Стратегии роста и развития компании
В самом общем виде, абстрактно, организация имеет пять вариантов стратегического развития: 1) оставить все без изменений; 2) обеспечить внутренний рост; 3) выбрать стратегию внешнего роста; 4) произвести изъятие вложений; 5) выйти на международный рынок.
а. Более глубокое внедрение на рынок (концентрация). Такая стратегия требует от компании концентрации на том, чтобы делать в большем масштабе и лучше то, что обеспечивает успех компании, и она целесообразна, когда: • имеющиеся рынки не насыщены конкретным товаром или услугой, предлагаемыми компанией; • количество имеющихся покупателей может быть значительно увеличено; • доля рынка у основных конкурентов становится меньше, в то время как продажи по отрасли в целом растут; • существует тесная связь между объемом продаж и затратами им маркетинг в стоимостном выражении; • возросший эффект масштаба обеспечивает основные конкурентные преимущества. б. Развитие рынка. В этом случае компания представляет на уже освоенные рынки различные модификации товаров. Эта стратегия приемлема, если: • доступны новые каналы распределения — надежные, недорогие и качественные; • организация имеет успех в том, что она делает; • существуют новые неоткрытые или ненасыщенные рынки; • у организации есть необходимый капитал и трудовые ресурсы для того, чтобы расширить производство; • организация имеет избыточные производственные мощности; • базовая сфера деятельности организации быстро становится глобальной по масштабу. в. Разработка нового товара. Стратегия предполагает значительные модификации продукта или добавление новых к существующим продуктам с целью развить свое присутствие на рынке.
Выделяются следующие стратегии внешнего роста: а. Горизонтальная интеграция. Стратегия означает, что компания приобретает или сливается с основным конкурентом или с какой-либо другой компанией, действующей на той же стадии цепочки создания ценности. б. Вертикальная интеграция. Стратегия обычно включает приобретение компании, которая снабжает фирму сырьем или является покупателем ее продуктов и услуг. Это может осуществляться в обратном направлении относительно цепочки создания ценности (т.е. в направлении контроля над поставками сырья) или в прямом на-правлении (в направлении контроля за сетью распределения). Прямая интеграция осуществляется, когда: • существующая сеть распределения организации чрезвычайно дорога или ненадежна или не способна удовлетворить потребности организации по распределению продукции (услуги); • сеть качественного распределения ограничена так, что дает конкурентные преимущества тем фирмам, которые ею располагают; • у организации есть и капитал и трудовые ресурсы, необходимые, чтобы справиться с новой деятельностью по распределению ее собственных товаров; • преимущества стабильного производства особенно велики; в этом случае организация может увеличить спрос на свою продукцию посредством прямой интеграции; • имеющиеся оптовые или розничные торговцы имеют более высокие нормы прибыли, чем у компании; эта ситуация предполагает, что компания может выгодно распределять свои собственные товары и установить на них более конкурентные цены за счет прямой интеграции. Обратная интеграция производится в случаях, если: • имеющиеся поставщики организации исключительно дороги или ненадежны или не отвечают потребностям фирмы в деталях, комплектующих или сырье; • организация конкурирует в отрасли производства, которая быстро растет; это учитывается в связи с тем, что интеграционные типы стратегии (прямая, обратная и горизонтальная) снижают способность организации к диверсификации в отрасли с падением производства; • организация имеет как капитал, так и трудовые ресурсы, необходимые, чтобы справиться с новым типом деятельности по поставкам себе своего собственного сырья; • особенно важны преимущества стабильных цен; принимая эту стратегию, организация может стабилизировать стоимость сырья и связанные с ней цены на свои товары посредством обратной интеграции. в. Концентрическая диверсификация. Включает внедрение в област
Стратегии развития бизнеса называют базисными, или эталонными, стратегиями.Они отражают четыре различных подхода к росту предприятия. Все многообразие стратегий, которые используют предприятия, является различными модификациями нескольких базовых, каждая из которых эффективна при определенных условиях и состоянии среды. Выделяют четыре базовые стратегии: 1. Ограниченный рост.Ее выбирает большинство предприятий в сложившихся отраслях со стабильной технологией. Цели развития устанавливаются от "достигнутого" и корректируются при изменении условий. Это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действий. 2. Рост.Эта стратегия чаще всего применяется в динамичных отраслях с часто меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодно значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года. Различают стратегии концентрированного ростапо отношению к базовому рынку или продукту и интегрированного роста, которые связаны с расширением предприятия путем добавления новых структур: 1)стратегия усиления позиции на рынке посредством активных действий по продвижению товара, привлечения новых пользователей товаров и т. п.; 2)стратегия развития рынка, заключающаяся в поисках новых рынков для уже производимого продукта; 3)стратегия развития продукта, имеющая целью рост объема продаж за счет организации производства и реализации нового продукта на уже освоенном рынке. 3. Сокращение (стратегия последнего средства).Данная стратегия выбирается предприятием реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в предыдущем периоде. К стратегии сокращения прибегают в тех случаях, когда показатели деятельности предприятия приобретают тенденцию к ухудшению и отсутствуют эффективные средства изменения такой ситуации. Выделяется три типа стратегий целенаправленного сокращения: 1)стратегия ликвидации - осуществляется, если предприятие не может вести дальнейший бизнес; 2)стратегия "сбора урожая" ориентирует на получение максимального дохода в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доход во время "сбора урожая" - распродажи имеющихся товаров при максимальном сокращении всех видов затрат; 3)стратегия сокращения - заключается в том, что предприятие закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов, с тем чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. 4. Комбинированная стратегия.Представляет собой любое сочетание рассмотренных стратегических альтернатив. Данной стратегии придерживаются, как правило, крупные предприятия, функционирующие в нескольких отраслях.