Основные цели и задачи НАФТА

Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет.

Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.

В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила своей целью создание межгосударственных административных органов или разработку нового законодательства. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права. Таблица 1. Этапы развития торгово-экономических отношений в Северной Америке

Период Соглашение Основная идея
1947 г. Принятие «Плана Эббота» Стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики
1959 г. Соглашение о совместном военном производстве Внедрение американских стандартов в канадское производство военной техники
1965 г. Соглашение о либерализации торговли продукцией автомобилестроения (Автопакт) Стимулирование интеграции многих других отраслей. Стремление к либерализации рынка товаров и капитала
Конец 1970-х гг. Линия на организацию торгово-политического объединения США. Канады и Мексики Первоначально — энергетический союз трех стран. С 1979 г. изучаются перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли
1988 г. Американо-канадское соглашение о свободной торговле (ФТА) Формирование зоны свободной торговли между двумя странами в течение 10 лет
1992 г. (1994 г.) Подписано (вступило в силу) Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) Формирование зоны свободной торговли товарами между тремя странами, рассмотрение вопросов торговли услугами. движения инвестиций, права интеллектуальной собственности

Соглашение о НАФТА оказало конструктивное влияние на экономические взаимосвязи стран-участниц. Действие договора направлено на либерализацию отношений между США и Мексикой и между Канадой и Мексикой, поскольку взаимоотношения между США и Канадой либерализовывались в рамках двусторонней зоны свободной торговли, созданной в 1988 г.

Вопрос 41. Интеграционные процессы в Латинской Америке. МЕРКОСУР.

Специалисты выделяют три модели (уровня) интеграции в Латинской Америке:

модель частичных экономических преференций, которую лучше всего иллюстрирует Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ).

зона свободной торговли. Наиболее яркими примерами ЗСТ в Латинской Америке являются:

Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), которая существовала с 1960 по 1980 г.;

Карибская ассоциация свободной торговли (КАРАФТА), которая существовала с 1965 по 1973 года.

Однако ни одна из этих организаций не реализовала главных целей своего создания – ликвидации торговых барьеров и снижения таможенных пошлин, главной причиной чему послужило то, что страны-участницы этих региональных объединений больше участвовали в торговле с другими странами, чем друг с другом, из-за чего внутри этих объединений отсутствовали стимулы, которые работали, например, в ЕС

единый рынок, который в странах Латинской Америки стремятся создать (нельзя сказать, что это удалось им в полной мере, еще длится процесс становления):

Андская группа (создана в 1969 г. некоторыми прежними членами ЛАСТ, которые считали, что нужно обеспечить более высокий уровень интеграции, чем только свободная торговля, а именно:

- единые внешние тарифы;

- ограничение притока иностранных инвестиций;

- единую интеграционную политику в экономической и социальной сферах).

Центральноамериканский общий рынок,

Карибское сообщество и Карибский общий рынок;

Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР).

МЕРКОСУР - соглашение субрегионального характера о создании зоны свободной торговли, в соответствии с которым в 1991 г. был создан общий рынок стран Южного Конуса между Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем, подразумевающий отмену всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между этими странами, введение единого внешнего тарифа, свободное перемещение капиталов и рабочей силы, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере.

Наши рекомендации