Управление ассортиментом товаров в оптовых организациях и определяющие его факторы.

Ассортимент оптовой торговой организации- совокупность видов товаров и их разновидностей, объединенных по одному или нескольким признакам, это ассортимент товаров представленный в организации.

Широта– кол-во товарных групп. Глубина – кол-во разновидностей товаров в рамках каждой товарной группы.Полнота – определяется количеством разновидностей товаров определенной группы или вида. Новизна - характеризуется количеством новых товаров среди всех товаров, составляющих ассортимент. Сбалансированность – сочетаемость различных товарных групп в соответствии с направленностью организации. Устойчивость– бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем организации. Структура – количественное соотношение товарных групп, и/или видов и разновидностей товаров, и/или отдельных товаров среди всех товаров, составляющих ассортимент.Гармоничность – определяется степенью близости между товарными группами ассортимента по их функциональному назначению, а также требованиями, предъявляемыми к организации их производства, хранения и реализации.

Формирование ассортимента– составление определенной совокупности товарных линий и/или товарных групп и отдельных товаров в соответствии со спросом покупателей, с целью его более полного удовлетворения. В ходе формирования производится его подсортировка – преобразование производственного ассортимента в торговый, т.е. соответствующий потребностям покупателей.

Принципы формирования ассортимента:

· обеспечение соответствия ассортимента спросу (требуется предусмотреть комплексное удовлетворение спроса в рамках избранного сегмента, широта и глубина ассортимента на складах должна зависеть от ассортиментного профиля обслуживаемых покупателей, размера складских помещений, состояния предложения на рынке и др.);

· обеспечение устойчивости товарного ассортимента (бесперебойное и ритмичное товароснабжение розничных потребителей товарами);

· обеспечение рентабельности предприятий оптовой торговли (скорость оборачиваемости товаров, производительность труда сотрудников).

Процесс формирования ассортимента:

· определение перечня ассортиментных позиций (основных групп и подгрупп реализуемых товаров) – номенклатуры товаров, прошедшей через опт в предыдущем году и номенклатуры товаров, указанных в договорах на поставку в этом году,

· определение кол-ва реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию;

· определение количества разновидностей каждого товара для неснижаемого ассортимента.

Инструмент с помощью которого осуществляется регулирование ассортимента товаров является ассортиментный перечень. В перечень включают наименования товаров, широта, количество разновидностей, которое постоянно должно быть в наличии на складе. Ассортиментный перечень рекомендуется разрабатывать на 1 год, однако в течение года можно вносить дополнения и изменения. Разработка ассортиментного перечня- это планирование ассортимента оптовой организации. Контроль за соответствием фактического ассортимента перечню осуществляют товароведы-коммерсанты, для этого они используют специализированное программное обеспечение.

Факторы формирования ассортимента: номенклатура товаров, экономическая содержательность (доход от товара) и др.

Управление ассортиментом включает в себя информационное обеспечение и определение потребности в товарах, выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения на рынок и установление хозяйственных связей между партнерами, организацию оптовых закупок и организацию оптовой продажи товаров, рекламно-информационную работу, оказание услуг и управление товарными запасами.

Этапы управления ассортиментом: *анализ динамики рынка и структуры спроса; *разработка предложений и их анализ; *утверждение окончательного варианта структуры ассортимента.

Планирование ассортимента является непрерывным процессом, продолжающимся в течение всего жизненного цикла продукции, начиная с зарождения замысла о создании нового изделия и кончая снятием его с производства. Иначе говоря, предприятие не может сколь угодно долго поставлять на рынок одну и ту же продукцию.

Факторы, способствующие изменению ассортимента:*научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки; *изменение товарного ассортимента у конкурентов; *изменение спроса на отдельные товары.

Наши рекомендации