Порядок выбора поставщиков товаров. Основные и дополнительные критерии
выбора поставщиков.Возможны два направления выбора поставщика:
1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда).
2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего рынка: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифицировать деятельность). Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается большая эффективность.
Процедура выбора поставщика связана с использованием следующих основных источников информации:
· Каталоги и прайс–листы.
· Торговые журналы.
· Интернет – сайты.
· Рекламные материалы: фирменных каталогов, объявлений в СМИ.
· Конкурсы.
· Банки и финансовые институты официальных органов.
· Выставки и ярмарки.
· Торги и аукционы.
· Торговые представительства.
· Собственность исследования.
· Переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
· Конкуренты потенциального поставщика.
· Специализированные информационные агентства и исследовательские организации.
Основные признаки выбора поставщиков:
1. Цена
2. Сроки поставок
3. Качество
Дополнительные признаки выбора поставщиков:
1. Результаты работы по заключенным договорам
2. Гибкость ценовой политики
3. Возможность обеспечить доставку товаров
4. Предоставление товаров в рассрочку, без предоплаты или с отсрочкой платежа
5. Сроки выполнения текущих и экстренных заказов
6. Перспективность поставщика
Методы оценки поставщиков:
1. Балльный метод
2. «Идеальный поставщик»
3. Расстановка приоритетов
4. Метод экспертных оценок или анкетного опроса
5. Метод анализа иерархий
6. Перспективность поставщика
39) Использование стратегий "вытягивания" и "выталкивания" в сфере товарного
Обращения.
Необходимость недопущения конфликтов в канале распределения товаров заставляет производителя принимать меры по восстановлению единства мотивации всех участников канала по их превращению в единую команду.
Существуют две основные стратегии: Pull-стратегия и Push-стратегия. Нередко фирмы прибегают и к их комбинации, взаимодополнению.
Pull-стратегия, т.е. стратегия вытягивания, состоит в том, что производитель работает преимущественно с конечным потребителем с целью снятия того самого сопротивления в канале. Производитель создает для потребителя сильные стимулы, и тот начинает спрашивать соответствующий товар.
Ощутив реальный спрос, производитель, в свою очередь, делает заказ у оптовика, а тот закупает его у производителя. Потребитель как бы вытягивает на себя требуемый товар через весь канал распределения.
Стимулирование конечного потребителя на совершение покупки осуществляется с помощью всего инструментария продвижения товаров, например, прибегая к стимулированию потребителей пробной продукцией.
Активнейшую роль играет реклама. Не сходящие с экрана рекламные ролики вызывают устойчивый поток покупателей.
Pull-стратегия - это простой и надежный способ обеспечить лояльность всех участников канала распределения по отношению к продвигаемому товару. Причем своей цели производитель достигает порой, не вступая в прямой контакт с торговыми посредниками. Ему, например, не надо ни в чем убеждать оптовика не надо предлагать ему скидки и т.п. Каждый участник канала добровольно закупает товар просто потому, что это ему выгодно.
Особенно важным это преимущество является при трех и более уровневых каналах распределения, даже выявить всех участников которых (не говоря уже о том, чтобы как-то воздействовать на них) производителю очень сложно.
Pull-стратегия эффективна лишь при высокой интенсивности рекламной и иной маркетинговой активности. Вялые мероприятия по продвижению не создают достаточной плотности обращений конечных потребителей к производителям, чтобы те почувствовали спрос на данный товар.
Вторая стратегия, называемая Push-стратегией, или стратегией выталкивания, состоит в мотивации участников канала распределения (оптовых и розничных торговцев) с тем, чтобы они продвигали именно данный товар. Производитель «проталкивает» свой товар сквозь канал от одного звена цепочки к другому и так вплоть до конечного потребителя. Чаще всего это достигается с помощью инструментов стимулирования торговли. Например, оптовики могут получать премии за продвижение нового товара. Push-стратегия особенно эффективна тогда, когда с покупателем надо индивидуально работать, разъясняя ему преимущества товара.
Главная проблема Push-стратегии состоит в том, что стимулирование участников канала не гарантирует их постоянной лояльности. В конце концов, материальное стимулирование всегда имеет ограниченную величину. И вполне реальной является возможность того, что те средства, которые выделит на эти цели производитель, окажутся недостаточными, чтобы обеспечить рвение торговли в продвижении товара. Бывает также, что трудности, связанные с работой с определенным товаром, по оценке торговой организации, превышают выгоды от стимулирования.