Вопрос 36.Регулирование иностранных инвестиций в России.
Основную нормативно-правовую базу регулирования иностранных инвестиций составляют следующие законодательные акты:
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определяет: основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доход и прибыль , а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Одно из главных положении закона – обеспечение стабильных условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение правового режима иностранных инвестиций в России в соответствии с нормами международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» правовой режим деятельности
иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставленный российским инвесторам. Национальный режим к иностранным инвесторам применяется после разрешения процесса инвестирования и лишь в частноправовой сфере отношений с экономическими партнерами. В публично-правовой сфере иностранный инвестор получает свой статус, охватываемый понятием о режиме наибольшего благоприятствования. В законе № 160-ФЗ даются определения таких важных понятий, как «иностранный инвестор» и иностранные инвестиции.
Вопрос 37. Сущность и формы международной экономической интеграции. Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких, устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их производственных структур на различных уровнях и в различных формах.
· Самая простая форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участниками и, прежде всего, таможенные пошлины (при этом к третьим странам - у каждой из стран-участниц своя политика).
· Другая форма - таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. (Н-р, ЕС - Европейское сообщество).
В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.
· Более сложной формой является “Общий рынок”, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики и выравнивание экономических показателей.
· Но наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический (и валютный) союз. Экономический союз возникает на этапе высокого экономического развития. В нем проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на ее основе идет снятие всех препятствий, создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Во всех странах-участницах происходят крупные экономические преобразования.
· Самая совершенная форма - полная экономическая интеграция - характеризуется единой экономической политикой и, как следствие, унификацией законодательной базы. Для этого должны быть выполнены следующие условия: общая налоговая система, наличие единых стандартов, единое трудовое законодательство и т. д.
Вопрос 38.Этапы развития европейской экономической интеграции.
1. 1958-1968 – Досрочное создание таможенного союза (1968). В момент создания входило 6 стран: Германия, Италия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В 1967 – слияние руководящих органов ЕЭС (Европейского экономического сообщества) и ЕОУС (европейское объединение угля и стали) и Евратом (Европейским сообществом по атомной энергетике). Интеграционная группировка стала называться Европейским Сообществом.
Конец 60 – середина 80
1971 – принятие программы поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980 г. (план Вернера). С начала 1975 г. – страны окончательно передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам ЕС. 1979 – сформирована Европейская валютная система (ЭВС) с фиксированными, но регулируемыми валютными курсами + совместная расчетная валюта ЭКЮ. ЭКЮ - / European Currency Unit /- специальная европейская валютная единица, основанная на «корзине» (наборе) валют стран – членов ЕС. Ее исходным предназначением было содействие развитию интеграционных процессов между шестью странами Западной Европы, составлявших тогда Общий рынок. Объем эмиссии ЭКЮ также определяется на расчетной основе. Выпуск этой единицы осуществляется посредством зачисления выраженных в ней сумм на специальные счета. ЭКЮ не имеет материальной формы в виде банкноты или монеты. Она является записанной валютой.
Половина 80 – начало 90
1985 – принятие Единого Европейского Акта (вступил в силу с 1 июля 1987), который предусматривал создание к концу 1992 г. внутреннего рынка.
4. Начало 90 – начало 21 века.
С 1 января 1993 г. – введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества, т.е. был создан единый внутренний рынок. 1992 – Маастрихтский договор (вступил в силу в ноябре 1993), на основании которого с 1 января 1994 г. Европейское Сообщество было трансформировано в Европейский Союз.
Маастрихтский договор предполагал:
· Введение с 1993 г. единого гражданства ЕС.
· Формирование политического союза.
· Формирование экономического и валютного союза, сердцевиной которого должна была стать единая валюта – евро.
В 1999 году начала действовать Европейская система центральных банков,состоящая из
наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств – членов ЕС. ЕЦБ банк начал использовать евро для формирования единой денежной политики стран.
5.13 декабря 2007 – подписание Лиссабонского договора. Заменил собой не вступившую в силу Конституцию ЕС. ЕС получил статус юридического лица для подписания международных договоров.
На данный момент в состав Евросоюза входит 28 стран.