осуществляет экономические связи между промышленностью и сельским хозяйством и тем самым торговля способствует экономическому развитию промышленности и сельского хозяйства.
С одной стороны промышленность направляет в сельскую местность орудия труда, а также предметы потребления; с другой стороны сельское хозяйство направляет в город продукты питания, а также сырьё для лёгкой и пищевой промышленности.
· Торговля оказывает воздействие на формирование доходов государственного бюджета. Государственный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходная часть бюджета формируется в основном за счёт налогов. При этом наибольшее значение имеют такие налоги, как НДС, акциз, импортные таможенные пошлины, налог на прибыль и др.
Следовательно, от объема реализованных товаров зависит поступление этих налогов в государственный бюджет.
· Торговля осуществляет экономические связи между регионами.
Такие связи необходимы по следующим причинам:
1. Ограниченность ресурсов.
Различия в природных и климатических условиях.
Специализация отдельных предприятий.
Различия в численности и составе населения.
Торговля, осуществляя эти экономические связи, способствует развитию различных областей, краёв, а также более полному удовлетворению спроса населения на товары.
· Торговля осуществляет экономические связи между различными отраслями промышленности. Такие связи необходимы, так как продукция одних отраслей часто является сырьём для других отраслей народного хозяйства. Например, ткани являются сырьем для производства продукции в мебельной промышленности, в швейной промышленности, в обувной и пр.
· Торговля оказывает воздействие на денежное обращение в стране, т.к. количество денег находящееся в обращении, зависит от количества товаров, от уровня цен на товары и от скорости реализации этих товаров. Кроме того, торговая выручка сдаётся в кассы банков.
Классификация торговых организаций.
Торговые организации, как самостоятельно хозяйствующие субъекты рынка классифицируются по разным признакам.
1. По отраслям:
- розничная торговля
- предприятия оптовой торговли
- предприятия общественного питания
Организации розничной торговли предназначены для продажи товаров населению, а организации оптовой торговли специализируются на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между производителями и розничной торговлей.
2. По количественному признаку:
- крупные
- средние
- малые
Главный критерий отнесения к одной из групп – численность работников. Например, в оптовой торговле к малым предприятиям относятся предприятия с численностью до 50 человек.
3. По товарной специализации:
- смешанные (торговля как продовольственными так непродовольственными товарами);
- специализированные – реализация одной товарной марки « Дом обуви», «Ткани»
- узкоспециализированные – реализация отдельных товаров какой-либо товарной группы (женская обувь);
- комбинированные – торговля несколькими товарными группами (мясо, рыба, овощи).
ТЕМА 2.