Вопрос 25. Система регулирования внешней торговли в РФ: этапы становления и развития.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

1)таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3)запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4)мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Этапы:

1)1992-первая половина 1994 г.- этап регулирования внешнеэкономических связей (ВЭС) с помощью преимущественно ограничительных мер — нетарифных и тарифных.

2)вторая половина 1994 — август 1998 г. - этап либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и ограниченного использования мер государственного регулирования ВЭС, преимущественно экономических.

3)с августа 1998 г. - этап усиления регулирующих функций государства. На этом этапе введение административных методов регулирования оказалось более эффективным, так как использование экономических инструментов (увеличение ставок таможенных пошлин, налогов, введение системы импортных депозитов и т. п.), с одной стороны, не смогло предотвратить демпинговые поставки по экспорту, а с другой стороны, приводило к существенному увеличению издержек у импортеров с последующим их перенесением на стоимость товаров при их реализации на внутреннем рынке.

Вопрос 26. Россия и ВТО: условия и последствия вступления.

22 августа 2012 г. Россия стала 156 страной-членом ВТО.

Обязательства России:1)устранить административные барьеры на доступ иностранных товаров к отечественным рынкам и различные количественные ограничения на импорт этих товаров;2)способствовать снижению импортных (до 7,8%) и экспортных пошлин на товары;3)осуществить завершение реформирования законодательства РФ согласно требованиям ВТО;4)способствовать увеличению доступа иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок.

После присоединения России к ВТО на 16% увеличился экспорт по группе «машины и оборудование», экспорт одежды и обуви вырос на 26%, продовольствия – на 5%. За первое полугодие 2015 года физический объем экспорта металлов и изделий из них вырос на 8,1%. Доля экспорта машин и оборудования в общей структуре составила 5,1%, стоимостной объем экспорта в этой категории вырос на 23%. За последний год российские производители в сфере сельского хозяйства экспортировали товаров на $20 млрд, рост составил 15%. Также усилила свои позиции Lada – прирост поставок в 2015 году составил от 20% в Казахстан до 4,5 раз в Германию. Вступление России в ВТО повлекло за собой снижение пошлин на новые импортные комбайны в три раза, на подержанные – в пять раз. В итоге производство комбайнов в России, Беларуси и Казахстане упало почти на 15%. Пошлины на импортные автомобили уменьшились с 30 до 25%.

ВОПРОС 27. Международный вывоз капитала: причины, формы и динамика. Регулирование вывоза капитала.

Международная миграция капитала — это движение капитала между странами, включающее экспорт, импорт капитала и его функционирование за рубежом. Причины вывоза капиталов: 1)относительный избыток капитала в стране;2)наличие возможности монополизировать местный рынок принимающей стороны;3)наличие в странах, принимающих капитал, более дешевого сырья и рабочей силы;4)стабильная политическая обстановка в стране-реципиенте;5)более низкие, по сравнению со страной-донором, экологические стандарты;6)наличие благоприятного «инвестиционного климата» в принимающей стране. Формы движения капитала: а)частный и государственный;б)денежная и товарная; в)краткосрочный и долгосрочный; г)ссудный и предпринимательский.

Чистый отток капитала в 2015 году из РФ составил $56,9 млрд, в 2014 году - $151,5 млрд., в 2013 году - $61 млрд.

В связи с тем, что миграция капитала оказывает существенное влияние на экономическое развитие страны, она регулируется государством. Методами такого регулирования являются валютные ограничения и валютный контроль. В последние годы в большинстве развитых стран преобладающей тенденцией является отмена и снятие ограничений на международное движение капитала благодаря соглашениям в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), принятию Кодекса либерализации Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейской энергетической хартии.

Наши рекомендации