Технология разработки стратегии развития компании

Предварительный этап - необходимо создать приказом по предприятию рабочую группу и презентовать каким образом будет проводиться разработка стратегии.

1 этап разработки стратегии Определение сильных, слабых сторон внутренней системы предприятия - проводиться каждым экспертом самостоятельно на основе специального шаблона.

2 этапОпределение возможностей и угроз в развитии бизнеса со стороны внешней среды предприятия - проводиться также каждым из экспертов самостоятельно.

3 этапЭкспертная оценка сильных/слабых сторон, возможностей и угроз - на совместном совещании эксперты определяют, какие из представленного совокупного перечня действительно являются сильными (слабыми) сторонами, возможностями (угрозами), и также классифицируют их по различным параметрам. В результате получается классифицированный перечень, из каждой категории которого выбирают по одному выражению, а остальные записывают в транскрипции. Далее проводиться оценка каждым экспертом - самостоятельно, собирается, систематизируется и анализируется. Возможно подведение итоговой оценки - средним арифметическим, либо в учетом веса (от 0 до 1) каждого эксперта..

4 этапРазработка шаблона для установления причинно-следственных связей

Разрабатывается и раздается шаблон каждому эксперту для оценки и разработки причинно-следственных связей. Общее правило на данном этапе - сначала выявить связи между 2 мя объектами, затем пары между собой, а затем обратные связи.

5 этапУстановление причинно-следственных связей возникновения угроз, между сильными сторонами и возможностями в развитии бизнеса. На этом этапе проводиться совместное совещание с экспертами и они вместе определяют наличие причинно-следственной связи.

6 этапПодготовка шаблона матриц для экспертной оценки возможных решений. На этом этапе готовятся таблицы возможных решений и эксперты самостоятельно определяют наличие на их взгляд связи между тем или иным фактором - ставя в клетку знак "+" или оставляя его пустым.

7 этапЭкспертная оценка возможных решений на пересечении строк и столбцов матриц - определяют эксперты сначала индивидуально, затем на общем собрании.

8 этапРасчет сбалансированности предполагаемых решений и формирование рекомендаций по усилению, ослаблению загруженности ресурсов или излишних надежд на сильные стороны. Определяется как процентное отношение числа найденных решений к числу возможных решений.

9 этапМозговой штурм по возможным решениям в поле Сильные стороны / возможности (ССВ)

Результатом является набор решений: как использовать сильную сторону для достижения возможности?

10 этап Мозговой штурм по возможным решениям в поле Сильные стороны / угрозы (ССУ) Корректировка возможных решений в поле ССВ Результатом является набор решений:

1. Как предупредить появление угрозы используя сильную сторону?

2. Что делать, если угроза наступила?

3. Если угроза наступила, что необходимо сделать чтобы сильная сторона не превратилась в слабую?

11 этапМозговой штурм по возможным решениям в поле Слабые стороны / возможности (СЛСВ) Корректировка возможных решений в поле ССВ, ССУ Результатом является набор решений:

1. Что необходимо сделать со слабой стороной, чтобы перевести ее в сильную для достижения возможности?

2. Что сделать для того, чтобы слабая сторона не мешала осуществлению возможности?

12 этапМозговой штурм по возможным решениям в поле Слабые стороны / угрозы (СЛСУ) Корректировка возможных решений в поле ССВ, ССУ, СЛСВ Результатом является набор решений:

1. Что сделать со слабой стороной для предупреждения появления угрозы?

2. Что делать со слабой стороной при появлении угрозы?

13 этапФормирование матриц ССВ, ССУ, СЛСУ, СЛСВ с решениями

14 этапРазработка миссии, ценности, руководящих принципов, стратегических, долгосрочных и среднесрочных целей предприятия.

Видение: глобальное предназначение компании, видение каким должен быть социально значимый вклад компании в развитие отрасли, региона, страны. МИССИЯ - основная (общая) цель деятельности организации, четко выражающая причины ее существования, ее общественно-социальную значимость. Ценности компании: ключевые ориентиры, которые декларирует компания Руководящие принципы компании - то, чем предполагает пользоваться компания для достижения целей. Карта стратегии организации формируется в соответствии со типовой формой. На карте стратегии должны быть указаны стратегические цели организации и основные причинно-следственные связи между ними, в разрезе финансовой, клиентской, внутренней и перспективой персонала. Количество целей на карте стратегии не должно превышать 3-5 по каждому разделу. Количество причинно-следственных связей следует делать минимальным.

На карте стратегии НЕЛЬЗЯ указывать проекты и функции (процессы), выполняемые в организации. Формулировки целей должны иметь обобщенный характер.

15 этап Определение среднесрочных, долгосрочных и стратегических сроков реализации решений.

16 этапОпределение последовательности реализации решений в достижении возможностей (ССВ+ССУ) (срок, ответственный, исполнители, ранг)

17 этап Определение последовательности реализации решений для предотвращения угроз (СЛСУ+СЛСВ) Последовательность разрабатывается согласно дереву причинно-следственных связей.

18 этапБалансировка ресурсов и сроков

19 этапУтверждение приказа и концепции генеральным директором

Наши рекомендации