Множественность цен на мировом рынке. Основные виды публикуемых цен.

Мировой рынок представляет собой совокупность рынков отдельных стран, с одной стороны, а с другой стороны, включает отдельные товарные рынки: нефти, угля, руд черных и цветных металлов, машин и оборудования, леса и лесоматериалов, минеральных удобрений, зерна, сахара, кофе, какао, чая и т.д. Рынки отдельных товаров отличаются как количеством реализуемой на них продукции, качественными их характеристиками, так и особыми условиями формирования цен. Поэтому отличительной особенностью мирового рынка выступает множественность цен на одинаковую продукцию.

Множественность мировых цен - наличие ряда цен на один и тот же товар в одной и той же сфере обращения (импортные, оптовые, розничные цены); наличие различных цен на товар одного и того же качества в примерно равных количествах на одинаковой транспортной или фрахтовой базе.

Множественность мировых цен является следствием:во-первых, политики монополий, устанавливающих систему цен, дифференцированных по рынкам, категориям покупателей;во-вторых, государственной политики (торговой и валютной);в-третьих, некоммерческих и иных специальных операций, осуществляемых правительственными организациями.

Основные виды публикуемых цен.

Справочные цены — это цены на товары, реализуемые на внутреннем оптовом и международном рынках. Они широко используются в топливо сырьевой группе товаров, а также по некоторым товарам-полуфабрикатам (химическая продукция, прокат металлов). В длительном плане тенденции изменения этих цен совпадают, поэтому для определения динамики мировых цен можно использовать показатели динамики справочных цен. Однако в краткосрочном плане справочные и фактические цены могут не совпадать, поскольку фактические цены более подвержены конъюнктурным колебаниям. Часто справочные цены оказываются выше цен фактических продаж, причем на мировом рынке расхождения между ними более существенны, чем на внутренних рынках.

Цены прейскурантов, каталогов, проспектов — это специально-разрабатываемые производителями цены возможной реализации на базисные виды товаров обычно массового производства. Эти цены либо публикуются в отраслевых изданиях, либо совещаются определенному кругу покупателей. Используются они главным образом для готовой продукции, например машинотехнической продукции или товаров широкого потребления. Так же как и справочные, эти цены не ориентированы на каких-либо конкретных покупателей. Часто эти цены служат базой при заключении сделки. Поэтому их уровень, как правило, выше цен фактических продаж на величину возможной скидки.

Цены предложений (оферт) — устанавливаются производителями без согласования с потребителями. Эти цены существуют на любом рынке, хотя информация о них не всегда общедоступна. Цены предложений могут носить индивидуальный характер, если оферты рассылаются по запросам конкретных покупателей, либо более общий характер, если оферты рассылаются широкому кругу покупателей или публикуются в рекламных проспектах, отраслевых бюллетенях и периодических изданиях. Это создает условия для формирования разных по уровню цен предложений для различных покупателей.

Цены торгов (тендеров) — это цены при специализированной форме торговли, основанной на конкурсном размещении заказов на поставку товаров или выдаче подрядов на производство определенных работ. Цены торгов, как правило, используются при продаже технически сложной и капиталоемкой продукции, имеющей часто уникальный или выраженный индивидуальный характер. За счет конкуренции потенциальных исполнителей заказ обычно удается разместить по минимальной цене, что отвечает интересам покупателя (заказчика).

16. Внешнеторговая политика государства. Свободная торговля и протекционизм.

Внешнеторговая политика - это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и/или их группировками с целью укрепления позиций страны и ее бизнеса на мировой экономической арене.

Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли (а тем самым и для эффективного расширенного воспроизводства национальной экономики в целом - обеспечения эффективного экономического роста, занятости и т. д.).

Двумя основными разновидностями внешнеторговой политики в настоящее время являются протекционизм и либерализация.

Протекционизм выступает как внешнеторговая (внешнеэкономическая) политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции (защитная функция протекционизма), а нередко и на развертывание и поддержку деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках, как на рынках отдельных стран и регионов, так и конкретных товарных сегментах мирового рынка.

Наиболее распространенным и гибким инструментом для проведения мер государственного регулирования импорта являются таможенные пошлины.

Таможенная пошлина – налог в пользу государства, взимаемый при пересечении границы с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи.

Для защиты внутреннего рынка и национальных производителей правительства пользуются также такими инструментами протекционизма, как импортные квоты и лицензии.

Импортная квота представляет собой установленную правительством предельную величину ввоза в страну за год определенных товаров из конкретной страны-производителя.

Импортная квота – самый губительный метод защиты рынка, и правительства других стран обычно реагируют на такую политику отдельной страны очень резко, вводя аналогичные квоты на ввоз ее товаров.

Либерализация (свободная торговля), напротив, предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом.

Протекционизм и либерализация в чистом виде выступают как определенные крайности внешнеторговой политики, в практике же, как правило, реализуется некий комбинированный, компромиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации.


17. Тарифные ограничения международной торговли.

Тарифные средства ограничения международной торговли – старейший метод регулирования внешнеторговых отношений. Основа – таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.

Таможенный тариф в узком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Однако таможенный тариф в широком смысле может быть определен, как инструмент внешнеторговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком и как конкретная ставка таможенной пошлины.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1) фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

2) защитную, относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

3) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Виды таможенных пошлин:

1. По способу взимания: специфические (фиксированные пошлины на каждую единицу импортного товара; не зависит от цены); адвалорные (взимаются с цены); смешанные (взимаются с цены и с объема).

2. По объекту обложения: импортные; экспортные; транзитные.

3. В зависимости от страны происхождения: максимальные (генеральные) – общий вид пошлины; минимальные – для товаров из стран, которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования (РНБ); преференциальные (льготные для товаров из PC; они меньше минимальных, иногда равны 0).

4. По характеру происхождения: автономные (устанавливаются данным государством самостоятельно); конвенционные (договорные) – устанавливаются в процессе переговоров.

Наши рекомендации